Учим буквы. Развивающие задания для детей 5-6 лет

Учим буквы играя. Развивающие задания для детей 5-6 лет

Автор методической разработки
«Учим буквы играя. Развивающие задания для детей 5-6 лет»:
Морева Наталья Сергеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МА ДОУ ЦРР детский сад №24 г. Ишима Тюменской обл.
E-mail автора: mns969@mail.ru

Развивающие задания для детей 5 — 6 лет

Веревочные буковки
Буква в окошке
Найди и зачеркни
Буква растет
Буквенное лотo
Буква-путешественница
Буквенное домино
Дружилки

Возраст 5-6 лет для ребёнка и его родителей — это время подготовки к школе. Чем лучше ребёнок подготовиться, тем легче для него пройдёт адаптация к школьным условиям. Учить буквы играя для малыша интересно и естественно. Поэтому все развивающие задания для детей 5-6 лет должны проводиться в игровой форме. Надо следить, чтобы ребёнок не уставал и не терял интереса к буквам. Не стоит делать длительные задания. 10-15 минут игры с буквами вполне достаточны для дошкольника.

Веревочные буковки

Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из веревочек, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 5-6 лет.
Что вам понадобится: цветной картон, кусочки разного рода веревочек (тесьма, толстые нитки для вязания), простой карандаш, клей ПВА (желательно в бутылке с носиком-дозатором), платок или шарфик.

Как играть?
Расскажите ребенку, что будете вместе с ним делать необычные буквы. Поинтересуйтесь, какую букву он хотел бы сделать, или предложите букву сами — новую, а возможно, и ту, которую ребенок пока плохо выучил. На листе картона нарисуйте простым карандашом выбранную букву. Дайте ребенку клей, пусть малыш нанесет клей по контуру — «напишет клеем» букву. Пока клей не высох, наложите на контур веревочку. Если веревочка длинна для этой буквы, отрежьте остатки. Дайте поделке подсохнуть.

Предложите ребенку ощупать необычную букву, «запомнить ее руками».

Сделайте несколько таких букв, пусть ребенок узнает их с завязанными глазами на ощупь, находит одну букву из нескольких предложенных по вашему заданию. Ограничьте ощупывание буквы, водите рукой ребенка только по одному фрагменту буквы, предлагая отгадать ее.

Вариант:
Изготовленные для этой игры буквы вы можете использовать позднее для составления из них слогов и слов. Завяжите ребенку глаза платком или шарфиком, разложите перед ним буквы задуманного слова (не более 3-4 букв), пусть он ощупает веревочные буковки и составит из них слово.

Буква в окошке

Цель: запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать внимание.
Возраст: с 4-5-6 лет.
Что вам понадобится: белый и цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?
Подготовьте карточки из цветного и белого картона одинакового размера, приблизительно 13×18 см. Цветных карточек может пригодиться 3-5 штук, а количество белых карточек определите, исходя из количества заучиваемых букв. На карточках из белого картона напишите фломастерами крупные буквы. В карточках из цветного картона вырежьте «окошки» разной формы (круглые, квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные): в каждой карточке по одному окошку. Окошки желательно вырезать не посередине карточки, а смещая их немного вверх или вниз.

Развивающие задания для детей 5-6 лет
Игры для запоминания букв

Спрячьте за карточкой с окошком карточку с буквой. Постарайтесь сделать это так, чтобы ребенок не увидел букву раньше времени. Покажите ребенку окошко с буквой. Попросите его узнать и назвать букву в окошке (по фрагменту).

Обратите внимание! Одну и ту же букву можно загадывать многократно, чередуя карточки с окошками или изменяя предъявляемый фрагмент в окошке (это легко сделать, переворачивая карточку с окошком «вверх ногами»).

Игра поможет хорошо запомнить графические образы букв, не путать буквы при дальнейшем обучении чтению.

Найди и зачеркни

Цель: запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать внимание.
Возраст: с 5-6 лет.
Что вам понадобится: любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, возможно, «Букварь» или «Азбука», рекламные листовки из почтового ящика), карандаш/фломастер/ручка.

Как играть?
Для первой игры выберите текст с небольшим количеством крупных букв одинакового шрифта и размера. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и зачеркивать заданную букву, лучше ту, которую сейчас с ним заучиваете. Учите ребенка просматривать все буквы по порядку, не пропускать строчки. В другой раз букву можно обводить в кружочек, ставить под ней или над ней точку и т. п.

При успешном выполнении подобных заданий усложните инструкцию, предложите одновременно искать и зачеркивать (подчеркивать/обводить в кружок) 2 разные буквы.
Следующий уровень сложности — находить 2 разные буквы и обозначать из разными способами, например: подчеркнуть 0, зачеркнуть А. При выполнении заданий в таком варианте сначала предлагайте искать буквы, очевидно отличающие друг от друга, например М и Т, Л и Ы, Я и Н, А и Е, Ф и Ш. Затем, когда ребенок научится чередовать разные способы отметки искомых букв, предлагайте буквы, в написании которых есть схожие элементы, например Н и И, П и Н, В и Р, Б и Ы, Щ и Ц, С и О, Ж и К, Г и Т.

Со временем можно заменить текст для поиска с буквами одинакового размера и шрифта на текст или набор букв разного шрифта и размера. Для работы на таком уровне очень подходят рекламные листовки или объявления в газетах — там представлены буквы не только разного шрифта и размера, но и разного цвета. Еще один удобный вариант для подготовки таких заданий — печатание их на компьютере с использованием различных стилей и разных размеров букв.

Для усложнения условий игры можно ограничить время работы над заданием, например, работать 1 минуту. После того как время истекло, следует сосчитать количество букв, которые ребенок сумел просмотреть. От раза к разу количество просмотренных за 1 минуту букв будет увеличиваться, что станет ощутимым показателем успешности ребенка.

Интерес к данному упражнению сохраняется у детей очень долго. Поэтому вы можете вернуться к игре даже тогда, когда ребенок уже хорошо читает. В этом случае главной задачей станет тренировка внимания, сосредоточенности, умения выполнять инструкции.

Учим буквы. Развивающие задания для детей 5-6 лет

Вариант:
Поработайте над одним из таких заданий сами, специально допустите ошибки, предложите ребенку исполнить роль учителя и проверить правильность выполнения задания.

Развивающее задание «Буква растет»

Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 5-6 лет.
Что вам понадобится: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?
Подготовьте полоски бумаги размером примерно 5×20 см. Положите полоску горизонтально. С левой стороны на полоске бумаги «посадите» (напишите) маленькую буковку, например А. Затем пишите букву А, постепенно увеличивая ее размер, до конца листа. Последняя буква должна быть написана во всю ширину листа. Расскажите ребенку, что так «буква растет». Предложите ему самому «вырастить» какую-нибудь букву.

Если ребенок не может увеличивать размер буквы постепенно, сбивается на меньший размер, помогайте ему устными инструкциями: «А следующая буква чуть-чуть повыше», «Теперь еще чуть выше», «Снова буква повыше...»

Есть еще один способ помощи в случае затруднений при выполнении задания. «Превратите» ребенка в букву, попросите показать, как буква растет — сначала ребенок стоит на корточках, опустив голову вниз, потом поднимает голову, постепенно встает, затем медленно поднимает руки вверх, в конце встает на цыпочки.

Упражнение прекрасно развивает мелкую моторику, формирует умение следовать инструкции.

Варианты:
Можно изменить условия задания: писать, уменьшая размер буквы. Тогда нужно в левом углу полоски написать букву максимального размера — во всю ширину листа.

Попробуйте составлять из букв «горки». Сначала постепенно увеличивайте размер буквы, доходя до максимального примерно в середине полоски, а затем постепенно уменьшайте размер, возвращаясь к исходному размеру буквы в самом конце строки. Или наоборот — начинайте писать с самой большой буквы, постепенно уменьшайте размер, доведя его до минимального к середине листа, а затем постепенно увеличивайте размер буквы, доводя его до исходного к концу строки.

Буквенное лотo

Цель: запоминать буквы, развивать внимание, учиться определять первый звук в словах.
Возраст: с 5-6 лет.
Что вам понадобится: бумага для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки (из настольных игр или вырезанные из журналов), мешочек.

Как играть?
Листы бумаги разделите на 6-8 прямоугольников одинакового размера. В каждом прямоугольнике напишите по одной букве. Пишите буквы крупно, яркими цветами. Из настольных игр или из журналов подберите картинки, названия которых начинаются на буквы, записанные на листах бумаги.

Предложите ребенку выбрать одну из карточек с буквами и найти к каждой букве соответствующую картинку из подготовленных для игры. Букву нужно закрывать картинкой.
Когда ребенок научится находить нужные картинки, вы можете играть в эту игру всей семьей. Правила игры просты. Каждый из членов семьи выбирает себе карточку с буквой. Один из членов семьи — ведущий. Он достает предметные картинки из мешочка по одной, спрашивает: "Кому нужен ... ? " (произносит название предмета, изображенного на картинке). Тот, у кого есть соответствующая буква, забирает картинку себе, закрывая ею букву. Выигрывает первый закрывший все буквы на своей карточке.

Вариант:
На большие карточки приклейте предметные картинки, доставайте из мешочка буквы и закрывайте ими картинки. Правила игры — те же. Если предметные картинки приклеить на большие карточки по темам (обувь, одежда, звери, птицы, рыбы, насекомые, деревья, цветы, грибы, овощи, фрукты, мебель, посуда, домашние животные, дикие животные, животные жарких стран, животные Севера), то еще одной целью игры станет развитие речи и расширение словарного запаса малыша.

Буква-путешественница

Цель: учиться определять наличие звука в словах, учиться определять место звука в слове, запоминать буквы.
Возраст: с 4-5-6 лет.
Что вам понадобится: картинка с изображением видов пассажирского транспорта (самолет/поезд/автобус/корабль), буквы из набора магнитных букв.

Как играть?
Каждую картинку с изображением вида пассажирского транспорта разделите с помощью линейки и простого карандаша на три части — условно начало, середина и конец пассажирского салона.

Учим буквы играя с картинками. Развивающие задания для детей 5-6 лет.
Выберите из набора магнитных букв букву, место которой в слове будет определять ваш ребенок. Выберите вид транспорта для «путешествия буквы». Расскажите ребенку, что буква может занять только то место в самолете/автобусе/поезде/корабле, которое указано в билете. Для того чтобы узнать, какое место занимает буква, нужно определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце). «Билет» называете вы, а ребенок размещает букву в транспорте.

Например, вы договорились, что сегодня путешествует буква Ш. Ребенок выбирает для нее самолет. Вы называете «билет» — слово ШУТКА (утрированно произносите Ш-Ш-ШУТКА). Ребенок определяет, что звук Ш в этом слове находится в начале слова и «сажает» букву в начало салона. Поменяйте билет — назовите слово КАМЫШ (произносите утрированно КАМЫШ-Ш-Ш). Ребенок «посадит» букву Ш в хвост самолета. Снова поменяйте билет — утрированно произнесите слово КРЫШ-Ш-ША. Ребенок «посадит» букву Ш в середину салона, т. к. звук Ш в слове КРЫША находится в середине слова. Предложите ребенку обманный билет — слово ЖУК. В этом слове буквы «Ш» нет, поэтому ребенок снимет букву с самолета.

Вариант:
В качестве «билетов» используйте предметные картинки, в названиях которых есть «буква-путешественница». Не забывайте предлагать ребенку и картинки, в названии которых нет этой буквы, чтобы ребенок учился определять ее отсутствие в словах.

Буквенное домино

Цель: запоминать буквы, учиться определять первый звук в словах.
Возраст: с 4-5-6 лет.
Что вам понадобится: белый картон, предметные картинки, простой карандаш, линейка, ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?
В настоящее время в продаже есть много вариантов готовых обучающих игр с буквами по типу «Домино». Все эти игры, как правило, имеют одну особенность: в каждый комплект входит только одна буква, к каждой букве подбирают только одну соответствующую картинку. Когда ребенок играет в такое домино, он достаточно быстро запоминает предлагаемые соответствия букв и картинок, и поэтому игра в скором времени становится неинтересной для ребенка.

Подобную игру можно сделать самостоятельно. Для того чтобы игра была интересной, подберите не по одной картинке на каждую букву алфавита, а по несколько. Используйте для поиска картинок старые журналы, буклеты, каталоги. Вам могут пригодиться уже использованные книжки с наклейками, открытки, фантики от конфет.

Из белого картона сделайте набор карточек одинакового размера. Размер карточки определите сами. Он будет зависеть от размера подобранных вами картинок: картинка должна поместиться на половину карточки. Потом на каждой карточке сделайте разметку: разделите ее с помощью карандаша и линейки пополам. На правой половинке карточек напишите буквы алфавита, а на левые половинки приклейте предметные картинки. Можно писать буквы от руки, распечатать их на принтере или вырезать крупные буквы из журналов/газет.

Особых правил в подборе картинок и букв для одной карточки — нет. Но нужно избегать совпадения на одной карточке написанной/приклеенной буквы и буквы, с которой начинается название предмета на картинке.

Объясните ребенку правила игры. К каждой карточке нужно подбирать другую карточку таким образом, чтобы написанные буквы совпали с картинками, на эти буквы начинающимися. Возьмите себе и дайте ребенку по 5-8 карточек. Оставшиеся карточки сложите в общую колоду. Стройте цепочки из букв и картинок. Ходите по очереди. Если у вас или ребенка нет подходящей карточки, берите дополнительные из колоды. Выигрывает тот, у кого раньше закончатся карточки. Не забывайте просить ребенка называть буквы на карточках!

Вариант:
Предложите ребенку самому построить цепочку из карточек, соблюдая правило игры в «Домино». Пусть подбирает карточки таким образом, чтобы использовать в одной цепочке как можно больше букв и картинок. Лучший вариант выполнения такого задания — выложить все карточки изготовленного комплекта в одну цепочку.

Развивающие задания для детей 5-6 лет «Дружилки»

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.
Возраст: с 5-6 лет.
Что вам понадобится: картинки с изображением разных животных, буквы из разрезной азбуки или магнитные.

Как играть?
Разложите картинки с животными на одном столе (табуретке, диване), а буквы на другом столе (табуретке, диване). Играйте по очереди. Сначала сами возьмите любую картинку и придумайте, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найдите соответствующую букву, расскажите, почему животное хочет дружить с этой буквой.

Следующий ход — вашего ребенка. Дайте ему возможность выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помогите ему: задайте вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, спросите ребенка, что любит есть кролик (морковку — выбирает букву М).

Игра не только помогает запоминать буквы, но и расширяет кругозор ребенка.

Учим буквы играя. Игры с буквами для детей 3-4 лет >>

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.