Как сохранить здоровье ребенка

Продолжение статьи «Здоровый наследник». (3)

Так что проблема бесконечно широкая. В ней сочетаются сегодня очень разные аспекты для самой высокой науки. У нас есть такая область науки, как академия интегративной антропологии, то есть такого комплексного изучения человека. Это очень важно, изучать человека именно комплексно. Точно также я настаиваю чтобы создавались институты детства. Понимаете, не медицинско-педиатрический, где мы в основном занимаемся внутренними органами и чуть-чуть психологией развития. А кто-то занимается исключительно психологией развития в отрыве от всего остального. Это тоже не правильно. Должны быть учреждения, дисциплины, науки, ВУЗы, которые учат детству в целом. Когда-то был такой термин «педология» — учение о ребенке. Вот примерно такое учение и должно развиваться.

Ну и все это сегодня может существовать, если будет двигаться не только силами энтузиастов медиков и не медиков, но и с хорошей общественной поддержкой, и конечно же сюда должны подключаться непосредственно семьи.

Если говорить о здоровом ребенке, если мечтать о здоровом ребенке, то наше время сегодня является фантастически благоприятным для такой мечты. Потому что мы никогда столько не знали о здоровье, и о том, как его делать, как мы знаем сейчас. И мы знаем сегодня, что делать ребенка здорового, талантливого, эмоционально-адекватного, тонко чувствующего нужно очень тщательно и начиная задолго за его зачатия. Поэтому нужно иметь общественные движения, группы энтузиастов для поддержки родителей на то, чтобы обеспечить здорового и одаренного ребенка. Подготовка должна начинаться минимум за год до зачатия, а лучше за три.

Мы мечтаем о планировании семьи, о планировании здоровья будущего ребенка с уровня самых начальных предпосылок. Это конечно очень не просто. Потому что сегодня 90% женщин, которые идут рожать, они больны, или очень больны. Почти ни одна из них не имела нормального питания ни во время беременности, ни в период до беременности. Я вообще удивляюсь, как у нас появляются иногда приличные, очень яркие, хорошие детишки. Но нужно их больше. Нужно их значительно больше.

Мы сегодня находимся в таком периоде времени, на таком отрезке, когда наш выбор является решающим: направо или налево. И еще не упущены сроки. А дальше они могут быть упущены. Если будет продолжаться такая негативная тенденция в психо-интеллектуальных характеристиках человека, то за этим может быть только хаос. Я не представляю себе, какую демократию, какую рыночную экономику можно строить в палате №6.

Буквально недавно, в октябре месяце, в Европе была представлена зеленая книга психического здоровья. Согласно этой книге, каждый четвертый житель объединенной Европы психически нездоров. А сейчас идет колоссальная тенденция к нарастанию этого нездоровья. Это очень тревожно. Надо остановиться, оглянуться вокруг и как-то объединить усилия для того, чтобы эту тенденцию блокировать.

Вопрос: Игорь Михайлович, скажите, а как формируется здоровье взрослого человека?

Я очень много занимался формированием здоровья у детей, и считаю, что это самое главное. У взрослого человека радикально изменить здоровье нельзя. Но можно очень радикально поддержать существующее здоровье до максимально длительных сроков. Вот поддержать это да, это можно. Но истоки формирования здоровья они все-таки внутриутробные – до беременности и во время беременности. Там делается человек и делается его здоровье. Дальше этому можно способствовать после рождения. На здоровье можно активно влиять до тех пор, пока идет процесс развития. Влияя на развитие, вы влияете на здоровье. Где-то к 20-25 годам процесс развития заканчивается и дальше наступает черед поддержания здоровья. Этот уровень здоровья нужно держать максимально долго, максимально надежно. И обеспечить человеку не только первичное формирование интеллекта и духовности, но и то, что дает ему жизнь с людьми. Его опыт, его общение – то, что превращает интеллект в мудрость. И тогда каждый год возраста человека становится достоянием. Потому что за этот год, он еще сделает шаг на пути к мудрости, он может что-то большее передать молодым. И это чрезвычайно важно, в этом великая ценность старости и пожилого возраста.

Но если говорить о факторах, влияющих на здоровье нужно оптимальное питание, это чрезвычайно важно. И сегодня есть возможности, для того, чтобы это оптимальное питание приблизить к человеку, или человека приучить к ориентации на оптимальное питание.
И вот следующее, я всегда задумываюсь, что важнее для здоровья. На втором месте для детишек я ставлю любовь. И это чисто физиологическое представление, потому что только во время минут любви у груди матери ребенок испытывает настоящее счастье. Это полная релаксация, это рассвет всех физиологических процессов, связанных с ростом и созреванием. Когда ребенок находится рядом с мамой, когда он накормлен ее молоком, вот здесь он интенсивнейшим образом растет и развивается.

Антитеза к этому, это состояние тревоги или стресса. Ребенок, отлученный от матери, впадает в состояние тревоги, у него совершенно меняется внутренний эндокринный пейзаж, так сказать. Это состояние тревоги не совместимо с ростом и развитием, это полная блокада роста. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не испытывал этого стресса. Грудному ребенку необходимо постоянно чувствовать присутствие матери. А дальше должна быть просто уверенность в том, что он любим, что он кому-то нужен, что он для кого-то представляет ценность. Поэтому каждого ребенка, даже достаточно длинного, надо постоянно гладить, целовать и давать ему другие признаки, что он любим. Это естественная потребность человека. Эта потребность, как и потребность в оптимальном питании абсолютно пожизненна. Она никуда от человека не уходит. И старику необходимы эти же ощущения. А тревога и хронический стресс губительны для любого возраста. Но для ребенка они, конечно же, гораздо более губительны, ведь у него блокируется развитие. Взрослый человек теряет в сроках жизни, ребенок – в развитии.

Вот это второе, а скорее даже первое условие по значимости для здоровья. Потому что, если ребенок в стрессе, то любые формы оптимального питания ему не помогут, это все блокировано.

Третье, очень важное условие, это нормальный физиологический режим жизни, в котором есть два крайне важных полюса. Первый полюс, это норма сна. Причем по современным представлениям для здоровья необходимо соблюдать такой режим сна, при котором его длительность ограничивается исключительно собственными ритмами головного мозга. В частности, есть фазы сна и они должны протекать нормально и тогда человек просыпается в необходимом ему режиме. Соответственно пробуждение по будильнику грубо афизиологично. Оно нарушает ритмику головного мозга и это, несомненно, будет неблагоприятно сказываться на здоровье.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.