Автор методической разработки
«Учим буквы играя. Игры с буквами для дошколят»:
Морева Наталья Сергеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МА ДОУ ЦРР детский сад №24 г. Ишима Тюменской обл.
E-mail автора: mns969@mail.ru
Пропустить вступление и перейти к развивающим играм с буквами:
Содержание статьи
Игры для детей 3 — 4 лет
Сложи камешки или веселые макароны
Пластилиновый конструктор
Волшебные палочки
Умные кубики
Соленые (песочные) буквы
Экран с манкой
Фантазеры, или на что похожа буква
Альбомчик для букв
Волшебный мешочек
Умные прятки
Бабочки
Рыбалка
Буквы на спине
Зеркальные буквы
Буквоед
Учим буквы играя. Развивающие задания для детей 5-6 лет >>
Вступление — рекомендации родителям и педагогам
Когда мы с ребёнком учим буквы играя, он запоминает их естественным образом. Буквы становятся для него обычной неотъемлемой частью окружающего мира. И прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква — это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим).
Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослым:
— научить ребенка узнавать и правильно называть буквы, как комбинации разных элементов;
— научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.
В русском языке 33 буквы, только 31 из них обозначает звуки (Ъ и Ь звуков не обозначают). Буквы и звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
У каждой буквы есть название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К называется «КА», может обозначать твердый звук К (в слове КОТ, например) и мягкий звук К' (в слове КИТ, например). Поэтому учить буквы с малышом надо постепенно, играя. Так он привыкнет к алфавиту и научится соотносить звуки и буквы.
Гласные буквы, стоящие после согласной, могут делать ее произношение твердым или мягким. Твердость предыдущему согласному звуку придают буквы А, О, У, Ы, Э. Мягкость предыдущего согласного звука обозначают буквы И, Е, Ё, Ю, Я.
Гласных звуков существует только 6. Это — А, О, У, Э, Ы, И. А гласных букв — 10: перечисленные выше А, О, У, Э, Ы, И и еще 4 «коварные» буквы — Я, Ю, Е, Ё. Эти буквы обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, или после другой гласной буквы. Так, буква Я = ЙА (в слове ЯМА или МОЯ, например), буква Ю=ЙУ (в слове ЮБКА), буква Е = ЙЭ (ЕЛЬ или ЕГОР), а буква Ё = ЙО (ЁЛКА)... А после согласных звуков эти буквы обозначают другие звуки. Так, Я=А (в слове МЯЧ, например), Ю=У (в слове ЛЮК ), Е=Э (ЛЕС или ЛЕТО),а Ё=О (МЁД или ЛЁД).
Возникает вопрос. Как учить ребёнка называть буквы: как в алфавите или упрощенно — звуками, которые они обозначают? Стоит ли объяснять ребенку особенности русской фонетики? Раз мы учим буквы играя, как это сделать лёгким и понятным для малыша?
Для начала, нужно самим понимать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы «правильно», то есть. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится «эМА-эМА».
Когда мы изучаем буквы «правильно», потом могут быть трудности с чтением. Например, прочтение некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово «открытка» малыш прочитает как «о-тэ-ка-эр-ы-тэ-ка-а». Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен малышу. В целом такой способ учить буквы усложняет и удлиняет путь от чтения по слогам к чтению целыми словами.
Поэтому, становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно. Так как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не «ЭМ», а «М», не «ПЭ», а «П», не «ХА», а «X»...
Данный способ изучения букв совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук — разные понятия. И что согласная буква может обозначать два звука — твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе. Ведь для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления — анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время и ваш малыш усвоит знания по фонетике языка, выучит названия букв по алфавиту. А пока он может буквы учить и без этих знаний.
Как учить буквы
Еще один очень важный вопрос, когда мы с малышом учим буквы играя. В какой последовательности легче учить буквы дошкольнику? Если вы не учите буквы по какой-либо конкретной «Азбуке» или «Букваре», постарайтесь первое время учитывать следующие моменты.
- Сначала учим с ребенком гласные буквы А, О, У.
- Через некоторое время изучаем буквы И, Ы.
- Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает. Поэтому, например, не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р.
- Первыми надо вводить в игры буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ). И самые простые по начертанию (не надо заучивать первыми Д, Ж, 3) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К.
- Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т — их легко спутать изучая буквы на начальном этапе.
Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв. Учите сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению. И тем значительнее будут его успехи в овладении чтением. Ведь когда мы учим буквы играя, мы решаем сразу несколько задач. Мы уделяем малышу своё время, общаемся и развлекаемся.
Успехов Вам и Вашим детям!
Развивающие игры для дошколят: учим буквы играя 3 — 4 лет
Сложи камешки или веселые макароны.
Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из камешков или макарон.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: камешки (привезенные вами с моря, собранные на улице, купленные специально для занятий в магазине) или макароны.
Как играть?
Выкладываете буквы из камешков или макарон, когда учите ребенка новой букве.
Выложите образец, попросите ребенка выложить такую же букву. Или предложите ребенку пофантазировать и самому выложить букву из камешков, макарон. Лучше использовать камешки примерно одинакового размера , а если вы выбрали макароны, то лучше взять перья- тогда букву будет легко выкладывать по образцу, при этом можно еще и сосчитать, сколько камешков( макарон) у буквы в высоту и в ширину. А если в используемом вами наборе есть камешки разного размера, а макароны разной формы, то воспользуйтесь этим для составления букв, содержащих круги и полукруги. Так, букву О вполне может заменить один большой камешек круглой или овальной формы. При составлении букв В, Б, Р, Ф, Я, Ы можно использовать большие макароны/камешки круглой/овальной формы для обозначения полукруглых деталей букв, а из макарон/камешков меньшего размера составлять детали, соответствующие прямым линиям.
Вариант:
Эта игра прекрасно подходит для полезного времяпровождения когда мама очень занята на кухне- с макаронами, а также на улице — на детской площадке, на берегу реки или моря- с камушками
Пластилиновый конструктор
Цель: запоминать буквы, учиться лепить буквы из пластилина, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: набор пластилина (заранее проверьте, чтобы пластилин был эластичный, не жесткий и не ломкий), доска для лепки, стека или одноразовый пластиковый нож.
Как играть?
Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины. Таких колбасок потребуется 8 штук. 2 колбаски разделите (разрежьте) стекой пополам. 2 другие колбаски разделите на 3 части каждую. Из 4 оставшихся колбасок сделайте колечки, скрепив их края. 2 колечка разделите стекой пополам так, чтобы получились полукруги. Таким образом, у вас получился набор деталей для составления любой буквы русского алфавита. Теперь ребенок может составлять буквы по вашему образцу или по собственному представлению.
Обратите внимание! Если ваш ребенок еще не имеет навыка работы с пластилином, предварительно научите его основным приемам работы с этим материалом: потренируйтесь в разминании пластилина, скатывании, вытягивании, в соединении деталей.
Варианты:
Можно разнообразить игру с пластилиновым конструктором, используя пластилин разного цвета. Изготовьте одинаковые наборы деталей 2-4 цветов. Составьте букву из деталей разного цвета. Проверьте, остались ли еще детали соответствующих цветов и размеров для составления такой же буквы. Попросите ребенка запомнить букву, закройте образец (коробкой или салфеткой), предложите ребенку выложить точно такую же букву.
Работы, выполненные из пластилинового конструктора, могут стать подарками родным и близким вашего малыша. Для этого вместе с ребенком выложите первую букву имени человека, которому будет предназначаться подарок, прикрепите ее к яркому картону, украсьте с помощью стеки (нарисуйте на ней черточки, клеточки, точечки, волнистые линии) или прикрепите к букве мелкие камешки, бусинки, семена растений, крупу.
Можно использовать диск « Пластилиновая азбука» Железновых.
Волшебные палочки
Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из палочек, учиться преобразовывать буквы.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: счетные палочки.
Как играть?
Играя учим буквыСамый простой способ — выкладывание букв из палочек по образцу или без образца (по представлению). Когда ребенок научится выкладывать буквы из палочек самостоятельно, можете переходить на более сложный уровень игры. Например, составьте из палочек фигуру, напоминающую дверь.
Попросите ребенка убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстановите фигуру, попросите опять убрать 2 палочки, но уже так, чтобы получилась буква Н. Такая игра нравится детям, они чувствуют себя «волшебниками». Не забудьте подыграть своему ребенку, чтобы от выполнения заданий он получал максимум удовольствия.
В следующий раз из фигуры «Дверь» предложите ребенку сделать и другие буквы: убрать 1 палочку так, чтобы получилась буква Б; убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Е; убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Р; убрать 4 палочки так, чтобы получилась буква Г.
Учим буквы играя
Волшебные превращения могут происходить и с еще одной фигурой, она напоминает окно.
Из этой волшебной фигуры можно сделать следующие буквы: букву Ф (если убрать 4 палочки), букву Ю (если убрать 3 палочки), букву Ш (если убрать 4 палочки).
Варианты:
Предложите ребенку выполнить цепочку преобразований букв, составленных из «волшебных» палочек: из буквы Б сделать букву Ь; из буквы Ь сделать букву В; из буквы В сделать букву Р; из буквы Р сделать Ф, а из буквы Ф сделать Я.
Умные кубики
Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из кубиков, учиться преобразовывать буквы.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: кубики.
Как играть?
Учим буквы играя с кубикамиДля игры подойдут любые кубики одинакового размера — как без рисунка,так и с рисунками (в том числе от игр типа «Составь картинку»). Самый простой способ — выкладывание букв из кубиков по образцу или без образца (по представлению). Конечно, так можно выкладывать не все буквы, а только те, которые не содержат круглых или полукруглых элементов. Например: Е, Ё, Н, Г, Т, Ш, Ц, Щ, Ч, М, У, И.
Вариант:
Когда ребенок потренируется в выкладывании букв из кубиков, можно предлагать ему преобразовывать сложенные из кубиков буквы. Интересно будет сделать из буквы Т букву Г, убрав лишний кубик, передвинуть один кубик в букве Н так, чтобы получилась буква П, «превращать» Е в Ё, а Щ в Ш или Ц.
Соленые (песочные) буквы
Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 3- 4 лет.
Что вам понадобится: набор картона синего и красного цветов , а можно и разноцветного (кроме белого для соли, так как будет плохо видно), поваренная соль крупного помола ( сухой речной песок), клей ПВА, кисточка для клея, простой карандаш, ножницы, платок или шарфик.
Как играть?
Изготовить необходимые атрибуты для игры вы можете сами или вместе с ребенком. Сначала необходимо определить удобный для вашего ребенка размер карточек. Для этого приложите ладонь ребенка к листу картона и обведите карандашом, измерьте ширину и высоту получившегося изображения — это будут соответственно ширина и высота игровых карточек. Изготовьте из картона карточки заданного размера. Их количество определите сами в зависимости от количества изучаемых вместе с ребенком букв.
На каждой карточке простым карандашом нарисуйте контуры выбранных букв. Весь контур с помощью кисточки густо намажьте клеем ПВА. Пока клей не высох, на поверхность карточки насыпьте слой соли(песка). Подождите, пока соль (песок) немного приклеится, а затем переверните карточку, ссыпая остатки соли(песка). Дайте буквам высохнуть.
Когда карточки будут готовы, предложите ребенку ощупать контуры букв ладошкой, провести по ним каждым пальчиком правой и левой руки, запомнить свои ощущения. Завяжите ребенку глаза платком или шарфом, пусть он попробует отгадывать буквы на ощупь.
Обязательно проследите за тем, чтобы малыш вымыл руки после игры, чтобы соль (песок) случайно не попала ему в глаза.
Впечатления, полученные при выполнении задания, весьма необычны. Ребенку, скорее всего, понравится запоминать буквы таким образом, и, вероятно, через некоторое время вы захотите изготовить и другие буквы.
Вариант:
Когда ребенок будет учиться читать, «соленые» или «песочные» буквы могут пригодиться снова. Используйте их для составления простых слов (из 3-4 букв) и «чтения» с завязанными глазами.
Таким же способом можно изготовить и цифры. Или для изготовления букв использовать бархатную бумагу, или самую мелкую наждачную бумагу, тогда буквы/цифры вам придется вырезать самостоятельно. Но мне кажется, что совместное дело гораздо полезнее и интереснее.
Экран с манкой
Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: поднос для посуды яркого цвета, манная крупа. Можно конечно использовать песок (речной или декоративный), но использование манки более безопасно.
Как играть?
На поднос насыпьте манку слоем около одного сантиметра. Покажите ребенку, как можно написать буквы на манке пальцем или палочкой. Попросите его написать рядом букву, такую же, как написали вы, написать букву больше или меньше вашей, дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь «неправильной» буквы.
На таком экране любому ребенку будет приятно учиться писать буквы: ведь стоит только потрясти немного поднос, и допущенная ошибка или неточность исчезает!
Обратите внимание, если вы используете песок! Из гигиенических соображений перед использованием в игре песок желательно прокалить в духовом шкафу.
Вариант:
Вместо манки используйте крупы — гречку, рис, пшено, или их можно добавить к манке. Работа с разного рода сыпучими материалами развивает чувствительность пальцев рук, стимулирует речевое развитие.
Фантазеры, или на что похожа буква
Цель: запоминать буквы, развивать фантазию
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь.
Как играть?
Для того чтобы ребенок легче запоминал букву, полезно сравнивать буквы с разными предметами из окружающей обстановки. Напишите букву и попросите ребенка придумать, на что она похожа. Сами дорисуйте букву до предмета или предложите ребенку сделать это. Постарайтесь, чтобы рисунок был ярким и забавным.
Ниже описаны некоторые наиболее частые сравнения букв с разными предметами или их частями.
А — лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.
Б — барабан и палочки, кенгуру.
В — очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.
Г — коса, семафор.
Д — домик, легковой автомобиль.
Е — сломанная расческа.
Ё — ежик несет два яблока на спине.
Ж — жук, снежинка.
3 — змейка, птица в полете.
И — дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.
Й — рядом дерево и гора, птица над ними.
К — птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.
Л — развязались ленточки в косе.
М — две горы, майка, качели, сломанная скамейка.
Н — носилки, кроватка.
О — лицо, солнышко, тарелка, пирог.
П — качели, ворота.
Р — ромашка.
С — сушка, ухо слона.
Т — молоток.
У — уши зайца.
Ф — филин, человек, поставивший руки на пояс.
X — вертушка, акробат.
Ц — котенок или щенок лежат на спинке, лапками вверх.
Ч — флажок, вешалка, перевернутый стул.
Ш — ежик.
Щ — щетка.
Ь — ключ.
Ы — лыжи и лыжные палки рядом.
Ъ — поварешка.
Э — эхо.
Ю — юла, ветка с яблоком.
Я — человек с рюкзаком за плечами, петушок.
Будет очень хорошо, если ваш ребенок увидит буквы и в других предметах окружающего мира или в образах животных и людей.
Если картинки к буквам нарисовать в альбоме, располагая их в алфавитном порядке, у вас получится уникальная детская азбука. Такой книгой вы сможете долго пользоваться сами, а потом передать ее «по наследству» младшему ребенку, друзьям малыша, оставить в группе дет.сада.
Альбомчик для букв
Цель: запоминать буквы, учиться определять первый звук в словах.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: фотоальбом для 36 фотографий 10×15 см, карточки из белого картона (10×15 см, 66 штук), цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, журналы/каталоги/ открытки/наклейки, ножницы, клей.
Как играть?
С помощью обычного фотоальбома, картинок из журналов и каталогов, из открыток и наклеек, вы можете изготовить полезное пособие для изучения букв вашим ребенком.
На карточках из белого картона с помощью цветных карандашей или фломастеров, акварели или гуаши напишите крупные и красивые буквы алфавита.
Вставьте эти карточки в фотоальбом, располагая их в развороте слева. Подберите картинки на буквы алфавита. Чем больше картинок вы подберете, тем ярче будет пособие и тем интереснее с ним будет заниматься вашему ребенку. На оставшиеся картонные карточки приклейте картинки, начинающиеся на одинаковые буквы. Вставьте карточки с предметными картинками соответственно в разворот фотоальбома справа. Альбомчик готов!
Ребенок, рассматривая картинки и буквы в альбомчике, будет ненавязчиво запоминать буквы. Такой альбомчик вы сможете взять с собой в дорогу или на прогулку, не боясь, что ребенок его испортит или запачкает — ведь буквы и картинки в нем защищены пленкой.
Волшебный мешочек
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
Возраст: с 3- 4 лет.
Что вам понадобится: буквы из набора (пластмассовые или магнитные), мешочек.
Как играть?
Для игры может подойти непрозрачный полиэтиленовый мешочек или подарочный пакет.
В мешочек сложите известные ребенку буквы. Предлагайте вынимать буквы по одной, отгадывать их на ощупь, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.
После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п.
Вариант:
Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они слышатся по другому. Можете придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (независимо от ее места в слове).
Умные прятки — учим буквы играя
Цель: запоминать буквы, развивать внимание.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, скрепки, скотч.
Как играть?
Вырежьте из цветной бумаги большие объемные буквы или напишите их на альбомных листах цветными карандашами (фломастерами). Для одной игры достаточно 5-7 букв. Из них — не более 3 новых для ребенка.
Все буквы спрячьте где-нибудь в квартире (или в комнате) так, чтобы остались видны только их небольшие фрагменты. Спрятать буквы можно: за зеркало, под шкаф, за занавеску, в книжку, в ящик стола, на потолке, под подушкой, за абажуром и т. д. Для крепления букв используйте скотч или скрепки. Всю подготовительную работу проводите без ребенка.
Скажите ребенку, что буквы играют с ним в прятки. Предложите найти буквы.
Ребенку будет интересно находить как знакомые, так и новые буквы. Если ребенок увидит знакомую ему букву, прежде, чем он ее достанет, попросите отгадать по видимой части, что это за буква. Для лучшего запоминания новых букв можно располагать их в «специальных» местах. Например: букву X можно спрятать в холодильнике, букву 3 — за зеркалом, букву К — в ящике комода, букву Ц — в горшке с комнатным цветком, букву В — повесить на вешалку в прихожей и т. п.
Бабочки
Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, скрепки.
Как играть?
Вырежьте из цветной бумаги яркие большие цветы разной формы. Для организации игры достаточно 6-10 цветов. Из белой бумаги вырежьте «серединки» цветов соответствующего размера. Определите, с какими буквами было бы полезно сейчас позаниматься вашему ребенку. Напишите буквы на «серединках», с помощью скрепок прикрепите их к цветам. Разложите цветы на полу"Превратите" ребенка в бабочку: прочитайте стихотворение о бабочке или дайте ребенку в руки большой платок — «крылья». Говорите «бабочке», на какой цветок надо приземлиться. Поменяйтесь ролями: пусть теперь ребенок называет буквы, на которые будете «приземляться» вы.
Для игры с другими буквами вам не потребуется вырезать новые цветы, нужно только написать «серединки» и прикрепить их к прежним цветам. Когда мы вместе с ребёнком учим буквы играя, это всегда весело и легко запоминается.
Обратите внимание! Для игры полезно выбирать цветы-буквы, схожие между собой — имеющие одинаковые элементы. Например, в одной игре используйте буквы П, Н, И, Т, Г, Е, Ш, а в следующий раз напишите на цветах буквы В, Б, Р, Ы, 3, Я, Ф.
Вариант:
Напишите буквы на обычных листах бумаги — это будут аэродромы. С помощью стихотворения или упражнения-имитации (руки в стороны, погудеть) «превратите» ребенка в самолет и командуйте, на какой аэродром необходимо приземлиться. Такой вариант игры больше понравится мальчику.
Рыбалка
Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: изображения рыбок (из лото или из детских журналов/силуэты, вырезанные из бумаги), скрепки, цветные карандаши или фломастеры, веревочка (длиной 30 см), магнит, линейка (длиной 20-30 см), скотч, обруч (синий платок/синий коврик/голубое одеяло), ведерко.
Как играть?
Перед началом игры необходимо изготовить удочку и «улов». Чтобы сделать удочку, к линейке привяжите веревочку, а на конец веревочки прикрепите магнитик (можно привязать его или приклеить скотчем). На рыбках напишите буквы, которые в настоящее время ваш ребенок запоминает. К каждой рыбке прикрепите «на нос» скрепку.
На пол положите обруч — это будет «озеро». Вместо обруча можете использовать большой платок, одеяло, коврик, синего или голубого цвета. «Запустите» рыбок в озеро — сложите всех рыбок в обруч. Теперь ваш ребенок, как «настоящий рыбак», может ловить рыбу в озере. Главное правило игры: только та рыбка считается пойманной, «название» которой (букву, прикрепленную на ней) ребенок сможет узнать. Весь улов рыбака складывается в ведерко.
Обратите внимание! Перед началом игры решите для себя, как для вашего ребенка полезнее перевернуть рыбок в озере — буквами вверх или буквами вниз. Если ребенок будет видеть, какие буквы написаны на рыбках, то, возможно, он специально не будет «ловить» рыбок с малознакомыми ему буквами. С другой стороны, если рыбки перевернуты буквами вверх, вы сможете сами говорить ребенку, какую рыбку ему поймать. В таком варианте игры ребенку нужно будет вспомнить, как выглядит названная вами буква, и после того как малыш поймает соответствующую рыбку, он только повторит название буквы, написанной на рыбке.
Буквы на спине
Цель: запоминать буквы, развивать внимание.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: для этой игры реквизит не нужен.
Как играть?
Поиграйте с ребенком в загадки. Просто «напишите» на спине ребенка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите ребенку написать букву у вас на спине, а вы отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.
Таким образом полезно запоминать буквы, которые ребенок не может по каким-либо причинам твердо выучить.
Вариант:
Вы пишете у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске или фломастером на бумаге.
Зеркальные буквы
Цель: запоминать буквы, тренировать внимание и наблюдательность.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: картон, ножницы, карандаш/фломастер/ручка.
Как играть?
Подготовьте карточки одинакового размера (примерно 8×12 см) из расчета по 2 штуки на изученные ребенком буквы. На каждой карточке напишите по 1 букве. Буквы должны быть написаны в правильном и зеркальном («задом наперед») изображении.
Выложите перед ребенком пару карточек с изображением одной и той же буквы. Предложите выбрать правильную букву. Организуйте самостоятельную проверку выполнения задания ребенком: дайте ему возможность сравнить выбранную букву с буквами из «Азбуки» или «Букваря». Обязательно спрашивайте, как называется буква.
Упражнение поможет в дальнейшем избежать ошибок в написании букв.
Буквоед — учим буквы играя
Цель: запоминать графические образы букв, учиться узнавать одинаковые элементы букв, учиться узнавать разные элементы букв.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: бумага (альбом, блокнот, тетрадь, листы), цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Напишите «испорченные» буквы (недописанные, с отсутствующими деталями). Расскажите ребенку, что эти буквы испортил вредный Буквоед и попросите ребенка восстановить (дописать/починить) их. Обязательно спрашивайте, какая буква получилась.
Игры с буквами
Вы можете написать один из часто встречающихся элементов букв (вертикальную линию, горизонтальную линию, наклонную линию, круг, полукруг) и просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент, если вариантов ответов несколько.
Например, правый полукруг встречается в буквах 3, Ф, Ы, В, Р, Э, Б, Ь, Ъ, левый полукруг есть в буквах Ф и Я, наклонная линия — составляющая букв И, Й, У, К, X, Ж, М, горизонтальная линия присутствует в буквах А, П, Н, Т, Г, Б, Э, Е, Ю, Ш, Щ, Ц, Д.
Такое упражнение развивает зрительное внимание, предупреждает ошибочное называние букв при чтении и неправильное написание букв при печатании. Предупредить эти ошибки очень важно, т. к. весь период дошкольного детства ваш ребенок будет писать именно с помощью печатных букв. Освоение «письменных» букв малыш начнет только в первом классе.
Варианты:
Попробуйте «загадать» буквы, в которых есть 2 одинаковых элемента. Например, две вертикальные линии. Такие линии — составляющие части букв Н, И, Й, Ы, М, П, Ц, Ш, Щ. Любая из перечисленных букв будет правильным ответом на загадку.
Можно проводить эту игру и на улице: писать буквы палочкой на песке или мелом на асфальте. Зимой протаптывайте буквы на снегу или пишите по снегу лопаткой.