Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе: «Путешествие в страну Правильной речи»

Подготовила и провела: Кочеткова Надежда Владимировна
Воспитатель 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение №21 «Теремок»
Города Дубны Московской области

Цели:
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

— Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Правильной речи. Попадая в этот сказочный город люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: на воздушном шаре под названием «Фантазия».

— А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего нет на самом деле.

— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

— Итак, отправляемся в город Правильной речи. (Включается сказочная музыка)

Дети, закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

— Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». (Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы),

Покрутили,

Потянули(тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны)

— Замок мы открыли!

— Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город: все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Дети, помогите нам расколдовать нам наш город!

— Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.

— Тогда отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… (Солнце).

— Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

— Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!

— Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

1 задание

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

Подвижная игра «Назови ласково» (Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка).

2 задание

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)

Дидактическая игра «Назови одним словом»

— груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

— тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

— помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

— клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

— укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

Дидактическая игра «Хлопушки»

(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги

по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог)

Гру – ша, сли – ва, ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,

а – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.

Дидактическая игра «Слова – родственники»

Где растут фрукты? (в саду)

Кто ухаживает за садом? (садовод)

Как называются растения, которые растут в саду? (садовые)

Назовите, дети, какие слова – родственники мы с вами произнесли.

3 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)

Дидактическая игра «Что лишнее?»

— самолет, вертолет, истребитель, дерево

— апельсин, катер, теплоход, лодка

— машина, мотоцикл, кузнечик,

— велосипед, самокат, скейтборд, квадроцикл.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
Ветер дунет иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

— Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на речку)

Дети, скажите, что делает река?

— Дети: река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

— Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях (через минуту собирает камешки). Вернем камешки реке и скажем ей за игру «спасибо» (звучит аудиозапись «Звуки реки», дети возвращают камешки реке).

4 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)

Дидактическая игра «Назови признаки»

— В стране Правильной речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

— Матрешка из дерева…(деревянная)

— Сумка из кожи…(кожаная)

— Если ручка сделана из пластмассы, то…(пластмассовая)

— Мальчик с широкими плечами-…(широкоплечий)

— Дом из кирпича…(кирпичный)

— Блюдце из фарфора…(фарфоровое)

5 задание

Волшебный огонек, помоги

Нам дорогу укажи (Воспитатель светит на плакат с изображением деревьев)

В:- На что упал этот лучик?

Д:- На дерево

В: — А на дереве листочки есть?

Д:- Нет, листьев нет.

В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

день – ночь
сахар – соль
чистота – грязь
зима – лето
потолок – пол

узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
смеется – плачет /ребенок/
лежит – сидит /человек/
закрыть – открыть /книгу/
взлетает – садится /самолет/
надевает – снимает /свитер/

(На каждом листочке написано слово — дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

Закрепление

— Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе.

— Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все.

Итог

— Молодцы дети, жители этого необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо!»

— А нам пора возвращаться в наш детский сад. Закройте глаза и представьте себе, что мы летим на нашем воздушном шаре «Фантазия» сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

— Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

Оставьте комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.