Содержание статьи
Тема: «Все мои игрушки – славные зверушки»
Подготовила и провела: Кочеткова Надежда Владимировна
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение №21 «Теремок»
Города Дубны Московской области
Аннотация к работе
Экологическое воспитание в дошкольном учреждении начинается с момента прихода детей в ясельную группу. Будет ли успешной эта работа, определяет понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Дети раннего возраста легко включаются в совместную со взрослым деятельность, с радостью манипулируют различными предметами. Двух — трехлетние дети эмоционально реагируют на добрый тон воспитателя, охотно повторяя слова и действия. Их непроизвольное внимание легко сосредоточить новизной: внезапным действием, новой игрушкой или предметом. Детям этого возраста тяжело сосредотачиваться на чем-то в течение продолжительного времени – им нужна постоянная смена событий, впечатлений. Воспитатель понимает, что за словами обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ним. Вот только в этом случае малыши начинают реагировать на речь воспитателя. Успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
- Доброжелательное общение, понимание состояния детей;
- Умеренная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- Подкрепление слова образом предмета, действием;
- Переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- Использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
- Частые похвалы в адрес малышей: доброжелательная словесная оценка, поглаживание по голове.
Задача педагога в работе с детьми раннего-младшего возраста – заложить первые ориентиры в мире природы.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому я прежде всего сосредотачиваюсь на сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накопление чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с животными, участия в деятельности по созданию нужных условий для них. Ознакомление с объектами природы, их основными свойствами, наглядными способами функционирования в определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного взаимодействия с ними.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Используемые технологии: здоровье сберегающая, игровая.
Цель: уточнение и закрепление знаний детей младшего возраста о диких и домашних животных.
ЗАДАЧИ:
· Образовательные:
Уточнять и закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.
· Развивающие:
Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражанию.
· Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки с изображениями — символами «Дом» и «Лес», предметные картинки с изображениями диких и домашних животных и их детенышей, фигурки животных.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
· Рассматривание иллюстраций «Домашние животные», «Дикие животные».
· Дидактическая игра «Кто как кричит?»
· Раскрашивание раскрасок «Домашние животные», «Дикие животные».
· Игры-перевоплощения в животных.
· Дидактическая игра «Кто где живет?», «Найди пару».
· Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».
· Русские народные потешки, загадки о животных, заучивание стихов о животных А.Л. Барто:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Положительный настрой, приветствие (взяться детям за руки и улыбнуться друг другу).
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
· Вводная часть (беседа).
Воспитатель: Сейчас у нас за окном весна! Ребята, вы любите гулять весной?
Дети: Да.
Воспитатель: Куда можно пойти гулять весной?
Дети: На площадку, в парк, в лес.
Воспитатель: Когда люди отправляются на прогулку в далекие места – это называется путешествием. Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А вы хотите отправиться в путешествие на поезде?
Дети: Да!
(Мурчание за дверью).
Воспитатель: Кто это так жалобно мяукает? Давайте узнаем!?
Открывают дверь, а там кошечка!
Кошечка: Я заблудилась и потерялась. Помогите мне, ребята, найти мой дом.
Воспитатель и дети: Хорошо, мы поможем тебе и возьмем с собой в наше путешествие!
· Основная часть (путешествие).
Воспитатель: Вставайте скорее за мной – я буду паровозом, а вы мои вагончики.
Дети выстраиваются за воспитателем, поют:
Мы едем, едем, едем
В далекие края
Веселые соседи
Хорошие друзья!
Воспитатель: Вот мы с вами в лесу!
А какие животные живут в лесу? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Кто это?» (дети называют животных: Это…)
Воспитатель: Как называются животные, которые живут в лесу?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Дети, давайте поможем диким животным найти их детенышей.
Дидактическая игра «Найди малыша»
(У зайца – … (зайчонок), у волка – волчонок и т.д.).
Физкультминутка
Зайка серый умывается (Дети умываются),
Видно в гости собирается.
Вымыл носик (Дети трут ладошками носы, хвосты, уши),
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!
И поскакал (Дети скачут):
Скок- поскок!
Скок- поскок!
Воспитатель: А кошечка все плачет, потому что не хочет жить в лесу и очень боится диких животных! Значит, нам надо продолжать свое путешествие и помочь кошечке найти свое жилье.
Наша прогулка по лесу закончилась, пора продолжать наше путешествие!
Вот и наша вторая остановка. Интересно, кто в домике живет? Как узнать?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет.
Дети стучат в дверь и спрашивают.
Дети: Тук-тук, здравствуйте, кто здесь живет?
Воспитатель: Никто не отвечает. Послушайте загадку:
Белый хвост, черный нос
Наши тапочки унес
В уголок под кровать –
И не хочет отдавать. (Собака)
Воспитатель: Кто же это?
Дети: Собака!
Воспитатель показывает игрушечную собаку.
Скажите, ребята, собака домашнее или дикое животное?
Дети: Домашнее.
Воспитатель: Почему вы думаете, что собака домашнее животное?
Дети: Живет в доме.
Воспитатель: Какую пользу приносит собака человеку?
Дети: Охраняет дом.
Воспитатель: Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: А наша кошечка дикое или домашнее животное?
Дети: Домашнее.
Воспитатель: А почему вы думаете, что кошка домашнее животное?
Дети: Живет в доме.
Воспитатель: Какую пользу приносит кошка человеку?
Дети: Ловит мышей.
Воспитатель: Наша кошечка заулыбалась – это её дом! Она очень рада, что мы ей помогли вернуться домой.
Дети, вы молодцы! Перечислили много домашних животных. А теперь давайте поиграем в игру «Кто как кричит?».
Дидактическая игра «Кто как кричит»
(Воспитатель показывает животного, а дети произносят, как эти животные кричат).
Курица — ко-ко-ко (громким голосом).
Цыпленок – пи-пи-пи (тихим, нежным голосом).
Корова – му-у (тихим, мягким голосом).
Лошадь – иго-го (громким голосом).
Жеребенок – иго-го (мягким, тихим голосом).
Дидактическая игра «Покормим домашних животных»
Овечке – травка.
Кошечке – молочко.
Собачка любит — косточку.
Коровка и козлик любят – травку.
Петушок – зернышки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, покормили домашних животных. Вот мы и нашли дом для нашей кошечки! А теперь нам пора спешить в детский сад. Ребята, садимся в свой поезд и поехали!
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, молодцы, вы помогли кошечке найти свой дом. Теперь она вместе со своими родными. Ребята, оставайтесь такими же добрыми и заботливыми!
Список литературы
1. Н. Куйе «Моя большая книга о животных». «Азбука — Аттикус», 2019
2. Т.В. Потапова «Детский сад – эталон экологической культуры». – ч.2. Рекомендации педагогам по подготовке детей 2-6 лет к обучению основам экологии. М.: ЦС ВООП, 2016
3. О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска». М.: ТЦ Сфера, 2004
4. Н.Н. Кондратьев «Мы». Программа экологического образования детей. Спб.: Детство-пресс, 2008
5. Л.М. Маневцева «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Спб.: Детство-пресс, 2010
6. Г.И. Мелихова «Твои первые путешествия и открытия: для раннего и младшего возраста». М.: Просвещение, 2015