Коррекционная работа в условиях дома ребенка с детьми, имеющими нарушения слуха

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЁНКА
С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Автор: Твердунова Татьяна Викторовна
Учитель-дефектолог первой квалификационной категории
СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребёнка №9»

В последние годы быстрыми темпами растет число детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидизирующими заболеваниями, среди которых немало и дефектов нарушений слуховой функции.
Значительная масса больных детей попадает в дома ребенка. И перед нами стоит непростая задача – максимально адаптировать таких детей к условиям окружающей среды.
Психическое развитие ребенка происходит, прежде всего, в процессе чувственного восприятия окружающего мира, которое связано с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания.

Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладения предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: вначале по принципу «звучит – не звучит», далее – с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наиболее велика роль слухового восприятия для речи и музыки. Слуховое восприятие развивается, прежде всего, как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную направленность. Уже у новорожденного ребенка слуховые реакции имеют ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и, прежде всего, матери. По мере развития слухового различения речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в общении.
Представление о причинах нарушений слуха имеет большое значение для характеристики особенностей развития детей раннего возраста, выявления степени негативного влияния снижения слуха на психическое развитие, оценки состояния речи. Учет причин снижения слуха также необходим при определении педагогических мероприятий и прогнозировании эффективности коррекционной работы.

Известно, что диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно. Понижение слуха, при котором не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту. При тугоухости не воспринимаются звуки в пределах от 15 до 80 дБ.

Основой для классификации нарушений слуха являются следующие критерии:
1. Степень потери слуха
2. Время потери слуха
3. Уровень развития речи.

Одной из наиболее распространенных классификаций нарушений слуха является классификация Неймана Л.В. В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха.
Различают два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота.
Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным.
Говоря о работе дефектолога в условиях дома ребенка, следует сделать акцент на профилактических скрининговых обследованиях. С этой целью с успехом могут использовать методики, основанные на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных (с рождения до 1,5-2 лет) и условно-рефлекторных (2-3 года) реакций на звук. А также обследование слуха речью (с 2-3 лет). Такие методики не требуют сложного аппаратного оснащения и занимают не более 5 минут.

В соответствии с Приказом № 108 в детских поликлиниках должно проводиться обследование слуха детей в возрасте 1, 4 и 6 месяцев с помощью звукореактотеста.

Одним из этапов первичного обследования слуха является поведенческий скрининг. Практика показывает, что при регистрации безусловно-рефлекторных реакций наиболее информативными и легко регистрируемыми у детей первого года жизни являются:
 — мигание век
 — реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро)
 — замирание или «застывание» ребенка
 — движение конечностей, разведение рук и ног в стороны
 — поворот головы к источнику звука или от него
 — гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз)
 — сосательные движения
 — пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой
дрожью
всего тела
 — изменение ритма дыхания
 — широкое открывание глаз.

Обследование желательно проводить, когда ребенок чувствует себя комфортно. Он сыт, сух, здоров, у него налажен эмоциональный контакт с человеком, проверяющим его слух. Обследовать слух детей первых трех месяцев жизни лучше в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через 1 час после кормлении).

Чтобы облегчить младенцу старше трех месяцев «процесс» реагирования на звук и лучше видеть проявления этих реакций, каждый раз в случае поворота малыша в поисках источника звука необходимо уложить его голову вновь на затылок. Если при предъявлении звуковых сигналов справа и слева, ребенок постоянно поворачивает голову в одну и ту же сторону независимо от расположения источника звука это может свидетельствовать об односторонней потере слуха. Такой ребенок должен быть направлен на аудиологическое обследование в сурдологопедический кабинет (центр).
Интересный метод был предложен Институтом раннего вмешательства СПб. Ниже приводится краткое описание «Метода гороховых проб».

Для обследования необходимы 4 пластмассовые баночки, например из под «киндер-сюрприза». Три баночки на одну треть заполняются:
 — первая – нелущеным горохом, сотрясение которой создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
 — вторая – гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
 — третья – манкой, сотрясение которой создает звук интенсивностью 30-40 дБ.
Четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца наполнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека: один подаёт сигналы, а другой наблюдает за реакциями ребенка. Малыш располагается на пеленальном столике или на руках. Взрослый, стоящий перед ребенком, вступает с ним в эмоциональный контакт. В это же время, стоящий позади малыша, трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке баночка с крупой, а в другой – пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симметричными. При проверке второго уха баночки меняются местами. Наблюдаем за безусловными ориентировочными реакциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

Безусловные ориентировочные реакции при повторных предъявлениях быстро угасают (т.е. ребенок перестает реагировать на звуки, доступные его слуху), поэтому обследование следует начинать с более тихих звуков: сначала баночка, заполненная манкой, затем – гречкой и только потом – горохом.
При нормальном слухе:
 — у малыша до четырех месяцев отмечается реакция на звучание баночек с гречкой и горохом, но он не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует;
 — у ребенка старше четырех месяцев отмечаются безусловно-ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек: с манкой, гречкой и горохом; он определяет направление звука, т.е. поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем.
Слух детей, уже владеющих в той или иной степени речью, следует проверять при предъявлении им хорошо знакомых слов шепотом с расстояния 6 м.

Наибольшие трудности возникают при обследовании ребенка второго-третьего годов жизни. Если малыш уже говорит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им простых игровых упражнений. Можно поместить перед ребенком игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: «Покажи мишку. Где собачка? Покажи у куклы ручки (рот, глазки). Покажи у собачки хвостик». Сначала фразы произносятся около ребенка, а затем с расстояния 6 метров (или 3 м., если ребенок стоит спиной). Если при произнесении шепотом заданий (или названия игрушек, предметов) малыш их не выполняет, то поручения (слова) произносятся голосом разговорной громкости на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом опять с расстояния 6 м.

Если уровень речевого развития ребенка не позволяет обследовать его слух словами и простыми фразами, следует выработать условную двигательную реакцию на звучание слогов типа папапа, пупупу, сисиси. Ребенка учат в момент произнесения слогов бросать пуговицу (горошину) в бутылку, ставить кубик на кубик…. Проверяется, слышит ли ребенок слоги, произносимые шепотом с 6 м.

Слух детей старше трех лет проверяется хорошо знакомыми им низко- и высокочастотными словами, например, предложенными Л.В. Нейманом. Из этих слов составлены два списка, в каждом 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов:
1) зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк;
2) мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.

При обследовании слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности.
Ребенка ставят боком к проверяющему. В противоположное ухо вставляют ватный тампон, поверхность которого слегка смочена каким-либо маслом, например вазелиновым, например вазелиновым.

Проверяющий просит ребенка проверять слова, которые он будет произносить шепотом. Первые два слова произносятся около него, а затем – с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Ребенок может упрямиться, стесняться и не повторять слова. В этом случае следует предложить ему показывать соответствующие картинки, которые помещаются на столе перед ним. Если ребенок не узнал слово, произнесенное шепотом, оно повторяется голосом разговорной громкости, а затем – шепотом. После предъявления следующих слов вновь повторяется то слово, которое вызвало затруднение. Аналогично вторым списком слов проверяется другое ухо.
В том случае если в связи с низким уровнем общего и/или речевого развития обследовать слух ребенка речью не удается, его следует направить в сурдоцентр для исследования слуховой функции объективными методами.

В соответствии с современными требованиями следует обязательно направить ребенка на обследование слуха в сурдологический центр:
 — при выявлении у ребенка в процессе двух обследований нарушения поведенческих реакций на звук (отсутствие реакции; неустойчивые реакции типа “то есть, то нет”; у детей старше 6 мес. — наличие реакции только на очень громкие звуки);
 — при наличии отрицательных ответов на один из вопросов анкеты (приложение 1), подкрепляемые наблюдением врача;
 — при отставании ребенка в речевом развитии.
Выявленные нарушения слуха в раннем возрасте позволяют выработать определённую стратегию, включающую несколько направлений коррекционно-педагогической работы.
Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование.
Второе условие – необходимость постоянного речевого общения с ребенком. Общение на ранних стадиях развития, т.е. в младенческом и раннем возрасте, является определяющим фактором развития ребенка, потому что оно служит средством формирования предметной, а позднее игровой деятельности, стимулом овладения различными видами движений, условием развития пони мания и использования речи. Общаться слышащим взрослым с ребенком с нарушенной слуховой функцией не всегда просто.

В общении с неслышащим ребенком следует учитывать некоторые специальные моменты. Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Если у ребенка есть слуховой аппарат, необходимо общаться с ним на расстоянии до 1 м – так ребенок будет воспринимать речь на слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание слова, например название игрушки, целесообразно произнести его несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой либо, произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы. В процессе общения с ребенком на улице или в помещении надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять звукоподражания, называть звучащие объекты (ложка упала: бух; собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у). При попытках ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним.
Длительность занятий и их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3-5 минут; до двух лет – 2-3 занятия по 10 минут; от двух до трех лет – 15-20 минут.

Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста обязательно должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами и явлениями, рисование, лепку, конструирование.

Более специфический характер по сравнению с общеразвивающими играми и упражнениями имеет работа по развитию речи и слухового восприятия, так как она направлена на преодоление основных трудностей в развитии ребенка, которые связаны с отсутствием речи и нарушением слухового восприятия.

Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в общении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого появлении е у ребенка голосовых реакций, лепета; понимании е значений некоторых лепетных и полных слов. Это длительная систематическая работа, которая проводится в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на специальных занятиях.

Развитие речи ребенка с нарушенной слуховой функцией на втором-третьем годах жизни при условии, что работа была начата на первом году, имеет более высокие темпы. В связи с познанием разных предметов и явлений у ребенка появляется словарь их названий, действий с ними. Очень важно учить ребенка понимать значения глаголов, прежде всего в повелительном наклонении (дай, возьми, надень, ешь, беги и др.), так как это необходимо для понимания и использования фраз. На занятиях количество слов и фраз расширяется в процессе обыгрывания предметов и игрушек, рассматривания доступных ребенку картинок, рассказывания и инсценирования маленьких рассказов с использованием различных игрушек.
На втором году жизни ребенка, при условии проведения систематической коррекционной и развивающей работы, в обучении детей с нарушениями слуха начинает использоваться кроме устной и письменная форма речи. Она необходима для более точного подкрепления устной речи и раннего обучения чтению. Раннее обучение глобальному чтению связано с формированием у ребенка умения различать слова и фразы, написанные печатными буквами на табличках, и соотносить их с соответствующими предметами, игрушками, действиями или их изображениями. В играх и на занятиях ребенок постепенно узнает написанные на табличках слова, обозначающие некоторые игрушки, предметы быта. Темпы овладения глобальным чтением зависят от возраста ребенка, уровня сенсорного развития, состояния слуха, индивидуальных особенностей.

По мере накопления запаса глобально воспринимаемых слов для лучшего запоминания и понимания их состава начинают учить детей складывать слова из разрезной азбуки. Чаще всего этому учат детей старше двух-двух с половиной лет, у которых уже есть некоторый запас глобально воспринимаемых слов. Первоначально дети учатся составлять слова из букв разрезной азбуки при наличии перед собой табличек с хорошо знакомыми и простыми по составу словами.

Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих малышей проводится, прежде всего, по подражанию взрослому, при условии использования слуховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша происходит в процессе проведения упражнений направленных на поддержание этих реакций и появление новых звуков и их сочетаний. Важной задачей работы над устной речью ребенка старше полутора-двух лет является формирование потребности в устном общении. Поэтому в процессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, предметы, действия, побуждает по подражанию называть их так, как малыш может на данном этапе своего развития. Самое главное – попытки повторять за взрослым и произносить самостоятельно звуки, слова, слоги. По мере овладения подражанием движениям тела, действиям, ребенок начинает выполнять движения в сочетании их с произнесением звуков, слогов, лепетных слов. С этого времени начинаются занятия по фонетической ритмике. Фонетическая ритмика – один из основных приемов работы с детьми раннего возраста над их произношением. При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, слов, фраз сочетается с определенными движениями.
Развитие слухового восприятия имеет большое значение для познавательного развития ребенка, формирования механизмов восприятия речи и произношения. Раннее начало работы по развитию остаточного слуха имеет особенно сажное значение, потому что развитие слуховой функции в первые годы жизни протекает в наиболее сензитивный период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора, что обеспечивает значительно больший эффект педагогической работы. В первые месяцы жизни у ребенка формируют комплексное зрительно-слуховое сосредоточение на голос взрослого, звучащие игрушки. Далее – умение реагировать на свое имя, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные словам и звукоподражания, обозначающие названия игрушек.

Более систематическая работа начинается на втором году жизни ребенка. Его учат различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Малыша учат слушать с аппаратом и без аппарата. Постепенно следует увеличивать расстояние, на котором звучат слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием произносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Постепенно увеличивается число слов и фраз, предъявляемых на слух. Параллельно дети знакомятся с музыкальными игрушками, учатся различать их звучание.
В условиях дома ребёнка в такой работе должны принимать участие воспитатели, дефектологи, сурдопедагоги. От выраженности слабости слуха зависит развитие речи, интеллектуальные способности, а также социальная адаптация маленького человека. Однако своевременная коррекция слуха ребенка значительно повышает его шансы на нормальную жизнь и развитие.

Приложение 1

Анкета-вопросник по тугоухости и глухоте
Вздрагивает ли ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?
Оживляется ли ребенок в возрасте 1-3 месяцев на знакомый голос?
Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5-6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2-4 месяцев?
Поворачивает ли голову в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?
Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 месяцев?
Замечаете ли Вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление воспитателей?
Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
Замечаете ли Вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев появление новых звуков, и каких?

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.