Сценарий литературной викторины для детей старшей группы
компенсирующей направленности с задержкой психического развития:
«В гостях у сказки»
Авторы: Максимович Галина Владимировна
Барыбина Любовь Петровна
Воспитатели МБДОУ "Аленький цветочек
" город Ноябрьск, Ямало — Ненецкий АО
Задачи:
-Уметь различать форму литературного жанра – сказка.
— Прививать любовь к устному народному творчеству.
Цели:
— Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.
— Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.
— Совершенствовать артикуляцию и дикцию, выразительность жестов, мимики, добиваться пластического изображения походки героев.
Ход викторины.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. «Бабушка, расскажи нам сказку – можно было услышать много раз. Бабушка брала в руки веретено или спицы и спрашивала: « Какую хотите сказку, внучата? – рассказывает бабушка сказку, а сама прядёт или вяжет.
— А как вы думаете, ребята, кто придумывает сказки?
-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.
-Какие бывают сказки?
Дети: Волшебные, поучительные, остроумные.
Воспитатель: Вспомните, какими словами начинаются сказки?
Дети: Жили — были, в некотором царстве.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
Воспитатель: Как заканчиваются сказки?
Дети: добро побеждает зло, по-доброму, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
Воспитатель: Ребята, мы с вами читали много сказок, и я предлагаю вам игру – викторину, посмотрим, кто у нас хорошо знает русские народные сказки.
И так, усаживайтесь по удобнее слушайте внимательно.
— Ой, ребята, посмотрите у меня на столе волшебный сундучок, посмотрим, что в нём, (пытаюсь открыть) не открывается, что же делать? – Я догадываюсь, открыть его помогут ваши правильные ответы на мои вопросы. За каждый правильный ответ я буду класть в корзинку по одному волшебному шарику, и я думаю, что в конце игры наш сундучок откроется.
Воспитатель: И так первое задание, слушайте внимательно, я прочту отрывок из сказки, а вы назовите полное название сказки:
« Позвала Жучка кошку, кошка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…...»
Дети: « Репка»
Воспитатель: « Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит — «Я лучше на крыше жить буду. — Ты нас раздавишь. — Нет, не раздавлю. — Ладно, тогда полезай.
Влез медведь на крышу. Только уселся. А домик развалился.
Дети: «Теремок»
Воспитатель: Молодцы, слушаем дальше.
Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит — стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась.
«Дети: Маша и медведь»
Воспитатель: Молодцы ребята, с этим заданием вы справились замечательно. Приготовьтесь к следующему заданию.
— Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы внимательно посмотрите, и назовите мне сказу:
а) « Маша и медведь».
б) « Волк и семеро козлят».
в) «Заюшкина избушка».
г) «Колобок».
д) «Кот, Петух и леса». Молодцы ребята, хорошо и с этим заданием справились.
А теперь отдохнуть пора. В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно.
Физкультурная минутка.
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
Ой, яичко уронила (наклоняются, «поднять яичко»)
Посмотрите — ка разбила (показывают на вытянутых прямо руках)
Вот мы её посадили (наклоны)
И водой её полили (имитация полива)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения).
И из репки кашу сварим (имитация еды).
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу).
Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание (у доски).
Воспитатель: Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки.
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей! (назови героев сказки).
1) Назовите имя сестрицы, у которой братец превратился в козлёночка? ( Алёнушка)
2) Кто разбил яичко в сказке « Курочка ряба»? (Мышка).
3) Кто был первым, кого повстречал на пути колобок?
4) Назовите имена трёх Медведей (Михайло Потапыч, Настасья Петровна и мишутка).
Справились отлично, предлагаю следующее задание:
Воспитатель: Я называю первое слово из названия сказки, а вы отгадываете полное название сказки.
1) Гуси — (лебеди)
2) Красная — (шапочка)
3) Заюшкина — (избушка)
4) Царевна- (лягушка)
Молодцы ребята, отлично справились с заданиями, а теперь мы покажем сказку
( инсценировка русской народной сказки «Колобок»).
Воспитатель: Ребята вы так старались, правильно отвечали на вопросы , выполнили все задания , наша корзинка полна волшебных шариков и мы сейчас попробуем открыть волшебный сундучок посмотрим что в нём — открываем, а там — для всех ребят подарок большая книга сказок.
— За ум и смекалку сказать спасибо я хочу,
Тем кто трудился, тем кто старался — вот этот подарок вручу , эта книга сказок для вас ребята.
-В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят вам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!