Методические рекомендации Талант развиваем с детства

Методические рекомендации
Талант развиваем с детства

Автор: Рожкова Анна Валерьевна
Воспитатель
ХМАО-Югра п. Приобье МБДОУ «ДСОВ»Северяночка"

Введение.

Может показаться, что, научив ребенка обозначать на бумаге дом, дерево, птичку, мы снимаем трудности, которые препятствуют самовыражению малыша. Но в действительности у дошкольника обычно нет еще настроенности на то, что его рисунок должен быть непременно понятен другим, и потому трудностей самовыражения, мук музы для малыша не существует. Дайте ему удобные инструменты – краски, большие листы бумаги, большие кисти, мягкие карандаши – и технические задачи решены.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство художественной красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных впечатлений, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Ребенка необходимо научить различной технике изображения, учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе различные виды. Вот примерный их перечень:

1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (плоской или свернутой в трубочку).

2. Хорошо использовать «пальцевую живопись» — краска наносится пальцами, ладошками, кулачками. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах – это украшение платьев, следы зверей, ягоды рябинки, мимоза.

3. Использовать монотипию – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность монотипии – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа, потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальным. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочку, цветок, платье.

4. Рисовать можно по мокрой бумаге – сначала лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

5. Можно использовать щетки разного размера (можно зубную щетку); ими можно рисовать, а можно разбрызгивать краску и «пойдет» снег или дождь.

6. «Кляксография» – капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимать и наклонять лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.

7. «Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти, пальцами; точки могут быть разного размера.

8. На лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировальной бумаги пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

9. Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать, когда высохнет и опустить на 1-2 секунды в тарелочку или поднос с водой. Рисунок получится расплывчатый: дождь, туман, иней.

10. На чистый лист бумаги нанести контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается тонкая дырочка) так, чтобы контурный «рисунок» был выпуклым. Подождать, пока высохнет клей и тогда нанести краску, причем краску жидкую, чтобы она свободно растеклась в пределах нанесенного контура.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других. Учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится хорошо и красиво.

Занимательная страничка «Забавные игрушки»
создана с целью:
• познакомить родителей с некоторыми видами творческой деятельности, которые послужат импульсом для развития фантазии детей; игрушки, изготовленные своими руками из разных материалов:
игрушки из бумаги;
поделки из природных материалов;
лепка из пластилина;
лепка из теста;
рисование «скорлупками», способствуют развитию у детей мелкой моторики, воображения и творческих способностей.

1 страничка

Работа по изготовлению игрушек из яичных скорлупок для дошкольников более занятна, т.к. несмотря на хрупкость, подобную стеклу, из яичных скорлупок можно сделать необыкновенные елочные игрушки, забавные сувениры, наглядные пособия, интересные сказочные композиции, тематические стенды, настольные игры, мультипликационные зарисовки.

Работа над такими игрушками вызывает у детей живой интерес, неподдельную радость, желание сделать аккуратнее, красивее, правдоподобнее. Процесс творчества развивает воображение, укрепляет моторику, активизирует мышление, формирует представление и художественный вкус.

Материалы для изготовления игрушек: емкости цилиндрической формы – коробки от фотопленок, тюбики от зубной пасты с отрезанным верхом, стаканчики от йогуртов, баночки от косметических средств, пробки от пластиковых бутылок. Цветная бумага, фольга, картон – для изготовления дополнительных частей игрушек, рук, ног, глаз, ушей, шляп, носов и ртов, гребней, хвостов. Прозрачные и цветные облатки от медицинских таблеток и капсул – хрусталики глаз, нос, рот, ноги для игрушки. Коробки от тортов, перегородки с ячейками для конфет разной формы и цвета. Они пригодятся для шляп. Тесьма и узкие атласные ленты, нитки – для украшения. Пластилин. Сушеные листья, крылатки, желуди – это будущие хвосты и крылья. Клей.

Подготовка яичной скорлупы. Материалы: яичная скорлупа, акварель и кисточка, клеящий карандаш, зубочистка или деревянный шампур для шашлыка; для панно: тонкий картон.
Подготовка к работе. Хорошо промоем яичную скорлупу и вытрем насухо, затем осторожно снимем внутреннюю кожицу, иначе расщепить скорлупу на маленькие кусочки будет не легко. В зависимости от желания оставим естественный (белый) цвет или раскрасим яйцо акварелью с внешней стороны и положим на бумагу сушиться.

Для создания панно нам понадобится белый или тонированный картон. Начиная с любого места, нанесем на картон клей клеящим карандашом и положим скорлупку выпуклостью кверху. Прижмем ее пальцем так, чтобы скорлупа раскололась и отдельные мелкие кусочки приклеились к картону. Будем заполнять всю поверхность панно таким же образом разными по цвету кусочками скорлупы. Нет пределов воображению для мотивов и образов – даже малыши могут участвовать в создании сюжетов по своему желанию и в зависимости от настроения!

2 страничка

Для развития творческого воображения, мелкой моторики, памяти, внимания, восприятия я предлагаю вам познакомиться с увлекательным занятием – изготовлением поделок из природных материалов. Сходите на прогулку в парк или лес. Наберите листочков и веточек, которые вам понравятся. А, может быть, вам повезет, и найдете шишки или птичье перышко. Принесите все эти сокровища домой и приступайте к работе!

Кроме природных материалов вам понадобится все, что есть дома: крупа, скорлупки от орехов, зубочистки, бусинки, блестки, а также приготовьте клей, пластилин, гуашь и кисточку.

1. «Парусник». Возьмите две скорлупки, из них выйдет отличный парусник! Наполните скорлупку пластилином и воткните в серединку лист осины или березы. Парусник готов!

2. «Рыбки». Рыбки можно сделать не только из скорлупы грецких орехов – подойдет любая (например, яичная скорлупа). Соедините скорлупки пластилином, а плавники и хвостики рыбкам сделайте из семян клена или перышек. Если прикрепить сверху петельку, получится забавная игрушка на елку!

3. «Собачка». Возьмите две шишки и соедините так, чтобы они были похожи на голову и туловище собачки. Из маленьких веточек сделайте собачке лапки, а из семян клена – уши и хвост (можно вылепить из пластилина). Нос и глазки вылепите из пластилина.

4. «Бусы». Вам понадобятся ягоды рябины, желуди, перышки. Потом соберите все это на нитку и соедините ее концы – бусы готовы! А можно добавить и настоящих бусинок – должно получиться тоже очень красиво.

5. «Разноцветные веточки». Это простые сухие веточки, которые вы принесли из леса, но для того, чтобы они стали красивыми надо немного потрудиться. Развести в воде гуашь, окунуть туда веточки, дать им высохнуть и покрасить бесцветным лаком для ногтей. Осталось поставить их в вазу и букет готов!

3 страничка

Для развития творческого воображения, мелкой моторики, памяти, внимания, восприятия я предлагаю вам познакомиться с увлекательным занятием – лепкой из теста. Вы научите детей создавать игрушки своими руками. Работая с тестом, вы очень скоро заметите, что пальчики ваших детей стали более ловкими, а движения более точными.
Сначала попробуйте вылепить фигурки по предложенным образцам, а потом пофантазируйте и слепите свои забавные игрушки.

Все игрушки из теста состоят из отдельных деталей: шариков, лепешек, толстых и тонких колбасок, пластинок. Мы будем делать их разной величины и соединять между собой.
Готовим тесто. Возьмите 1 стакан соли и 2 стакана муки, добавьте чуть-чуть воды. Для эластичности можно добавить немного растительного масла. Замесите крутое тесто, и материал для лепки готов. Фигурки, вылепленные из такого теста, можно запечь в духовке (около 15 минут), тогда они станут крепкими. Затем раскрасьте их гуашью и дайте подсохнуть на воздухе или в теплой духовке.

1. «Веселые человечки». Для того чтобы вылепить человечков, вам понадобится заготовить из теста: одну короткую колбаску, приплюснутую с двух сторон, один шарик, четыре тонкие колбаски, немного теста для отделки. Соедините сначала короткую толстую колбаску и шарик – это туловище и голова. Присоедините тонкие колбаски – руки и ноги. Вылепите ботинки и шляпу. Из маленьких шариков сделайте нос и глаза, а из маленьких колбасок – ротик и волосы. Ножом можно сделать несколько разрезов на ручках – получатся пальцы.

Фигурки надо запечь в духовке, а потом раскрасить.
2. «Магнитная азбука». Сначала из длинных и коротких колбасок вылепите цифры и буквы. Вдавите в каждую букву и цифру маленький кусочек магнита и запеките, потом раскрасьте фигурки. Если при запекании магнитик выскочит, закрепите его клеем «Момент». А доской для вашей магнитной азбуки послужит холодильник. Если у вас нет магнитов – не беда! Из вылепленной азбуки можно складывать слова на дощечке, а цифры пригодятся для решения примеров.

4 страничка

Для развития творческого воображения, мелкой моторики, памяти, внимания, восприятия я предлагаю вам познакомиться с увлекательным занятием – лепкой. Вы научите детей создавать игрушки своими руками. Работая с пластилином, вы очень скоро заметите, что пальчики ваших детей стали более ловкими, а движения более точными.
Сначала попробуйте вылепить фигурки по предложенным образцам, а потом пофантазируйте и слепите свои забавные игрушки.
Все игрушки из пластилина состоят из отдельных деталей: шариков, лепешек, толстых и тонких колбасок, пластинок. Мы будем делать их разной величины и соединять между собой.

Изготовление заготовок.

Шарик. Берем кусочек теста, придаем ему пальцами форму шара. Затем кладем его между ладонями и катаем круговыми движениями, пока не получится круглый шарик.
Колбаска. Придаем кусочку теста вытянутую форму и катаем его между ладонями вперед-назад. Чем дольше раскатывать, тем тоньше получится колбаска.
Пластинка. Сплющиваем толстую колбаску из теста – получится замечательная заготовка для туловища.

Лепешка. Это не менее важный элемент. Шарик расплющиваем пальцами – получается лепешка. Иногда удобно расплющивать шарик прямо на том месте, где лепешка будет находиться.
1. «Цыпленок». Лепим из пластилина два шарика – один побольше, другой поменьше. Соединяем шарики. Из маленького кусочка пластилина вылепим клювик. Лапки можно сделать из проволоки.
2. «Улитка». Лепим две колбаски – одну длиннее, другую покороче. Длинную колбаску сворачиваем спиралькой и прикрепляем к середине второй колбаски. Из спичек делаем рожки, отломив серные головки. На их место прикрепляем маленькие пластилиновые шарики. Дополняем улитку глазками-бусинками.
3. «Рыбка». Лепим шарик и сплющиваем его снизу. Дополним рыбку хвостиком и плавниками, вылепив их из пластилина. Из маленьких бусинок сделайте глазки. Чешую можно нарисовать вилкой.

5 страничка

Предлагаю комплекс игр с бумагой, который поможет вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные, объемные игрушки. Пусть ваш ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Можете склеить, сшить или просто связать мячики между собой, получается причудливые, объемные игрушки.
Следующая забава, которую я вам предлагаю – кукольный театр. Ваш ребенок наверняка не только заинтересуется выбором сюжета для будущего спектакля, но и с удовольствием смастерит всех персонажей.

Развитию творческого воображения, мелкой моторики, памяти, внимания помогают: плетение ковриков из бумажных полос, складывание самолетиков, корабликов, и других фигурок.
Очень важно, чтобы вы несколько раз, не спеша, показали последовательность действий ребенку. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки.
Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.

Рекомендации подобраны с целью:
• познакомить родителей с особенностями, требованиями и мерами предосторожности к разнообразным изобразительным материалам;
• оказать родителям помощь в освоении приемов работы с разнообразным художественным материалом.

Как работать с изобразительными материалами

Работая с ножницами, клеем, пластилином и бумагой, дети обязательно должны знать и соблюдать несколько условий, правил. Рассказать о них можно по-разному. Вот один из приемов.

Про ножницы...

В работе с детьми используются ножницы с закругленными концами.
У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела – что-нибудь отрезать, разрезать или вырезать, – они ему помогают. Но если с ними баловаться, крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать, резать и рвать все, что оказывается рядом, – руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны и платья, доставляя кучу неприятностей. А вообще они хорошие. Если ты не будешь их обижать, они тебе по-настоящему помогут во многих делах. Попробуй с ними поговорить, и они тебе сами обо всем расскажут.

«Поговорить» с ножницами – взять их в руки и на безопасном от глаз (и от соседей) расстоянии пощелкать ими в разном темпе и ритме. Можно даже диалог разыграть: человек говорит, о чем-нибудь спрашивает, а они «отвечают». Если раньше дети с ножницами не работали, то с этого упражнения начинается выполнение задание.

Про клей...

Лучше всего пользоваться белым клеем ПВА. Канцелярский клей и клей-карандаш не подходят.
Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет... Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать все побыстрее, кое-как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно – клей ему помогает. А когда он высыхает, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезают. Вот он какой – клей ПВА.

Про пластилин...

Младшим детям на первых занятиях лучше работать с мягким пластилином, чаще всего это импортный пластилин. Старшие дети могут работать с более жестким материалом.
Пластилин – большой выдумщик и фантазер. Из него что угодно можно сделать. Но он очень упрямый. Когда упрямства в нем собирается много, он становится твердым, непослушным и ничего делать не соглашается. Чтобы выгнать из него упрямство, нужно его как следует поразминать. Тогда он станет мягким и поможет нам.

Про бумагу...

Лучше давать детям для работы не целый лист бумаги, а половину (для фона работы), четверть или даже восьмую часть листа (для вырезания деталей работы).
Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться. А еще её всегда не хватает, особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно и экономно.
Все эти истории время от времени повторяются вместе с детьми.

Требования к работе с пластилином

Особенностью пластилина является то, что это мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
• несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам;
• в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

1. Твердый пластилин разогреть перед лепкой в емкости с горячей водой из-под крана.

2. Пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры выполняются обычным фломастером.

4. Если работа выполняется в качестве подарка, например «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

5. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

6. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии ваших детей.

Рекомендации по работе с бросовым материалом

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Что можно к нему отнести? Это разнообразные пластиковые бутылки, из которых уже выпит сок или кефир, крышки и пробки, которыми закрывались эти емкости, футляры от шоколадных яиц – «киндер-сюрпризов», контейнеры от йогуртов, пуговицы, бусинки, проволока, камушки и многое другое, от чего мы, взрослые, чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро.

Но, оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей, внести конструирование с бросовым материалом в детскую художественную деятельность, в свободное время.

Поделки могут иметь разное назначение:
• для игр детей;
• для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
• можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определенные требования.

Он должен быть:
• безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
• тщательно промытым и высушенным;
• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.);
• не вызывать чувство брезгливости у детей.
Необходимо учитывать возрастные особенности детей:
• правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
• продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;
• процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;
• ребенок должен быть уверен в вашей помощи, если у него возникают какие-либо трудности с выполнением работы;
• если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый.

Надеюсь, что предложенный материал будет вам интересен и полезен, поможет развивать творческое мастерство ваших детей.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.