Занятие в школе раннего развития детей по предмету «Считалочка»

Занятие в школе раннего развития детей по предмету «Считалочка»

Тема: «Число 5, цифра 5. Состав числа 5»

Автор: Федотова Светлана Николаевна
Педагог ДО
МАОУДОД ЦДТ, станица Выселки,
Выселковского района, Краснодарского края.

Цели: познакомить учащихся с образованием числа 5 и написанием цифры 5, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь.

Задачи:
 — формирование понятия числа 5как результата сложения чисел 3 и 2;
 — распознавание множества из 5 предметов
 — обозначение числа 5 точками, математическим знаком – цифрой 5;
 — формирование понятия «5»- формирование умения записи цифры 5
 — развитие математической речи (развернутые ответы на вопросы); 
формирование математического мышления – число 5 как математическая основа построения других чисел, использование схем при выполнении заданий.

Оборудование: магнитофон, набор геометрических фигур, цифр, математический веер (у учащихся), мяч, диски с записью детских песен, диск обучающей программы «Арифметика – малышка».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Повторение правил поведения на занятии
Парта – это не кровать.
И нельзя на ней лежать
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно
Сообщение темы занятия.
Учитель: 
 — Ребята, любите ли вы сказки? (звучит музыка)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к героям ваших любимых сказок. Они очень хотят узнать, что вы уже умеете и чему научились, а также мы познакомимся с числом и цифрой 5. (слайд 1)

2. Актуализация опорных знаний.

1.Отработка навыков счёта.
Учитель: - Отгадайте, к кому мы пойдем в гости. (музыка) (слайд2)
Дети: - К НЕЗНАЙКЕ.
Учитель:
 — Как вы помните, НЕЗНАЙКА не любил учиться, он предлагает нам поиграть и посчитать. (Учитель кидает детям мяч и просит посчитать)
- счёт прямой и обратный;
 — сосчитайте от 4 до 9, от 3 до 10, от 7 до 4.
 — назовите, какое число стоит после числа 4, перед числом 3, слева от числа 7, между числами 4 и 6, 7 и 9, справа от числа 9.
 — назовите соседей числа 6, 4, 2.
Учитель:
 — В волшебной сказке всё бывает. Вот и у нас «число» заблудилось на тропинке. Какое число заблудилось?
1,2, 3, 5, 6, 7, 8, 4, 9, 10.
-Что вы можете сказать о числе 4? (где стоит в натуральном ряду, соседи числа 4, состав числа 4) (слайд 3)

3. Решение задач.
-Приготовьте кассу цифр.
«В аквариуме плавают 4 рыбки. К ним подплывает еще 1рыбка. Сколько рыбок плавает в аквариуме?»
-Каким действием будем решать задачу? Составьте решение на наборном полотне.
4+1=5
(Дети демонстрируют решение задачи).
-Как же получается число5? (к 4прибавляется 1)
-Сколько же рыбок плавает в аквариуме? Сформулируйте ответ.
-«На дереве сидели 3 птички. Одна из них улетела. Сколько птичек осталось на дереве?
-Каким действием будем решать задачу? (вычитанием).
-Составьте решение на наборном полотне.
(Дети демонстрируют решение задачи).
-Как же из числа 3 получается предыдущее число 2?
3-1=2
-Ответьте на вопрос задачи, сколько птичек осталось на дереве?

Логические задачи (слайд 4)
Саша ел яблоко большое и кислое. Коля – большое и сладкое.
-Что в яблоках одинаковое, что разное? (размер, форма, признак предмета, назначение, вкус)

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге.
 — Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
(Нина – в журнале)

4. Классификация. Составление числовых неравенств.
Учитель:
 — Идя по числовой тропинке, мы вышли на поляну, и здесь увидели …
Он под деревом сидит
Добрый доктор — … (Айболит)
(слайд) (слайд 6)
 — Доктор сидит и считает свои таблетки
 — Сколько всего таблеток у доктора? (3)
 — Какая закономерность в расположении таблеток? (синяя, жёлтая, большая, маленькая)
 — По каким признакам можно разбить эти таблетки на части? (по размеру и цвету)
 — Почему нельзя по форме? (одна форма – круг)
 — Расположите таблетки по размеру. (Ученики выходят к доске, выставляют фигуры и составляют числовые равенства)

2 + 1 = 3 1 + 2 = 3

3 – 2 = 1 3 – 1 = 2
Учитель: 
 — Молодцы! Вы помогли Айболиту посчитать лекарства, он вылечил своих питомцев и они продолжают прыгать и скакать на полянке. Отдохнём с ними и мы.

5. Звуковая физминутка. (слайд 7) 
 — Мы продолжаем путешествие по дорожкам сказок.
Ребята, кто это?
Он по коробу скребён,
На сметане мешён,
Да и в печке печён. ( Колобок) (слайд 8)
 — Колобок спрыгнул с окошка и покатился по числовому отрезку, навстречу к зайцу, докатился до числа 4. А что дальше? Как ему прийти в точку 5? (надо сделать 1 шаг вправо – тогда 4 увеличится на 1 и получится 5) Значит, 5 больше, чем 4? На сколько?
 — Какое место занимает число 5 в натуральном ряду? Назовите соседей числа 5?
-Число 5 записывают цифрой 5.
А вот это — цифра пять!
Ручку вправо протянула,
Ножку влево изогнула.
Цифра симпатичная,
Самая отличная!
 — Почему? (оценка 5 – лучшая оценка школьников) (слайд 9)

Письмо цифры 5 (Работа в тетрадях)
Учитель: - Откроем тетради (проверка положения тетради и посадка)
-Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведём наклонную палочку вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
-А теперь попробуйте сами написать цифру 5 в своих тетрадях. (Сначала в воздухе под счёт)
(Учащиеся пишут цифру 5 в тетрадях)
Состав числа 5.
Учитель: - А теперь мы с вами возвращаемся в сказку
-Кто наши следующие герои? (3 поросёнка)
К ним в гости пришли ещё 2 ЗАЙЧИКА. Сколько стало зверей?
(5) Как получили число 5?
3 + 2 = 5 (дети записывают пример в тетради, а учитель на доске). (слайд10).

Дидактическая игра «Молчанка» (показ ответов с помощью цифровых вееров)
 — Какое число стоит перед числом 3, 5? (2, 4)
 — Какое число стоит между числами 3 и 5, 2 и 4, 4 и 6? (4, 3, 5)
 — Какое число следует за числом 4, 5? (5, 6)
-Что такое цифра? (математический знак, обозначающий число)
 — Что значит прибавить 1? Вычесть 1?
(слайд №11)

7. Итог урока.
- Что сегодня мы узнали нового на уроке? (ответы детей).
Молодцы, вы все сегодня отлично работали, и в конце нашего урока посмотрите мультфильм про замечательную
цифру 5.
(Просмотр мультфильма «Арифметика – малышка) (слайд 12)

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.