Содержание статьи
Семинар-практикум для педагогов
«Познавательно-речевое развитие детей
на занятиях по изобразительной деятельности»
Автор: Украинец Олёна Владимировна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Аленький цветочек»
г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Назову основные направления психического развития в дошкольном детстве.
Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка, от общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.).
В-третьих, в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщение, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.
Чтобы правильно, грамотно воспитывать и обучать дошкольника как субъекта познания, необходимо:
развивать его любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действий, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций;
развивать общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях;
создавать условия для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле;
заложить у ребенка основы экологической культуры, подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе;
познакомить с достопримечательностями родного края, сказками, мифами и легендами народов края, из которых ребенок узнает о жизни человека в древности и современности, о культуре разных народов;
обеспечить ребенку возможности для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи;
развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, актуализировать у ребенка художественные способности;
способствовать накоплению сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений ребенка, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира.
Формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация занятий, в данном случае занятий по изобразительной деятельности, не как «урока», а как партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность обогатить свою речь и проявить собственную творческую активность.
К основным признакам партнерской деятельности я отношу добровольное участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника и живого образца осуществляемой деятельности.
Поэтому, считаю наиболее оптимальной такую организацию занятий по изобразительной деятельности, в процессе которой:
педагог обогащает знания, впечатления об окружающем мире, разных жанрах изобразительного искусства, об истории народного промысла; создает необходимую среду: предоставляет разнообразные изобразительные материалы (гуашь, художественные кисти, бумагу и др.), а дальше тактично вводит детей в творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника: от зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений от наблюдения окружающего мира, его вынашивания, обдумывания до перехода к его воплощению;
на занятиях используются игровые приемы для создания игровой мотивации и для объяснения предстоящей работы – это дидактические игры, игровые упражнения, некоторые из которых я хотела бы предложить вашему вниманию:
1. Игра «Что на что похоже?»
Детям предлагается подобрать к геометрической фигуре какие-нибудь образы, ассоциирующиеся с данной фигурой (круг – яблоко, окно, тарелка, шар). Данная игра способствует не только развитию воображения и внимания, но и развитию речи, т.к. дети стараются на одну фигуру подобрать как можно больше разнообразных слов, а затем отобразить в рисунке.
2. Игры «Выложи рисунок», «Закончи рисунок», «Дорисуй фигуру»
Дети дорисовывают, преобразовывают фигуры в другие предметы или выкладывают из геометрических фигур предметы, картинки. В этих играх для развития речи детям предложить объединить несколько предметов в одну картину, придумать к ней название и сочинить небольшой рассказ.
3. Игры с использованием загадок, н-р: «Сочини загадку»:
например, загадка о снеге. Можно применить такую таблицу-опору:
На что похоже? Чем отличаются?
На вату Тает
На покрывало Утюгом не погладишь
На сухарь Нельзя есть
Получилась загадка: Как вата – но тает,
Как покрывало – но утюгом не погладишь,
Как сухарь – но есть нельзя.
Далее для изображения снега можно предложить детям использовать различные техники рисования: кляксография, тампонирование, набрызг.
Другой вариант игр с загадками – это «Загадки и отгадки».
Подобрать для детей загадки (н-р: ваза, фрукты; блюдо, овощи)
1. Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже
Тем дождик ближе.
(Облака)
2. Поглядите, поглядите –
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
(Дождь)
3.В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручей)
4.Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
5. Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет.
(Солнце)
6.Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)
7.Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
8. Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.
(Земляника)
Разгадав загадку дети сразу же рисуют отгадку, по окончании выполнения рисования можно предложить детям сочинить небольшое стихотворение или небольшой описательный рассказ. Таким образом, у детей развивается образное мышление, речь, а также дети знакомятся с различными изобразительными жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, в зависимости от того, какие вы подобрали загадки.
4. Игровое упражнение «Подбери пословицу, поговорку».
Все вы на занятиях используете картины, иллюстрации, так для развития у детей образной, красивой и правильной речи можно предложить задание, которое заключается в подборе пословиц и поговорок к картине.
Подобные задания и упражнения способствуют не только развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности, но и позволяют обогатить их словарный запас, активизировать речевую активность.
И, несмотря на то, что для ребенка-дошкольника рисование – оптимальная форма душевной самореализации, где открывается способность к глубокому переживанию, к сопереживанию, к сочувствию и ребенку легче передать свои чувства и эмоции в рисунке, в то же время он учится их оречевлять.
Как пример, предлагаю вашему вниманию альбом творческих работ «Салат из сказок». Работы детей выполнены в технике «рисунки из ладошки» по мотивам сказок В.В.Сутеева. Вместе с родителями дети сочинили сказки к рисункам, затем мы в детском саду отсканировали работы, набрали текст, подобрали фон и оформили в красочный альбом. Дети с удовольствием любят «перечитывать» собственные сказки.
Такой подход к проведению занятий способствует не только художественно-изобразительному развитию, но и активизирует познавательно-речевую активность детей дошкольного возраста. Дети становятся более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных решений.
Умелое руководство процессом проведения занятий, учет возможностей и интересов каждого ребенка, обогащение его умственной и духовно-эмоциональной сферы поможет педагогу добиться высоких результатов в решении задач по познавательно-речевому развитию в изобразительной деятельности.