Профилактика нарушения речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей и родителей.
Автор: Попова Наталия Анатольевна
Учитель – дефектолог высшей категории
ГКУЗ «ПНДР №9» города Санкт — Петербурга
Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4-5 тысяч слов.
Иную картину можно наблюдать у отдельных детей: от полной невозможности соединять слова во фразы или произнесения отдельных звукокомплексов до развернутой речи элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Такие дети испытывают трудности в назывании частей предметов и объектов (кабина, сиденье и т.д.); глаголов, обозначающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет – ест); антонимов (гладкий — шершавый, глубокий – мелкий), относительных прилагательных(шерстяной, глиняный, песчаный и т. д.). В грамматическом строе речи наблюдаются ошибки в употреблении предлогов, согласовании частей речи, построении предложений. Неверно произносят от 10 до 20 звуков, искажают слоговую структуру слова, не могут воспроизвести слова, близкие по звучанию (кот – кит – ток). В связной речи труднее всего даются все виды творческого рассказывания. Отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Наряду с этим проявляются нарушения внимания, памяти – малыши с трудом восстанавливают порядок расположения предметов; не могут воспринимать неконкретные объяснения, длинные инструкции педагога.
Неточность и слабость движений подвижных органов артикуляции приводит к общей невнятности и смазанности речи у детей.
Движения пальцев рук малоподвижны, отличаются неточностью, несогласованностью: дети не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
В процессе общения они обнаруживают повышенную возбудимость, или наоборот – вялость, апатию, склонны к проявлению негативизма, излишней агрессивности или ранимости.
Предупредить отдельные речевые расстройства у детей возможно, оказывая развивающее воздействие в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Психическое и речевое развитие взаимосвязаны. Задержка одного процесса ведет к замедленному развитию другого. До 3-х лет психическое развитие влияет на речевое, после 3-х лет полноценная речь активно стимулирует психическое развитие ребенка.
В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга, позволяет совершенствовать внимание, память тесно связанные с речью.
Работу по развитию мелких мышц пальцев и кистей рук необходимо проводить систематически, несколько минут ежедневно: на занятиях, в режимные моменты, в комплексе с артикуляционной и утренней гимнастикой. Это массаж кистей рук (у маленьких детей проводит взрослый), упражнения для пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры.
Такая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес, эмоциональный настрой, помогает мобилизовать внимание, стимулирует запоминание.
Помимо этого, необходимо пополнять, уточнять, активизировать словарный запас детей в процессе всех режимных моментов (Какое небо? Какие листья лежат на земле? Что делает дождь? снег?); контролировать грамматически правильную речь, исправлять ошибки в согласовании (Как лучше сказать? Подумай, скажи правильно.); развивать зрительное, слуховое внимание, восприятие, память (Назови все зеленое, деревянное, металлическое и т. д. Что изменилось? Что прибавилось? Разложи, как я скажу).
Таким образом, сочетание комплексного воздействия на становление речи и индивидуальной работы дает возможность предупредить речевые нарушения у малышей.