Содержание статьи
- 1 Эколого-краеведческая работа в кружке «Здравствуй, мир»
- 1.1 Программа кружка дополнительного образования эколого – краеведческой направленности. (5-7 лет)
- 1.2 1 блок: «Подмосковье – наш край родной».
- 1.3 2 блок «Природа родного края»
- 1.4 3 блок. «Быт и традиции»
- 1.5 4 блок. «Культура и искусство родного края»
- 1.6 Перспективный план по кружковой работе с детьми средней группы
- 1.7 Перспективный план по кружковой работе с детьми старшего возраста
Эколого-краеведческая работа в кружке
«Здравствуй, мир»
Разработала Одинокова Анастасия Константиновна
Воспитатель второй квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждения детского сада комбинированного вида
№16 «Рябинка» города Дубны Московской области
“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К.Паустовский
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Одним, из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении, является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом).
Постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем. Нами разработаны: тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста и система эколого-краеведческой работы с
учетом окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
Организованная кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста формирует у них не только устойчивый интерес к своему городу, но и близлежащему окружению. Так мы от знакомства с городом постепенно переходим к знакомству с родным краем — Московской областью и Москвой, а затем и с Россией. Тем самым, расширяя и углубляя знания детей о своей стране.
В процессе этой работы мы воспитываем у дошкольников чувства восхищения, гордости, патриотизма за свой город, свой народ, свою страну.
Работа ДОУ по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города.
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия! И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом.
Детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем город отличается от села.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомим с промышленностью, с историей города Дубны и его достопримечательностями... Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным городом и памятниками вызывает у детей положительные чувства и эмоции
Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение памятников для возложения цветов.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).
Своеобразие страны, народа проявляется не только в закладке городов, но и в том, что, не будучи воплощенным в камне, всё – таки живёт веками — в праздниках, народных обычаях. Знакомиться с жизнью народа, с древними обычаями. Такими как «Масленица».
Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.
Продуманные экскурсии, походы, прогулки в лес имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непрерывное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней.
Какую радость и удовольствие приносят детям экскурсии в лес: они видят природу во всем многообразие, слушают звуки леса, любуются его красотой. Детям дается возможность побродить, отыскать что-нибудь необычное для себя, прижаться к белоствольной березе, рассмотреть небесную высь сквозь ажурное переплетение деревьев.
Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, воспитатели широко используют стихотворения, народные приметы, пословицы, фольклорный материал.
Для реализации задач эколого — краеведческой работы в детском саду создана определенная предметно-развивающая среды в помещении и на территории, где важным является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с растениями и цветами, практическая деятельность по уходу за ними.
Разнообразили видовой состав: липы, берёзы, ели, рябина. Дети любуются плодовыми деревьями в разное время года.
На огороде дети познают мир культурных растений, учатся ухаживать за ними, проводят наблюдения.
Самое светлое место выделено под огород – на окне зимой выращиваются овёс, зелёный лук, салат, перец, морковь.
Эколого — краеведческая работа в ДОУ невозможна без сотрудничества с родителями, без их поддержки. Ежегодно родители трудятся на участке детского сада, высаживают цветы.
«Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем!
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!»
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!
Программа кружка дополнительного образования
эколого – краеведческой направленности. (5-7 лет)
Цель и задачи программы:
Цель программы дополнительного образования – воспитание Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах.
• природа
• рукотворный мир человека
• отношение к общественной жизни
• человек и его собственная жизнь
В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материала, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного возраста и дошкольников.
Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины, обычаи, традиции.
2. Воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению.
3.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно — ориентированном подходе.
1 блок: «Подмосковье – наш край родной».
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей. Знакомство с городским округом, ее историей, современным городом. Промышленность и сельское хозяйство.
2 блок «Природа родного края»
Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира, знаний рек, протекающих по территории. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность (сады, парки, скверы).
3 блок. «Быт и традиции»
Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего века. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.
4 блок. «Культура и искусство родного края»
Блок предусматривает работу воспитателей по знакомству детей дошкольного возраста с биографией и творчеством писателей и поэтов, которые прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений, рассказов, романов, музыкальных произведений, песен. Изучая вместе с детьми историю жизни выдающихся поэтов, писателей, побывавших в нашем крае у детей дошкольного возраста формируется у детей представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства.
Программа рассчитана на 3 года обучения детей старшего дошкольного возраста. Основные формы кружковой работы – тематический, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление макетов, альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки к памятникам, в музеи города, встречи с интересными людьми, спектакли.
Перспективный план по кружковой работе с детьми средней группы
Месяц Тема
Октябрь
1. «Моя семья»
2. «Родной город»
3. « Мы живём в России»
4. «Все работы хорошо — выбирай на вкус»
Ноябрь
Кустарникиидеревья
Грибыягодывлесу
Домашниеживотныевгороде
Люблютебямойкрайродной
Декабрь
1. «Улица города, на которой стоит детский сад»
2. «Улица полна неожиданностей»
3. «Какие мы»
4. «Зима в городе»
Январь
1. «Моя семья» (Задание на каникулы нарисовать свою семью и составить сообщение, герб и девиз семьи, секрет воспитание ребёнка с фото)
Февраль
1. «Праздник наших пап 23 февраля»
2. «Памятники защитникам Отечества в родном городе»
3. «Наша армия родная»
Март
1. «Птицы города»
2. «Название рек города»
3. «Праздник мам, помогаю маме»
4. «Весенние цветы»
Апрель
1. «Красивые здания города»
2. «Беседа о космонавтах»
3. «Деревья — нашего города»
4. История города
Май
1. Праздник 9 мая.
2. Беседа о ветеранах отечественной войны
Перспективный план по кружковой работе с детьми старшего возраста
Месяц Тема
Октябрь
1. «Район, в котором ты живёшь левобережье»
2. «История возникновения родного города»
3.Беседа «Красивые здания города»
4. Беседа о том, как давали названия улицам
Ноябрь
Откудахлебпришёл
Лесныеобитателинашегогорода
Деревьяикустарникигорода
Транспортнашегогорода
Декабрь
1. «Знакомство с Москвой»
2. «Улицы Москвы»
3. «Города старинные, мастерами славные»
4. «Зима в городе»
Январь
1. «Мой город Дубна»
2. «История русского костюма»
Февраль
1. «Праздник наших пап 23 февраля»
2. «Памятники защитникам Отечества в родном городе»
3. «Наша армия родная»
Март
1. «Птицы города»
2. «Название рек города»
3. «Праздник мам, помогаю маме»
4. «Весенние цветы»
Апрель
1. «Символика страны — флаг, герб, гимн»
2. «Беседа о космонавтах»
3. «Широка страна моя родная»
4. История города
Май
1. Праздник 9 мая.
2. Беседа о ветеранах отечественной войны