Конспект занятия «Перелётные птицы»
Автор: Васькова Ольга Васильевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
КОУ «Петропавловский детский дом для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», Омской области
Цель: Расширение и закрепление представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Задачи:
Дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении.
Уточнение и расширение представлений о перелётных птицах.
Воспитание бережного отношения к природе.
1. Организационный момент.
(приветствие воспитанников)
2. Вводная часть.
- Ребята, на сегодняшнем занятии мы продолжим разговор о птицах, но вначале давайте вспомним, о каких птицах мы с вами говорили на прошлом занятии?
(о зимующих)
- Вспомните, какие зимующие птицы живут в нашем крае?
(дятел, синица, воробей, голубь и т.д)
- Ребята, а чему их называют зимующие?
(т.к они не куда не улетают и зимуют здесь)
- Я открою вам один секрет, что кроме зимующих птиц есть птицы, которые прилетают к нам с наступлением весны.
- Как вы думаете, как их называют?
(перелётными)
И тема нашего занятия «Перелётные птицы», сегодня на занятии мы с вами поговорим о перелётных птицах, таких как ласточка, кукушка, грач, скворец, соловей, узнаете из чего они строят себе гнёзда, услышите их голоса.
3. Основная часть.
Ребята, сейчас я вам зачитаю небольшое стихотворение, послушайте внимательно.
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
- Как вы думаете, о каком времени года здесь говорится? (о весне)
- Ребята, я вам предлагаю выполнить небольшое задание, из представленных времён года вам нужно найти весну.
(Воспитатель показывает несколько картинок, дети выбирают ту, на которой изображена весна)
По каким признакам вы это определили?
Раз у нас с вами наступила весна, значит, к нам в гости летят перелетные птицы, а чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица - …грач
- Правильно, это – грач.
- Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли. - Как вы его понимаете?
( грачи первыми прилетают к нам весной) Считается, что с их появлением наступает весна.
Посмотрите на изображение грача.
— Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного)
- На какую зимующую птицу он похож? (ворона)
Обратите внимание, какой большой у него клюв.
- Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
А эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день- …. скворец.
Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц.
- Предлагаю угадать следующую птицу:
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. ( ласточка)
— Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце.
- Одна из птиц, которая пьёт и питается на лету?
Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей.
Какую она имеет окраску?
(пеструю окраску), длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Отгадайте, кто же к нам ещё летит в гости:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
Соловей – маленькая птичка,
Какое она имеет оперение по цвету?
(коричневое оперение), маленький клюв, хвост и лапки?
А теперь я предлагаю вам проверить, как вы знаете перелётных и зимующих птиц для этого нужно выполнить следующее задание, на листе бумаги в правой стороне приклеена кормушка на неё приклеиваете зимующих птиц, а в левой стороне самолёт на него приклеивайте перелётных птиц.
- Давайте с вами проверим, правильно ли вы справились с заданием.
Хорошо справились с заданием, молодцы, вижу, что вы умеете различать перелётных птиц, от зимующих.
- Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
- Ребята, вот птицы прилетели, но некоторые из них никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем, наша задача правильно расселить птиц по своим домикам. Для этого вам необходимо соединить стрелочками птицу с её домиком.
(Скворечник, гнездо на дереве, гнездо под крышей, гнездо на верхушке дерев).
— Ребята, я предлагаю вам поменяться работами и проверить друг у друга, правильность выполнения работы.
— Ребята, вот теперь у птиц есть дома — гнёзда, скворечники, а зачем они птицам? (в гнёздах, скворечниках птицы выводят птенцов)
— А можно гнездо с яйцами или птенцами трогать? Почему? ( если мы потрогаем гнездо, птица на него не сядет, и птенцы не вылупятся)
— Ребята, а если кричать, громко включать музыку в лесу, то птица испугается и улетит с гнезда, а птенцы без мамы погибнут.
— Ребята, а зачем нам нужны птицы? (ответы детей).
— Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые растения губят — жуков, гусениц.
Вот и расселили наших птичек, совсем скоро у них появятся птенцы, как же будут называться птенцы у этих птиц? Давайте подумаем.
У грача…(грачата)
У скворца….(скворчата)
У ласточки ….(ласточата)
У кукушки….(кукушата)
У соловья ….(соловьята)
— С наступлением весны оживает вся природа, мы всё чаще слышим пение птиц, которое нас радует, вдохновляет.
Давайте послушаем, как же красиво поют наши сегодняшние гости и постараемся угадать их голоса.
(прослушивание голосов)
Итог:
— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня беседовали на занятии?
— О каких перелётных птицах?
— Какая первая птица прилетаем к нам весной?
— Что интересного вы узнали о кукушке?
— Где строит себе гнездо ласточка?
— А из чего?
— Где выводит своих птенцов скворец?
— Верно.
— Ребята, наши старшие мальчики сделали скворечники и на следующем занятии мы с вами будет их развешивать т.е будем встречать прилет скворцов.
— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Спасибо всем за работу.