Конспект комплексной образовательной деятельности на тему:
«Друзья для бабочки». Старшая группа.
Автор: Васюткина Елена Сергеевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №2 «Вишенка»
Пушкинского муниципального района
Цель занятия: расширять представления детей о взаимоотношениях в социуме, о содержательном компоненте понятия «дружба».
Задачи:
Формировать представления о том, что друзья не обязательно должны быть во всем похожи, у них могут быть и различия.
Развивать исследовательские навыки (анализ, обобщение, сравнение).
Закреплять умение детей соотносить предметы по цвету и цифровому обозначению.
Воспитывать умение действовать в коллективе, подгруппе, самостоятельно, учитывая мнение товарищей.
Ход занятия.
Дети заходят в группу, здороваются с присутствующими, садятся на стулья.
Воспитатель:
— Ребята, перед занятием я зашла в группу, и на окне увидела бабочку. Вот она (подходит к окну, берет с подоконника бабочку, прикрепленную на палочку.) Бабочка рассказала мне свою историю.
В начале осени погода стояла солнечная и теплая. Наша знакомая порхала с цветка на цветок, радовалась солнышку и не заметила, как ее подружки стали прятаться в щели домов, в коре деревьев, не обращала внимания на просьбы старших подруг укрыться. В какой-то момент она заметила, что осталась одна, полетела на поиски подруг, заблудилась и оказалась здесь, у нас.
Здесь ей тепло, есть цветы, нектаром которых она может питаться. Но все же бабочке очень грустно, потому что она совсем одна.
Она увидела детей, обрадовалась, но потом поняла, что дружить с ребятами не сможет, потому что дети и бабочки совсем не похожи. Ей стало совсем одиноко. Я пыталась ей объяснить, что для дружбы не надо быть одинаковыми. Но она меня не поняла. Давайте попробуем объяснить вместе.
Дети соглашаются.
Воспитатель: Давайте сыграем в игру «Вот мы какие».
Я буду описывать различные признаки, к кому подходит этот признак, тот встанет со стульчика.
Кто любит шоколад
У кого два уха
У кого короткие волосы.
У кого голубые глаза
Кто любит мороженое
Кто играет в машинки
Кто одет в юбку
Кто носит сережки
Кто любит веселиться
Кто одет в шорты
Смотрите, вы вставали не на все признаки, значит вы чем то отличаетесь друг от друга, в вас много разного, но все равно вы дружите, правда.
Дети: Да.
Воспитатель: Что же такое дружба?
Ответы детей.
Воспитатель: Как хорошо вы сказали. Я предлагаю небольшой сюжет.
Демонстрация презентации «Дружба — это не работа» Белозеровой Т.В.
Воспитатель:
-Ребята, бабочка вместе с вами смотрела клип, он ей очень понравился, ей стало веселее. Она хочет станцевать для вас, и просит следить за ее танцем только глазами, не двигая головы. Так будет веселее. Договорились?
Гимнастика для глаз.
-Бабочке понравилось с вами играть.
Она предлагает поиграть еще, и для этого превратиться в бабочек, таких же, как она.
Попробуем?
Я даже знаю волшебные слова:
Физкультминутка «Бабочки»
Эники- беники- крас
Стану бабочкой сейчас.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с бабочкой порхать.
Крылья пестрые мелькают.
Дети — бабочки летают.
Соберемся мы в кружок,
Вновь вернемся на лужок,
Потанцуем, покружимся,
На полянке приземлимся.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вновь детьми хотим мы стать.
.
Звучит музыка «Бабочка» дети, имитируя движения крыльев бабочки, переходят в другую часть группы, где на полянке из ткани выложены бабочки из дидактической игры.
Дети двигаются вокруг бабочек, затем воспитатель предлагает каждому взять себе по одной и сесть на ковер.
Воспитатель:
Пока мы были бабочками, нам удалось найти нашей знакомой подружек. Помните, наша знакомая говорила, что дружить можно только с такими же, как ты сам?
Она, конечно не права, но все же, давайте попробуем найти, чем бабочки похожи между собой и чем отличаются.
У бабочек:
Разная форма крыльев
Разный цвет
Разный узор на крыльях
Разные украшения.
А сейчас поиграем. Игра называется «Найди похожую». На счет пять вы должны объединиться в группу по одному общему признаку. Еще раз повторим. Одинаковыми могут быть:
форма крыльев
цвет
узор на крыльях
украшения.
Итак, игру начнем. Считаем: «1-2-3-4-5. Полетели товарища искать»
Звучит музыка «Бабочка» дети объединяются в группы.
Воспитатель помогает определить, по какому признаку можно объединиться.
Воспитатель
-Ребята посмотрите, у нас получилось 4 группы.
А наша знакомая все еще одна. Может, она чем-то похожа на бабочек вашей группы?
Ответы детей:
У наших бабочек одинаковый, желтый цвет.
У наших бабочек одинаковая форма крыльев.
У наших бабочек узор на крыльях такого же цвета.
На спинках бабочек по 2 бусинки.
Воспитатель:
-Смотрите, как интересно получается. Бабочка все разные, но в то же время и одинаковые. Правда, здорово.
-Ребята, а что больше всего любят бабочки?
Дети:
-Цветы.
Воспитатель:
-Давайте на полянке посадим цветы для наших новых знакомых. Чтобы легче вам было искать эти цветы, я дам вам подсказки, цвета радуги. Каждый из вас принесет цветок такого цвета, какой у него на луче. Воспитатель раздает детям спектральные лучи, дети находят разложенные по группе цветы того же оттенка, что и лучи спектра и приносят их на полянку.
-Ребята. Мы, как настоящие друзья, сделали нашим знакомым подарок -поляну цветов.
Скажу вам по секрету, бабочки любят строить фигуры. Как у них это получается, вы узнаете, если разместите своих бабочек на мольберте в соответствии с отмеченными цифрами. Для начала, в центре мы разместим нашу знакомую. Дальше остальных ее подружек.
Дети размещают бабочек в соответствии с цифрами, получается фигура бабочки.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами еще раз убедились, что дружба – это чудо, драгоценный дар, добрые взаимоотношения между людьми.
Помогли бабочке найти друзей. С кем она дружит? (с бабочками и детьми).
Подарили бабочкам цветочную поляну и узнали, что в природе есть не только цвета, но и оттенки.
Если вы будете не против, бабочка останется с вами, чтобы перезимовать.