Конспект непосредственной образовательной деятельности «Фокусник Воздух»

Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Фокусник Воздух»

Автор: Власова Наталья Юрьевна
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка — детский сад №21 «Теремок»
города Дубны Московской области

Цель:
Вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления неживой природы. Расширять и развивать поисково-познавательную деятельность детей с помощью экспериментальных действий. Поддерживать в детях инициативу, пытливость, самостоятельность в процессе познания окружающего мира.
Закрепить с детьми понятие «воздух» и его свойства (прозрачный, не имеет вкуса, цвета и запаха, занимает место). Познакомить с новым свойством — сжатие при охлаждении и расширение при нагревании. Помочь устанавливать причинно – следственные cвязи с помощью фокусов — экспериментов.
Расширять и активизировать словарный запас. Познакомить с новыми словами: частица, молекула.

Оборудование: емкость с водой, стаканчики с водой, трубочки , четыре воздушных шарика, «волшебный сундучок»,» « портреты воздуха»

Ход занятия:

(Звенит звоночек, приглашая детей на занятие)

Дети: «Наш звоночек позвонил, на занятие пригласил».
Воспитатель: Вижу, вы снова готовы узнавать новое и интересное. Хотите в это прекрасное утро мы будем совершать с вами превращения и фокусы!
Тогда начинаем превращения, закройте глазки. Была я Наталья Юрьевна, а превращусь я …
Воспитатель: (играет музыка, переодеваюсь в волшебника)
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Я волшебник Узнавайка! Давайте познакомимся, крикните ваши имена. Вот и познакомились. А я умею показывать фокусы, но мне нужны помощники. Хотите ими стать? Помощники ничего не трогают руками без разрешения, а то фокус может не получится.
Фокусы можно показывать с чем угодно, а с чем мы будем показывать вы догадаетесь, если отгадаете загадку:

Он через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Д: (ВОЗДУХ)
Всезнайка: Фокусы с воздухом. А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький
Д: (ответы).

В: — А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: — Надо его посильнее надуть.
В — Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: — Воздух.
В: Да? Где он? Почему – то я его не вижу? Воздух, ты где? Может вы его видите?
Д: (ответы)
В: — вы не видите воздух? А почему не видите?

ВЫВОД:
Д: Воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.
В: Молодцы, поставим вот такой портрет. Это наш воздух.
Если он невидимый как же с ним фокус проводить? Но, я же волшебница, наблюдайте.

Фокус первый.

Называется «как нам поймать воздух» и посмотреть какой он.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите что в нём?
Д: (он пуст).
В: — Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Смотрите, что я делаю: «раз, два, три — воздух мой замри»
Воздух тут я его закрываю на замок . Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
Д: (ответы детей)
В:Теперь вы попробуйте, поймайте в пакетик воздух. Приговаривайте волшебные слова. Получилось? На что похож?
Д: (ответы).
В: — Да, Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух на свободу. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Д: (ответы детей)

ВЫВОД:
В: — Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас и он меняет форму. Вот еще такой портрет воздуха.
А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Д: (ответы).
В: А давайте проверим!

Фокус второй

В: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В: — Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В: — Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Д: (ответы).

ВЫВОД:
В: Да значит, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот портрет нашего воздуха.
Физминутка мыльные пузырьки (дети под музыку ловят мыльные пузырьки).
В: — Фокусы продолжаются. У меня есть волшебный сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открываем, смотрим шарик, бутылочка).
В: — Что это?
Д: (ответы).
В: Это шарик. Как можно его надуть?
Д: (ответы детей).
В: Но мы уже так надували. А вот мой следующий фокус. Надеваю на бутылочку шарик

Фокус третий

В: Раз, два, три, четыре, пять шарик будем надувать. Ставим бутылочку в горячую воду, а затем в холодную.
 — Даю детям возможность поразмышлять, поспорить, сделать выводы, затем объясняю разгадку фокуса или его нюансы.
-Мы с вами увидели, что шарик надувается. Как же мы надули шарик даже не прикасаясь к нему? Давайте вспомним наш фокус с самого начала. Мы с вами знаем, что воздух находится везде и занимает место. Воздух состоит из очень маленьких частиц-молекул (рисую на доске). Когда воздух холодный, молекулы прижимаются друг к другу, будто стараются согреться. (предлагаю детям изобразить молекулы воздуха). А когда воздух нагревается, им становятся жарко и они отлетают друг от друга подальше (дети изображают, как молекулы расходятся). Так и произошло с воздухом, который находился в бутылке. Когда мы стали нагревать бутылку, то воздух в ней тоже стал нагреваться, стал легким. Молекулы стали разлетаться дальше друг от друга, им стало тесно в бутылке и они стали перемещаться в шарик, который был надет на горлышко бутылки. Чем теплее становился воздух, тем больше надувался наш шарик. А когда в холодную воду поставили, то молекулы сжимались и убегали из шарика, воздух стал тяжелым.
Вот еще один портрет нашего воздуха.
ВЫВОД

Фокус четвертый

В: — Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.
В: — Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В: — Посмотрите, а в них что – нибудь есть?
Д (ответы).
В: — Правильно, воздух , а как он вкусно пахнет , понюхайте чем пахнет?
В: — Действительно, пахнет апельсином.
К: — Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В: — Чем пахнет воздух в этой баночке?
Д: (ответы).
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному.
Д (ответы).
ВЫВОД:
В: — Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Портрет воздуха.
В: — А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе разные запахи. Вот недавно иду я по улице, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Вот так…
Давайте вспомним, что мы узнали про воздух.

Итог:
Прочитают стихи дети:

1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок: Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой

4 ребенок: Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.

Литература:
1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.