Конспект занятия на тему: «Моя семья»
Автор: Понкратова Светлана Александровна
воспитатель ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями», г.Ершов, Саратовская область.
Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою
семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Материал: сюжетные и предметные картинки, стихи, загадки, мяч.
Воспитатель:
— “Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.”
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Светлана Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).
( воспитатель обращается с вопросами к детям)
— Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких, хороших и пригожих, я приглашаю поиграть.
Психогимнастика. «Наше настроение»
— Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у
них хорошее настроение.
— А если они сердятся, вас ругают, хмурятся? (дети с помощью мимики и жестов показывают настроение)
Воспитатель: — Ребята, сегодня мы поговорим о семье.
— Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Воспитатель: — Расскажите о своей семье, ребята. (дети по желанию рассказывают о своей семье ; воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут и т.д.)
— С кем ты живёшь?
— Кто самый старший в вашей семье?
— Кто самый младший?
— Кто кому мама?
— Кто кому сын (дочка)?
— Для мамы ты кто?
— А для бабушки?
— Для брата, сестры?
— Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)
— Кто чем занимается в семье?
— Кто о тебе заботится?
— Как ты заботишься о других?
Воспитатель: — А сейчас я вам загадаю вам загадки , а вы их отгадайте.
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит,
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (папа)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой ... (бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ... (дед)
Воспитатель: — А теперь немного отдохнем
Этюд «Изобразить походку младенца, взрослого и пожилого человека»
(дети с помощью мимики и жестов изображают людей)
Воспитатель: — Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого это…
“Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся … ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.”
Воспитатель: — Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.
— Скажите самые хорошие слова о маме, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?
Этюд «Ласковый ребёнок»
— А как ты обычно называешь свою маму (мамочка, мамуля)?
— А как ты называешь своего папу (папочка, папуля)?
— Как называют твою маму, бабушка с дедушкой (Леночка, доченька)?
— Как зовут твоих бабушку и дедушку?
— Как называют их твои родители (мама, папа)?
— А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?
Воспитатель: — Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
“При солнышке тепло, при матери – добро.”
“Нет милее дружка, чем родная матушка.”
“Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.”
— А какие вы знаете пословицы о семье?
Воспитатель: — А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Воспитатель: — Вот какая дружная семья! Давайте вспомним, кто старше, а кто младше в семье
Игра «Собери цепочку»
Дети должны разложить картинки согласно возраста и пола.
(мальчик – папа — дедушка; девочка – мама – бабушка)
Воспитатель: — Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей своей семье: воспитатель бросает мяч ребенку, тот говорит свое пожелание)
Воспитатель: — В заключение нашего занятия мне хочется вам пожелать, ребята:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!