Конспект НОД в старшей группе по теме
«Образование существительных с помощью суффикса -ниц-
со значением вместилища в рамках лексической темы «Посуда»
с использованием элементов здоровьесберегающих технологий
Автор: Давыдова Вера Юрьевна
Учитель-логоопед высшей категории
БДОУ г. Омск "Детский сад компенсирующего вида № 400
" г. Омск, Российская Федерация
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы(5-6 лет) по теме«Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища в рамках лексической темы «Посуда». Данный материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям дошкольных учреждений. НОД направлена на формирование лексико-грамматического строя речи и пополнение словарного запаса у старших дошкольников, имеющих нарушения речи. Для сохранения здоровья детей в ходе занятия применяются элементы здоровьесберегающих технологий (здоровьесберегающий компонент указан в скобках)
Цель: освоение способа образования существительных с помощью суффикса ниц.
Задачи:
Образовательные:
— учить образовывать и правильно использовать существительные с помощью суффикса ниц,
— закреплять умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже,
— упражнять в умении составлять и анализировать простое распространённое предложение с предлогом «в»,
Развивающие:
— развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, глазодвигательные мышцы, речевое дыхание,
— развивать умение регулировать положительные и отрицательные эмоции,
Воспитательные:
— воспитывать основы безопасного обращения с посудой.
Оборудование: герой Незнайка, картинка с изображением «Волшебного паровозика», предметные картинки – продукты питания, посуда.
Организационный момент
Психогимнастика «Живой чайник» (упражнения на чередование мышечного и эмоционального напряжения и релаксации)
Дети застывают в определенной позе, изображая чайник, показывают у чайника носик, ручку. Педагог предлагает почувствовать напряжение, а затем – расслабление, изображая разбившийся чайник, дети в это время опускают голову и руки. Чайник разбился – у детей на лицах испуг и огорчение; купили новый – радость.
Педагог напоминает о том, что разбитая посуда может быть опасна и нужно всегда помнить о правилах обращения с ней.
Игра с мячом «Назови со словом много» (упражнение на развитие ловкости и чувства равновесия при ловле и отбрасывании мяча)
Чашка — много чашек.
Тарелка – много тарелок
Стакан – много стаканов и т. д.
Основная часть
Введение в тему
Приходит Незнайка с продуктами (картинками). Дети выбирают себе картинки и садятся на свои места. Педагог сообщает детям о том, что для каждого продукта есть своя посуда, о которой будем говорить.
Артикуляционная гимнастика с сочетанием движений кистей рук (биоэнергопластика- упражнения на развитие гибкости мышц артикуляционного аппарата, их синхронизацию с движениями кистей рук)
«Кувшин с узким горлышком – с широким горлышком»;
«Чашечка»;
«Блюдце».
Игра «Волшебный паровозик»
Педагог предлагает детям помочь Незнайке найти для продуктов соответствующую посуду. Дети называют предметы посуды, интонационно выделяя суффикс ниц.
Сахар – сахарница, конфеты – конфетница, салат – салатница, селедка – селедочница, хлеб – хлебница, сухари – сухарница, суп – супница, перец – перечница.
В случае правильного ответа, логопед выставляет нужную картинку.
Пальчиковая гимнастика (упражнение на координацию движений пальцев левой и правой рук)
Одновременное сгибание одноименных пальцев обеих рук, начиная с большого:
В сахарницу сахар насыпаем,
Свежий хлеб мы в хлебницу кладем.
Вкусный суп мы в супницу вливаем,
В перечницу перец наберем.
Игра «Разложи продукты по своим местам» — составление предложений со словами-названиями посуды с суффиксом ниц
-Мы насыпаем сахар в сахарницу.
-Мы наливаем суп в супницу. и т.д.
Динамическая пауза (упражнение на координацию речи с движениями, в сочетании с элементами глазодвигательной и дыхательной гимнастики)
Я – маленький чайник, на столе начальник,
Повороты туловища вправо и влево, руки на поясе
Вот моя ручка, ручка – закорючка,
Правую руку вытянуть перед собой, затем на пояс
Вот мой носик, носик – вопросик,
Левую руку вытянуть перед собой, затем на пояс
Вот мои подружки, чашки и кружки.
Взять со столов картонные разноцветные чашки
Взгляд налево отведу – чашку красную найду.
Теперь вправо посмотрю – чашку синюю найду.
Затем подуть на чашку с горячим чаем.
Составление графической схемы предложения с предлогом «в» по демонстрируемому действию. Детям предлагается проверить, как Незнайка запомнил то, что ему рассказывали. Они поочередно выбирают какой-либо продукт (предметную картинку) и предлагают Незнайке положить его в предназначенную для этого продукта посуду. Дети составляют предложения и выкладывают графическую схему
Незнайка положил хлеб в хлебницу.
Незнайка положил конфеты в конфетницу. и т.д.
Итог (упражнение на снятие эмоционального напряжения с применением элементов массажа)
Педагог говорит детям, что Незнайка очень доволен работой. Он спрашивает, чему ребята научили Незнайку и что делали для этого. Затем предлагает улыбнуться соседу и погладить друг друга по голове.