Содержание статьи
Оздоровительный проект
«Румяные щечки»
(старшая группа)
Автор проекта: Шпагина О.В
Воспитатель высшей квалификационной категории .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №16 «Рябинка»
города Дубны Московской области.
Аннотация проекта.
В оздоровительном проекте «Румяные щечки» поставлена актуальная цель: создание благоприятных условий для воспитания у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, формирование гармоничной личности с активной жизненной позицией.
В оздоровительном проекте используются разнообразные формы, методы работы с детьми и их родителями: познавательные занятия и игры по валеологии, организованно-образовательная деятельность, спортивные праздники, конкурсы, совместно детско-родительские развлечения, соревнования, разные формы профилактической гимнастики, семинар-практикум с родителями.
В проекте отражена работа над составление портфолио ребенка «Я и мое здоровье».
Эффективность этого проекта в том, что в процессе его реализации были охвачены разные стороны образовательного процесса и познавательно-практической деятельности (тестопластика «Полезные продукты», «Спортивное оборудование», пластилинография «Мы любим спорт»).
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Физическое развитие», «Безопасность», «Труд» и.т.д.
Проект рекомендован в группах с детьми старшего дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях.
В процессе его реализации раскрываются актуальные аспекты оздоровительной деятельности:
Здоровье – это здоровое тело, сильное и чистое.
Здоровье – это правильное питание.
Здоровье – это движение.
Здоровье – это доброе сердце.
«Дороже здоровья нет ничего,
Все дети и взрослые знают про то.
Так пусть же здоровье они берегут
Дома, на улице, в детском саду!»
Актуальность
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей отсутствует ценностное отношение к собственному здоровью. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста. В настоящее время особое внимание уделяется креплению физического и психического здоровью ребенка. В дошкольном учреждении предусматривается в старшем дошкольном возрасте валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Только здоровое поколение может быть созидателем своей будущей духовной и материальной жизни. И успешно реализоваться в семье, в коллективе, социуме.
Цели и задачи:
Создание благоприятных условий для воспитания у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, формирование гармоничной личности с активной жизненной позицией.
Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
Формировать осмысленное и осознанное отношение к физической культуре и к здоровому образу жизни
Воспитывать общую культуру поведения и потребность ЗОЖ
Совершенствовать физические качества детей. Развивать креативность ловкость, чувство взаимовыручки.
Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Паспорт проекта
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Возраст: дети старшей группы 5-6 лет
Вид проекта: практико-ориентируемый, групповой
Продолжительность: краткосрочность (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Результат: организованно-образовательная деятельность «Быть здоровыми хотим!»
Мультимедийна презентация: «Румяные щечки»
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В ЦЕЛОМ, СНИЖЕНИЕ ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ КРАСИВОЙ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ (КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ, ЛОВКОСТЬ, ВЫНОСЛИВОСТЬ)
ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
АКТИВНАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
СИСТЕМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ И В СЕМЬЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ У ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ СВОЕГО ОРГАНИЗМА
ВОСПИТАНИЕ В ДЕТЯХ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В.Г. Кудрявцева, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»
Ю.Ф. Змановский «К здоровью без лекарств»
Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, М.А. Васильевой «основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М., 2012 г.
Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве»
Т.Е. Харченко «Организация двигательной деятельности детей в детском саду»
Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста и младших школьников»
Н.С. Голицына, С.В. Люзина «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы», М., 2010г.
Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н. Н. Авдеева «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»
В.Г. Фролов, Т.П. Юрко «Физкультурные занятия на воздухе»
Т.Г. Карепанова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
Авторская программа МДОУ №16 «Рябинка» утвержденная на совете педагогов «Здоровое поколение»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
«РУМЯНЫЕ ЩЕЧКИ» (ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ)
I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
СЕНТЯБРЬ – консультации с заместителем заведующего по В.М.Р. по организации механизму реализации проекта и методической литературы к проекту.
СЕНТЯБРЬ – постановка цели задач
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – подбор методической литературы, иллюстрированного материала, изучения интернет — ресурсов
СЕНТЯБРЬ – анкетирование родителей
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – подбор физкультурного оборудования
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – подбор музыкальных произведений (для релаксации, для физкультурных минуток, для двигательно-активной деятельности и.т.д.)
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – проведение предварительной работы с родителями (анкеты, беседы, консультации)
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – составление перспективного плана мероприятий, конспектов занятий
II ОСНОВНОЙ ЭТАП
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ОНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК ОТВЕТОВ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ
МЕСЯЦ
МЕРОПРИЯТИЕ
ОТВЕТСТВЕННЫЙ
Сентябрь
Мероприятие с детьми
1. Подвижные игры во время прогулок (эстафеты, соревнования)
2. Малоподвижные игры в течении дня
3. Физкультурные минутки во время образовательной области
4. Дидактические игры о спорте (разрезные картинки, парные картинки)
5. Коррекционно-оздоровительная гимнастика на профилактику плоскостопия и формирование правильно осанки после дневного сна
6. Настольные игры по валеологии (зубы, зрение, слух)
7. Сонация полости рта и горла
8. Комплексное занятие по валеологии «Цветок здоровья» Воспитатель группы
Воспитатель группы
Инструктор по физической культуре
Воспитатель группы
Мероприятие с родителями
1. Мастер-класс для родителей «Подвижные игры дома»
2. Анкетирование для родителей «О здоровье всерьез»
3. Консультация для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни»
4. Беседа «Точечный массаж дома и в детском саду» Воспитатель группы
Воспитатель группы
Консультации со специалистами
1. Консультация с заместителем заведующего по В.М.Р. «О методах закаливания детей в детском саду»
2. Консультация с инструктором по физической культуре «Профилактика и коррекция плоскостопия и формирование правильное осанки» Белозерова Ю.Н.
Октябрь
Мероприятие с детьми
1. Игры, упражнения с нестандартным оборудованием
2. Познавательное занятие по валеологии «Глазки, уши, носы быть здоровыми должны»
3. Подвижные игры
4. Коррекционно-оздоровительная гимнастика после сна на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки
5. Сонация полости рта и горла
6. Физкультурные минутки во время образовательной области
7. Чтение и разучивание стихотворений о спорте и ЗОЖ
8. Познавательное занятие по валеологии на тему «Для чего нам сердце»
Воспитатель группы иИнструктор по физической культуре
Мероприятие с родителями
1. Папка – передвижка «Роль оздоровительной гимнастики»
2. Консультация «Закаливайте своих детей с раннего возраста»
3. Совместный досуг детей и родителей «Осенние посиделки и забавы» (с элементами валеологии) Воспитатель группы
Воспитатель группы
Консультации со специалистами
1. Консультация с заместителем заведующего по В.М.Р. «Оздоровительные игры с настроением»
2. Консультация с педагогом-психологом «О психоэмоциональном здоровье детей»
Ноябрь
Мероприятие с детьми
1. Познавательное занятие по валеологии «Советы доктора Здоровые зубы»
2. Коррекционно-оздоровительная гимнастика после сна на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки
3. Подвижные игры в группе и во время прогулок
4. Физкультурные минутки во время образовательной области
5. Игра по валеологии «Что? Где? Когда?
6. Настольные игры по валеологии (кожа, питание, сон)
7. Сонация (полоскание горла)
8. Упражнения — загадки Воспитатель группы
Инструктор по физической культуре
Воспитатель группы
Мероприятие с родителями
1. Консультация «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»
2. Портфолио «Здоровье дошкольника»
3. Совместно детско-родительский праздник «Папа, мама, я — спортивная семья!»
4. Родительское собрание на тему: «О здоровье всерьез»
5. Организованно-образовательная деятельность «Быть здоровыми хотим» Воспитатель группы
Воспитатель группы
Инструктор по физической культуре
Воспитатель группы
Консультации со специалистами
1. Консультация с заместителем заведующего по В.М.Р. «Оздоровительные краеведческие походы как элемент ЗОЖ»
2. Консультация со старшей медицинской сестрой «Первая помощь при травмах и ушибах»
3. Консультация с педагогом-психологом о самотических заболеваниях
4. Мультимедийная презентация на педсовете Белозерова Ю.Н.
Воспитатель группы
III ОБОЩАЮЩИЙ ЭТАП
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Подведение итогов реализации проекта;
Анализ достижения поставленной цели и получаемых результатов;
Обобщение результатов работы, формирование выводов
Итоговое занятие
Мультимедийная презентация «Румяные щечки»
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Регулярное посещение родителями консультаций по данной теме
Дни открытых дверей
Памятки для родителей по данной теме
Дальнейшее более активное и осознанное участие родителей в совместных мероприятиях (оздоровительные показы, конференции, физкультурно-спортивные праздники)
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Провести экскурсию на стадионе «Волна»
Организованно-образовательная деятельность «Быть здоровыми хотим»
Создание коллективной композиции «На зарядку становить»
Просмотр мультимедийной презентации «Румяные щечки»
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Поведение консультаций для педагогов по данной теме
Продолжать работу по данному проекту
Провести спортивно-оздоровительные конкурсы и организованно-образовательная деятельность
Создание слайд-шоу о ЗОЖ и физической культуре и компьютерные презентации «Олимпийские резервы», «Формирование основ здорового образа жизни средствами туризма и спорта и др.»
РЕФЛЕКСИЯ
В процессе работы над проектом у детей сформировались:
Интерес к занятиям физической культуры и спорту, повысилась двигательная активность
Сформировались двигательные навыки: прыжки, бег, броски, ловля и метание, физические качества: развитие быстроты силы, выносливости, гибкости, ловкости
В стадии формирования правильная осанка и навыки личной гигиены
Детьми получены новые знания о способах хранения и укрепления здоровья и правильно питания, понятие о том, что ЗОЖ – это ежедневная работа над собой и своими привычками.
В процессе реализации проекта недостаточно времени было выделено на проведение оздоровительно-краеведческим походам. Не в полной мере были использованы в оздоровительной работе «Дорожки здоровья» на прогулке
В процессе реализации проекта мы должны учесть этот фактор.
В дальнейшем бы хотелось включить в рамки работы над данным проектом такие формы как, «фестивали, ритмопластику, танцевальная ритмика, более активное использование мультимедийных технологий в работе с детьми и родителями.
Системно, по сезонам проведение оздоровительных походов и краеведческого туризма в тесной и более конструктивной деятельности с родителями воспитанников.