Конспект занятия Дети войны – дети блокады

Конспект занятия «Дети войны – дети блокады»

Автор: Андреева Елена Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории
КОУ «Петропавловский детский дом» Омской области

Цель: углубить представление о ВОВ, о детях в блокадном Ленинграде.
Задачи:
1.Способствовать формированию положительного отношения к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны.
2. Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
3.Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения.
4. Побуждать детей к изучению истории страны, к оказанию помощи ветеранам.
Сценарный план
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели занятия
3. Беседа по теме «Дети войны»
- Блокада Ленинграда;
- Горький хлеб блокады;
- Учебные занятия;
- Новогодняя елка;
- Дети – труженики
4. Работа в группах «Качества характера»
5. Интерактивная беседа «Свои и чужие»
6. Работа в группах «Урок негодяям»
7. Подведение итогов.

Ход занятия

1.Организационный момент

- Здравствуйте. Я рада видеть вас сегодня на занятии. Я надеюсь, что на занятии вы будете внимательно слушать и активно работать.

2.Сообщение темы и цели занятия

- Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война.
Дорогие ребята! Как вы заметили, что эта неделя посвящена большому нашей стране празднику – празднику Победы. И сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену. Тема занятия «Дети войны – дети блокады»

3. Беседа по теме «Дети войны»

- Как вы думаете, о чем мечтают больше всего люди?
- Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле. Скажите, кто встал на защиту нашей Родине?
- Правильно. Весь народ встал на защиту своей страны. Война – это 4года, это 1418 бессонных дней и ночей, это 26 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту. 4 года длилась эта страшная, жестокая война. Она унесла миллионы людских жизней: жены потеряли мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей остались сиротами.

Блокада Ленинграда

- А что вы знаете о блокадном Ленинграде?
- Особое место в этой войне отведено и блокаде Ленинграда. Блокада Ленинграда – это трагическая и героическая страница ВОВ. 900 дней и ночей шла грозная битва за Ленинград. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокое испытание. Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет, не было воды. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.
Но жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живёт и борется!
- Ребята, как вы думаете, почему Гитлер отказался от штурма на Ленинград?
- Враг надеялся задушить русский народ голодом. Но люди жили, боролись, помогая фронту. Они голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях.

Горький хлеб блокады.
- Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город…
Александр Фадеев в заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке".
- Ребята, вы наверно слышали такое выражение «Горький хлеб блокады», почему его так называют? (Ответы детей)
- 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.(показать кусочек хлеба). В этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. Хлеб выдавался строго по карточкам. И всё же блокадная пайка хлеба та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!

Из воспоминаний медсестры блокадного Ленинграда.
- Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.
В пригородах под огнем противника жители Ленинграда добывали из-под снега невыкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей.
Все это резко увеличило смертность среди населения блокадного Ленинграда. Главной причиной смертности была – алиментарная дистрофия, т.е. голодное истощение. Смертность приобрела настолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Многие Ленинградцы в блокаду вели дневники.
В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой, в котором эта девочка записывала точные даты смерти своих близких.
Женя умерла 28 декабря 1941 г.
Бабушка 25 января 1942 г.
Лена умерла 17 марта 1942 г.
Дядя Вася 13 апреля 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая 1942 г.
Мама - 13 мая 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня.
Так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка.
Ее увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. Медицинская сестра рассказала, что Таня умерла у неё на руках, в страшных муках от перенесённого голода, недетских испытаний, крайней дистрофии. Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним из грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.
- Как вы думаете, что еще можно отнести к символам жизни Ленинграда? (Метроном, хлеб)
- Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. По «дороге жизни» в Ленинград везли хлеб.
- Ледовая дорога, как вы думаете, почему ее все-таки называли и называют «Дорогой жизни»?

Учебные занятия

- Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств.
- Как вы думаете, в каких условиях в годы войны учились дети?
- В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что…Опасен и тяжёл был путь в школу и возвращение из неё. На улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и брести приходилось в цепенящей стуже, через снежные заносы.
И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле.

Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее.
«К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».
- Можно ли назвать это подвигом? Почему?
- Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Каждый день все меньше и меньше детей приходило в школу. Страшный голод косил население города, не было электричества, встали трамваи, замерз водопровод. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике:
"Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...
" - Скажите, легко ли было заниматься детям в таких условиях? Почему?
- Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941—1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

Новогодняя елка
- Наступил 1942 г. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но, тем не менее, для них делалось все, что возможно. К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Программа праздника:

1. Художественная часть.
2. Встреча с бойцами и командирами.
3. Танцы и игры у ёлки.
4. Обед.
Всё было выполнено кроме танцев и игр. Как вы думаете, почему?

— На них у истощённых детей просто не хватило сил. Они не смеялись, не шалили – ждали обеда. Он состоял из дрожжевого супа с кусочком хлеба, котлетки из крупы и киселя. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлеба.
Воспоминания воспитателей детского дома в Ленинграде.
«Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину»
- Как вы думаете, какие подарки на Новый год могли получить дети блокады?
- Вот как о новогодних подарках вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».

Дети – труженики
- Как вы думаете, какую общественную работу выполняли дети в блокадном Ленинграде?
- Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Дети разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях.
- Как вы думаете, какой еще вклад в Победу внесли блокадные дети?
- Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками», тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки.

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, работали по 12-14 часов в сутки, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.
Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!»
- Скажите, почему мальчишки и девчонки блокадного Ленинграда так поступали? (они хотели отомстить за родителей, за разоренный дом; они мстили за унижение своей страны; они хотели доказать, что наш народ не второстепенный; они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев; любовь к своей родине, к своей стране давала им силы; многие дети сейчас избалованы, не любят трудиться – наверно не выдержали бы такого напряжения; им было трудно, но они понимали, что заменить ушедших на фронт больше некому.)
- Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.

— В январе 1943 года был пробит небольшой коридор. По этому коридору в Ленинград стали завозить продовольствие. Но окончательно город удалось освободить только в январе следующего, 1944 года. Город находился в блокаде больше двух лет – 900 дней!!!
- Многие из ребят, о которых мы сейчас говорили, были вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте? (Это трудно представить, но, наверное, тоже стал бы бороться; сейчас, кажется, мы бы не выдержали, мы уже привыкли к хорошей жизни, к удобствам.)

За время блокады целые семьи умирали от холода и голода. Многие дети блокады так и не увидели победного салюта. Их детство оборвала война. И они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискарёвском мемориале и в братских захоронениях других кладбищ города.

4. Работа в группах «Качества характера»

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У вас имеются карточки с заданием. Вам необходимо из предложенных слов выбрать правильные ответы. Время 1 минута.

Выберите правильные ответы. Какие качества характера проявляли дети в блокадном Ленинграде?

Смелость
любовь к Родине
Трусость
Терпеливость
Воля к победе
Героизм
Мужество
Бесстрашие
Храбрость
Сочувствие

— Давайте подведем итог нашей работы. Скажите, почему вы выбрали эти слова? Что хочет добавить другая группа?
- Молодцы. В годы ВОВ смелость и героизм, мужество и отвагу проявляли дети Ленинграда. Можно сказать, что героизм стал массовым.
Как вы думаете, подходит ли к этим детям следующая пословица:
«Моя хата с краю, я ничего не знаю!»? Почему?
- Молодцы. Можно сделать вывод, что детям блокады было небезразлично, что происходило вокруг них. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Они были такими же блокадниками, как взрослые. И погибали так же.

5. Интерактивная беседа «Свои и чужие»

- А сейчас я хочу вам рассказать об одном трагическом случае, который произошел в наше время. Об этой истории писали многие российские газеты.
…9 мая по центральной улице Москвы шел фронтовик. Он шел с достоинством, неспешно, как и подобает победителю. На его груди отливали золотом и серебром ордена и медали.
Навстречу ему шла группа подростков. Посмеиваясь и толкаясь, они окружили ветерана, атаковали его ехидными вопросами: «Что дед, иконостас развеселил? Какой ты победитель? Завалили Европу трупами – разве это победа? Да если бы не вы, жили бы мы сейчас в богатой Германии!» вдоволь натешившись, подростки исчезли также быстро, как и появились. А фронтовик спустился в метро и бросился под колеса поезда….(пауза)

— Как вам кажется, почему вдруг подростки придрались к ветерану?
 — Как вы относитесь к словам подросткам? Согласны ли вы, что нужно сдаться было Германии?
 — Как вы думаете, почему эти подростки так рассуждали?
 — Если бы вы были судьями, как бы вы назвали то, что сделали эти подростки?

6. Работа в группах «Урок негодяям»

 — А теперь каждому предстоит решить какой урок можно было дать этим негодяям. Это будет работа в группах. Итак, представьте себе, что это трагедия еще не произошла. У вас имеются карточки с ситуациями прочитайте и ответьте на вопросы. Время 1 минута.

1 группа. Один из этих подростков оказался твоим другом, который смеясь, рассказал тебе эту историю. Что бы ты ответил? (Сказал что он мне больше не друг; сказал, что у него нет чести и совести; перестал бы с ним разговаривать)

2 группа. Ты полицейский, который стал свидетелем нападения на ветерана. Что бы ты сказал этим подросткам? (Поместил бы их в камеру и вызвал телевидение, чтобы опозорить на весь мир; арестовал бы их родителей и заставил заплатить штраф; посадил бы их в тюрьму и заставил бы выучить историю ВОВ.)

 — Время истекло. Слово предоставляется первой группе.
 — Что хочет еще что-то добавить?
 — История, о которой сейчас говорили, закончилась трагически. Ее участники оказались на разные стороны фронта. Именно это и сломило фронтовика. Ведь его поколение проливало кровь, терпело лишение, теряло близких ради одного – чтобы дети и внуки жили на своей земле, чтобы они чувствовали себя людьми, чтобы не стыдились своей истории, своих предков. Оказалось, что одного героизма этого мало.
Ветераны уходят из жизни. Самым молодым фронтовикам сейчас уже за 80, когда-то они защитили весь мир от фашизма. Теперь они сами нуждаются в нашей поддержке и защите.

7. Подведение итогов.

 — Ребята, сегодня мы говорили о детях войны.
 — Так было ли детство у тех ребят, которые росли в годы войны?
 — В какой день они были по — настоящему счастливы?
 — Почему эти дети, чьи отцы и матери погибали на войне, не чувствовали себя одинокими, обездоленными?
 — Детства у ребят военной поры не было. Они слишком часто видели смерть, голод, переживали чувство страха. Дети военной поры были лишены учебы в школе, много трудились на заводах, фабриках, на полях колхозов и совхозов. Истинное счастье они ощутили в День Победы, когда жизнь вернулась в нормальное мирное русло.
Но дети военной поры никогда не чувствовали себя обездоленными, потому что знали, их детство, украденное войной, нужно для великой Победы, которая сохранит нашу страну, жизнь следующих поколений детей. (Слайд)
 — Ребята, приближается Праздник Победы. Этот праздник очень дорог нашему народу. На всей территории нашей страны шла великая битва против фашизма, битва за жизнь, за свободу нашей родины. Блокада Ленинграда показала, что только единства народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Участников сражений почти не осталось в живых. Но живы еще люди, у которых война отобрала детство, молодость, здоровье. Сейчас эти пожилые люди, ветераны. Они живут с нами рядом и нуждаются в нашем внимании и уважении. Не забудьте поздравить их с Днем Победы. Эти люди достойно и честно прожили свою жизнь. Спасибо за внимание.

Литература:
1. Классные часы: 11 класс / Авт-сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Учебный год).
2. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники, игры /Авт-сост. И.А.Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 172 с.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.