Взаимодействие специалистов по вопросу развития звуковой культуры речи

Взаимодействие специалистов по вопросу развития
звуковой культуры речи.

Автор: Люсова Анна Валерьевна
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №257»
г.Новокузнецк, Кемеровская область

Число детей с дефектами речи с каждым годом не уменьшается и даже имеет тенденцию к росту. Среди причин речевых нарушений можно выделить:
• Ухудшение экологической обстановки
• Дефицит фтора и йода
• Патологии беременности
• Родовые травмы
• Ослабленное здоровье детей (соматика, инфекции и т.д.)
• Различные социальные причины, среди которых можно выделить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Неправильное речевое окружение может стать причиной возникновения дефектов речи (по типу искажений).

Нарушение звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование звукобуквенного анализа, обеднение словаря, грамматического строя. По мнению многих специалистов, ранее формирование правильного звукопроизношения помогает предотвратить многое нарушение речи, а также выявить у детей другие, более сложные речевые дефекты.

Программа детского сада предусматривает развитие всех сторон речи, в том числе и звуковой.

Понятие «Звуковая культура речи» включает в себя работу по развитию у детей:
• Просодики (интонационная выразительность, темп, ритм, сила голоса)
• Артикуляционной моторики
• Фонематического слуха и восприятия (слуховое восприятие, различение неречевых и речевых звуков)
• Звукопроизношения (гласных, согласных звуков; закрепление их в словах, предложениях и т.д.)
• Дыхание (физиологического и речевого: силы воздушной струи, равномерного вдоха и выдоха и т.д.)

Необходимо создать условия по логопедизации жизни ребёнка в детском саду, т.е. создать условия для развития, коррекции речевых недостатков (и в частности – звукопроизношение)
В процесс работы по данному вопросу включаются все педагоги ДОУ, а также семьи воспитанников. Только при тесном и систематическом взаимодействии всех участников можно добиться эффективности и качества коррекции речевых дефектов у детей.
Как в процессе занятий, так и входе проведения режимных моментов придаём большое значение чёткой выразительной речи воспитателей и всех узких специалистов. Обращаем внимание педагогов, чтобы их речь всегда была правильной, чёткой и ясной, соединялась с уместной эмоциональной мимикой, была образцом культурной грамотной речи.

В младших группах начинается профилактика нарушений звукопроизношения. При правильном воспитании дефекты звукопроизношения ликвидируются и не задерживают речевое развитие ребёнка. Если недостатки не исправляются и мешают дальнейшему развитию речи, то необходимо помощь логопеда. Используя естественные ситуации воспитатели побуждают детей к употреблению того или иного речевого материала, который способствовал бы закреплению в спонтанной речи тех или иных звуков. В ходе различных видов деятельности детей, педагоги, выполняя рекомендации логопеда, следят за правильным произношением усвоенных детьми звуков.

Модель взаимодействия специалистов выглядит как круговая диаграмма, в центре которой (объект воздействия) находится ребёнок с речевым нарушением.
Организатором, руководителем и координатором данного процесса взаимодействия является учитель-логопед. Он осуществляет непосредственно образовательную деятельность по коррекции недостатков речевого развития детей (групповые, индивидуальные занятия).

Учитель – логопед осуществляет консультативно-методическую работу
• С воспитателями, узкими специалистами: групповые и индивидуальные консультации, семинары, семинары-практикумы.
• С родителями: родительские собрания, дни открытых дверей, индивидуальные консультации)

Музыкальный руководитель ведёт работу над просодикой, дыханием, звукопроизношением, развитием фонематического слуха и восприятия активно сотрудничая с логопедом (тетрадь связи, консультации)

Работу над звукопроизносительной стороной речи ведут инструктора по физической культуре, включают в свои занятия: упражнения на дыхание, подвижные упражнения и игры со звуками и словами и т.д. (тетрадь связи, консультации)
Закрепление правильного произношения звуков на занятиях воспитателя (НОД) (тетрадь связи, консультации)
Закрепление правильного звукопроизношения педагогами при организации самостоятельной деятельности детей.

Закрепление правильного звукопроизношения воспитателями в режимных моментах (умывание, одевание на прогулку, прием пищи, дежурство и т.д.)
Закрепление правильного произношения на прогулке (беседы, наблюдения, подвижные игры)

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.