Сценарий образовательной деятельности в группе старшего возраста «Что за прелесть эти шляпки!», образовательная область «Познание»

НОД «Что за прелесть эти шляпки!»,
образовательная область «Познание»

Автор: Яковлева Ирина Анатольевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР «Карагайский детский сад № 5», с.Карагай, Пермский край
E-mail для связи с автором: [email protected]

Сценарий образовательной деятельности в группе старшего возраста

Цель: Содействие развитию любознательности и познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром вещей.

Задачи:
1. Развивать умение аргументировать свои высказывания и суждения.
2. Обогатить представления детей о шляпке, как головном уборе (история возникновения, разновидности, составные части).
3. Развивать у детей эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа: обогатить понятийный аппарат детей словами: шляпа, тулья, поля, шляпа-котелок, шляпа-цилиндр, шляпа-треуголка.

Предварительная работа: беседа о головных уборах, рассматривание иллюстраций с изображением различных головных уборов, рисование портрета мамы, чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Материал: костюм Красной Шапочки; шляпы разной формы, цвета, из различного материала; презентация «История маленькой Шляпки»; рисунки детей «Портрет мамы»; плоскостные детали шляпок (тульи, поля), украшения для шляпок; экран, проектор, ноутбук, ширмы, мольберты, магнитофон.

Ход занятия:

Дети находятся в зале (звучит музыка из кинофильма «Про Красную Шапочку») Танцуя, заходит Красная Шапочка:
- Ребята, здравствуйте. Узнаете ли вы меня? (дети отгадывают)
- Верно, а как вы догадались? (потому, что у тебя красная шапочка)
- Что такое шапочка? (головной убор)
- Для чего нужен головной убор? (ответы детей)
- Головные уборы нужны для защиты от солнца, ветра, дождя, снега и холода.
- Какие головные уборы вы знаете? (перечисляют головные уборы)

1 вариант (в случае, если называют слово шляпа)
- Какое интересное название – шляпа.

2 вариант (затруднение с ответом)

- Есть еще один головной убор, который вы не назвали (показываю шляпку) Что это?
- Приглашаю вас посетить выставку шляп (на столе выложены шляпы разных фасонов)
- Что общего у всех шляп? Покажите, пожалуйста (высказывания детей)
- У шляпы есть «тулья».
- Как вы думаете, что обозначает слово «тулья»? (ответы детей)
- Где мы об этом можем узнать? (энциклопедия, интернет…)
Читаю энциклопедию: «Тулья – это верхняя часть шляпы, покрывающая голову» (показ и повтор с детьми название тулья)
- Ребята, чем отличается шляпа от других головных уборов? (ответы детей)
- У шляп есть поля (показ) Для чего нужны поля? (ответы детей; повторить с детьми название поля)
- Моя бабушка очень любит рассказывать мне разные познавательные истории. Очень хочется поделиться с вами одной из них, и не только рассказать вам ее, но и показать с помощью волшебного экрана.
- Пожалуйста, устраивайтесь поудобнее (дети занимают места перед экраном, показ презентации с музыкальным сопровождением)

- Бабушкина сказка называется «История маленькой шляпки»

«Жила – была маленькая шляпка. Было этой шляпке очень одиноко.
- Интересно, - задумалась она, - неужели я одна на всем белом свете?
- Нет, нет, - ответила ей моя бабушка, - у тебя есть старенькие бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры. И моя бабушка стала знакомить маленькую шляпку с ее замечательными родственниками.
Давным-давно люди жили в пещерах.
- Как вы думаете, чем они покрывали голову, когда дул сильный ветер или шел дождь? (предположение детей)

Тогда люди еще не умели шить и вместо шапки голову покрывали листьями (показ иллюстрации). Люди находили растения с большими листьями, например лопух, и из них делали шляпы. Так маленькая шляпка познакомилась со своей старенькой прабабушкой.
Позднее люди стали делать шляпы из соломы (показ соломенной шляпы)
- Ребята, такая шляпа прочна? (ответы детей). Конечно, нет, она быстро ломается и приходит в негодность.
- А в какое время года ее можно было носить? (только летом)
- Почему? (не защищает от холода, ветра и дождя)
Очень приятно было познакомиться маленькой шляпке с соломенными родственниками.
Богатые люди носили шляпы не только для защиты от солнца и холода, но и как украшение.
Дамы носили высокие шляпы с конусообразной тульей. Некоторые шляпы были высотой, равной вашему росту.
- Удобно ли было такие шляпы носить?
- Почему?
Подсказка на слайде. Посмотрите, как прогнулась бедная дама, удерживая равновесие под тяжестью шляпы.
Чтобы принцесса могла войти во дворец, ей приходилась низко приседать. А в некоторых замках приходилось дополнительно прорубать двери в высоту.
Позже, один парикмахер…
А кто такой парикмахер? …придумал шляпу – прическу, где шляпа и волосы дамы составляли единое целое. Появились шляпы в виде корзин с цветами, фруктами и птицами, шляпы-корабли, шляпы с долинами, ручьями, садами и лесами, выполненные из самых разных материалов — серебра, золота, ткани.
- Нравятся ли вам такие шляпы? Чем нравятся?
- Удобны ли они были? Почему?

Шляпки были настолько велики, что дамы вынуждены были передвигаться буквально на ощупь, опираясь на плечо кавалера.
В этих шляпах дамы с трудом размещались в каретах.
Эти необычные шляпы оказались тетями нашей маленькой шляпки.
А сейчас ты познакомишься со своими дедушками и дядями (слайд с мужскими шляпами)
Мужчины носили цилиндры с высокой тульей, шляпы – котелки, треуголки. Почему? (шляпы с загнутыми вверх полями)

Ковбойская шляпа появилась как элемент одежды пастухов. Ее шили из прочного материала – кожи. Взмахом широких полей шляпы можно было быстро разжечь огонь, использовать шляпу в качестве ведра для воды, а в условиях переменчивой погоды такая шляпа служила отличным зонтом от солнца и дождя.
Представляю твоих сестренок, - сказала бабушка (показ современных шляп)
- Нравятся ли вам шляпки? Чем они украшены?
- Как здорово, что у меня так много родственников, - сказала шляпка и от радости затанцевала.
- Я так рада за шляпку, что сама хочу пуститься в пляс, а вы со мной потанцуете? Представьте, что вы надели красивую шляпку (динамическая пауза под музыку):
Я могу подняться на носочки
Руки в стороны я разведу…
На мне шляпка, как она прекрасна
Всем сейчас ее я покажу.
Поклониться я могу так низко…
За лучами солнышка тянусь.
Ловко, словно ласточка весенняя
На одной я ножке покручусь….
Со своею шляпкой поиграю,
Приседаю, медленно встаю…
Словно через речку перепрыгну,
И с улыбкой другу покажусь.
- Какие вы молодцы!
- А вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
- Понравилась ли вам сказка моей бабушки?
- Что вам запомнилось?

Звонок - приглашение в мастерскую
Разговор: вы приглашаете нас в мастерскую по изготовлению шляп? Спасибо, я предложу детям. Как мы найдем вашу мастерскую? На вывеске шляпа?
(дети находят вывеску)

-Портреты в мастерской?
- Какие замечательные портреты.
- Кто изображен на портретах?
- Что еще разложено на столе?
- Для чего, как вы думаете?
- Узнаете, если отгадаете загадку:
Край ее зовут полями
Верх украшен весь цветами
Головной убор – загадка –
Есть у мамы нашей … (шляпка).
- Догадались, какие это детали? (тулья, поля, украшения; дети украшают портрет шляпкой)
- Для чего?
- Какой стала ваша мама в этой шляпе?
- Куда мама может пойти в этой шляпке?
- Что вы сделаете с этими портретами?
- Как вы думаете, обрадуется ли мама?
- Что вам скажет?
- Если бы у меня был портрет мамы, я бы поместила его на самое светлое, солнечное место в зале, чтобы все увидели, какая моя мама красивая!

— Милые детки. Мне пора, бабушка меня уж заждалась.

Рефлексия:
 — Расскажете ли вы кому – нибудь о нашей встрече?
 — Кому вы расскажете о ней?
 — Что вас обрадовало?
 — Что запомнилось?
 — Что удивило?
 — Ребята, мне с вами было очень интересно, потому, что вы любознательные,… До свидания.

После игры – угощение детей.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.