Защита прав и достоинства маленького ребёнка

Защита прав и достоинства маленького ребёнка:
усилие семьи и детского сада

Автор: Хазова Наталья Дмитриевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Полтавский д/сад «Родничок». р.п. Полтавка, Омской области

Сегодняшние дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Защита ребёнка, забота о его жизни, развитие, воспитание и образование, сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Об этом свидетельствуют принятые за последнее десятилетие ряд международных документов по правам ребёнка: «Декларация прав ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

— По реализации прав ребёнка невозможно добиться только путём принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнание ребёнка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Особая роль в этом, как мы считаем, отводится образованию, в том, числе и дошкольным учреждениям, ибо, несмотря на социально экономические трудности, эту проблему в нашей стране надо решать, не оставаться равнодушным к будущему России, которое воспитывается сегодня.

Поэтому, начиная работу с семей по изучению Конвенции о правах ребёнка, мы провели диагностику с целью выявления информированности наших родителей о данном правовом документе. Было опрошено по 65 родителей из трёх возрастных групп, задействованных в эксперименте. Выявлено: 73% родителей не знают о существовании Конвенции о правах ребёнка, 14% родителей слышали, но в его содержание не вникали, 10% знают о существовании документа и его содержание, но поверхностно. И лишь 3% родителей хорошо знакомы с данным документом в силу своей профессии.

В ходе первичного ознакомления с содержанием статей Конвенции также выявили отношения родителей к данному документу и отметили, что наши родители приоритет в соблюдении Конвенции отводили государству. Высказывались мнения, что наше государство недостаточно защищает права детей; отсутствует материальная поддержка и помощь; только родители, имеющие хороший, доход, могут позволить дополнительные занятия для детей, так как за всё надо платить ... Однако мало кто из родителей обратил внимание на психолога ¬педагогический аспект Конвенции, ориентированный, прежде всего на внесение новых приоритетов в наше сознание: утверждение в обществе подлинно гуманных отношений к каждому его члену и в том числе к детям. Ребёнок — личность с рождения. Это утверждение проходит через содержание всех статей Конвенции.

Современные мамы и папы в большинстве своём, чрезвычайно занятые люди.
Поэтому, привлекая их к совместной работе, необходимо учитывать это и постоянно совершенствовать традиционные формы сотрудничества. В МДОУ «Детский сад «Родничок»> разработаны 6 ступеней, способствующие наиболее продуктивному взаимодействию коллектива детского сада и родителей воспитанников.

1.ступень — установление контактов. Родители должны видеть стремление педагогов детского сада к сотрудничеству. На этой ступени, посредствам анкетирования родителей выясняется, чем наполнена жизнь ребёнка в семье, оцениваются их воспитательные способности, а так же проводятся с ними беседы. Всегда нужно помнить, что родители для дошкольника — самые близкие люди. Они влияют на все стороны его развития — физическую, нравственную, эстетическую и умственную.

Сколько бы усилий не было приложено со стороны воспитателей для решения проблем по правовому воспитанию, без помощи семьи результата не будет. В нашем детском саду во всех группах ведётся работа с родителями по правам ребёнка — одно из основных направлений работы ДОУ, с целью: повышать уровень правовой культуры родителей, вести психолога — педагогическое просвещение семьи, через разнообразные формы работы.

оэтому следующим шагом
2ступень ¬является совместное обсуждение защиты прав и достоинств маленького ребёнка, координация усилий семьи и детского сада. На родительских собраниях и круглых столах, родители узнают всё больше о ребёнке, что ребёнок — уникальная личность.
3 ступень — знакомство родителей с основными направлениями Конвенции прав ребёнка, довести до их понимания содержания статей N28,9,12,13,14,15,16,18,23,24 ... , направлять внимание родителей на продумывание форм при знакомстве с этим документом своего ребёнка (других родителей группы).

4 ступень — Диспут с родителями по Конвенции о правах ребёнка «Защитим наших детей». Было проведено анкетирование родителей с целью выявления социально педагогических условий воспитания в семье. Проводились наблюдения, беседы, тестирования детей, было изучено эмоциональное самочувствие ребёнка в семье. Также в каждой группе воспитатели оформили наглядную агитацию по Конвенции о правах ребёнка.
5 ступень — раскрытие особенности влияния женщины и, особенно, мужчины на становление личности ребёнка; развивать собственного ребёнка, не ущемляя его права на гуманное обращение, уважение достоинства его личности.

Была проведена дискуссия «Можно ли воспитывать без наказаний». Родителям было дано домашнее задание: подготовить игры на закрепление правил поведения (с чем родители справились без труда, с огромным удовольствием). Также дискуссия «Как научить ребёнка выйти из ситуации» (набор картинок, рисунков о правильном и неправильном поведении
6 ступень — раскрытие роли семейных праздников, традиций в личностном развитии ребёнка (нравственная, эмоциональная, волевая сфера, сближение поколений); показать, как можно формировать досуг в семье (опыт проведения детских праздников с практическими заданиями, игры, угощения, подарки для гостей). Выработка нравственных правил вместе с детьми «Как вести себя среди друзей (в коллективе)>>.

В детском саду был создан координационный совет, в состав которого вошли родители из каждой возрастной группы (подбирались наиболее заинтересованные, а
также специалисты, имеющие юридическое образование), привлечение членов Попечительского совета детского сада. Из педагогического коллектива в совет вошли воспитатели, интересующие данной проблемой, которые образовали творческую группу, а также специалисты детского сада)

Решили провести ярмарку идей «Как сделать родителей соучастниками и партнёрами детей». В первую очередь, намечая какие — то мероприятия, шли от интересов родителей. Предложили родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции?» Выяснили, что родители, прежде всего, хотели бы получить теоретические занятия об этом правовом документе с привлечением специалистов, затем родителей заинтересовали такие формы работы, где бы непосредственными и активными участниками были они и их дети. Поэтому в план работы включены такие мероприятия как диспут, круглый стол, устный журнал, конференция ...
. J;10 мере освоения родителями Конвенции, они принимают непосредственное участие в её обсуждении. Так например, в диспуте «Защитим наших детей от ... », родители высказывали своё мнение и отношение к этому документу. Отрадно было слышать, что многие родители правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребёнка, не перекладывая его целиком на детский сад, воспитателей, государство.
В плане работы совместная деятельность детей и родителей: 1) оформление выставок;
А) детского рисунка на темы: «Вот как я играю дома», «Моя семья»;
Б) плакатов под девизом: «Защитим наших детей от ... », оформленных
родителями и детьми;
2) Совместные праздники: «Мы мужчины», «Мамин день»;
3) круглый стол: «Обсуждаем проблему образования»;
4) выпуски стенгазет, рукописного журнала.
Про водя первоначальные итоги работы, отмечаем, что наиболее эффективным оказались тесты, опросники, беседы с детьми и родителями, диспут, а также оформление альбома «Кто я», Т.е. такие формы работы, где родители и дети активные участники и где ребёнок выступает как полноправная личности)

Мы сделали для себя и такой вывод: нужно как можно шире привлекать родителей, специалистов в определённой области на наши мероприятия, ибо воспитатель не всегда может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию. Такая форма работы, в — первых, повышает авторитет родителя и среди других родителей, и в глазах самого ребёнка, а также работников дошкольного учреждения.

В нашем детском саду накапливается положительный опыт по защите прав и достоинства ребёнка. В нём апробируется такая форма работы с родителями, как «Клуб по интересам». Была составлена программа «Педагогическое образование родителей». Исходной точкой построения программы явились диагностика семейных отношений, интерес и желания родителей осмыслить свои права и в доступной форме знакомить с ними своего ребёнка и других родителей. В программе: тематическая встреча «Знаем ли мы права и обязанности детей», устный журнал «Здоровье малыша», встреча дискуссия «Ответственность родителей за воспитание и развитие своего ребёнка», встреча диспут «Развитие индивидуальности ребёнка в семье через соблюдение его прав, уважение к его свободе». Родители также выполняют домашние задания.

Уже на начальном этапе работы по координации' усилий семьи и детского сада в защите прав и достоинства ребёнка — дошкольника мы столкнулись с рядом проблем. Главная из них — это почти полное отсутствие литературы. Обращаясь в библиотеки и книжные магазины, мы смогли приобрести не только методический материал, пособия, плакаты для дошкольного возраста, но и даже текст Конвенции о правах ребёнка. Мало материала и в Интернете. В средствах массовой информации (телевидение, радио, печать) редко встречается материал по защите прав ребенка. В этом одна из — главных причин плохой информированности наших родителей. С уверенностью можно сказать, что цель по разъяснению и информированию наших родителей, педагогов и детей о правовых документах по защите достоинства ребёнка своевременна и необходима, ибо воспитание правового самосознания детей должно начинаться с дошкольного возраста.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.