Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку»
(консультация для воспитателей)
Автор: Хазова Наталья Дмитриевна
Воспитатель первой квалификационной категории:
«Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Полтавский д/сад «Родничок». р.п. Полтавка, Омской области
Формирование творчества личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запомнить их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умением, учиться осознанно их использовать. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного общения детей между собой и взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
для изобразительного искусства характерно, как правило, воплощение в образе одного момента события. Художественный образ воздействует на чувства, а через них на мысль и выражает оживление созидающего человека к миру людей, природы. В изобразительном искусстве образ нагляден, зрим, ощущаем. Окружающий мир воспроизводится в наглядной, чувственно воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств выразительности. Изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет ребенку более глубоко осмыслить интересующие его сюжеты и выразить свое эмоциональное отношение к окружающему. В рисунке, лепке, аппликации, конструировании можно сразу увидеть, что является главным для ребенка.
По мере овладения навыками творчества у старшего дошкольника формируется внутренний план деятельности, который отсутствует у ребенка раннего возраста. К семи годам ребенок должен:
l. воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;
2.самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в разных видах изобразительной деятельности.
З.в индивидуальной и коллективной работе интегрировать разные виды изобразительной деятельности.
4.самостоятельно передавать сложенную композицию, используя разные ее варианты (фризовую, многоплановую, линейную) с элементами перспективы.
5.владеть комплексом технических навыков и умений, мотивировать самостоятельный выбор материалов.
6.участвовать в коллективной работе, планировать свою деятельность в рисовании, лепке, аппликации, давать мотивированную оценку результатам.
Исходя из этих положений, зададимся вопросом: как подвести ребенка к осмыслению сказочного образа? Существуют различные подходы. Выделяются два направления. Один основывается на «иллюстрации» программных сказок. Дети должны рассмотреть иллюстрации, познакомиться с искусством книжной графики на материале творчества известных художников и на основе полученных впечатлений передать в рисунке, аппликации, лепке тот или иной сюжет. Основное внимание обращается на условия, в которых ребенок приобретает опыт восприятия, активно и творчески перерабатывает материал в ходе специально инициированных ситуаций фантазийного характера — создает сказочные образы в игре-драматизации или спектакле.
В чем суть методики «Оживи образ»? Сказочный образ, создаваемый детьми, претерпевает на протяжении дошкольного детства значительного изменения. Для младшего дошкольного возраста характерны в основном цветовые образы ассоциативного характера; интеграция изображения, речи, жестов и мимики; увлеченность процессом творчества. Для старшего возраста — не только цвет, но и устойчивая, выразительная графика, композиция, результат деятельности.
Сказка, безусловно, стимулирует изобразительное творчество ребенка, способствует созданию оригинальных, вариативных образов, отражает ведение сюжета, действий и поступков героев. Сказка — исключительно благоприятный материал для объединения не только различных видов изобразительной деятельности, как различных видов искусства в художественной деятельности детей — фольклор. Декоративно — прикладное искусство связано с образами фольклора. Ребенку важен ни сам предмет (парадная игрушка), а его сказочное перевоплощение. Сказочные тематики наиболее ярко проявляются особенности творчества детей — искренность, эмоциональность, непосредственность, содержательность, гуманизм, оптимизм, яркость, красочность, декоративность, выразительность. И, тем не менее, возникает вопрос: «Почему многие дети, изображая сказочную тематику, все — таки испытывают определенные трудности?» чаще всего причина кроется в динамическом моменте — дети не могут уловить, «остановить мгновения», выделить в сюжетном потоке событий и череде действующих героев фрагмент для возможного и (или) желаемого изображения.
В методике изобразительной деятельности сказочная тема — приоритет занятий по рисованию. Лучше всего вводить сказочные образы на занятиях по лепке и в ходе занятия художественным трудом, конструированием. Созданные руками детей герои, декорации затем обыгрываются. Для наглядности проиллюстрируем процесс создания «пластилинового спектакля». Это будет тема нескольких занятий, к которым надо подготовиться к самому педагогу, и детям; во-первых, взрослый должен про читать своим воспитанникам сказку; во-вторых, заранее собрать материал. Кроме того, смастерить сложные декорации в сотворчестве с детьми. Что-то можно вылепить, что-то вырезать из бумаги и наклеить на подставки. Подготовленные декорации разместить на столе. Одни декорации могут быть постоянными, другие — временными на одно — два действия. Педагог заранее продумывает, как выставлять их по ходу действия спектакля, как крепить. Работают дети, т.е. лепят фигурки.; тоже входе нескольких занятий. И так, герои и декорации готовы. Вспомните, или еще раз прочитайте с детьми сказку. По их ответам составьте краткий сценарий. За пять минут до начала спектакля проверьте декорации и удобно разложите все реквизиты. За одну минуту до начала спектакля убедитесь, что сценарий в картинках на месте. Занавес поднимается. Представление начинается. Педагог исполняет роль ведущего, а дети ставят и перемещают декорации, разыгрывают диалоги.
Педагогические условия эксперимента эффективны, так как а) помогают детям эмоционально реагировать на сказочную ситуацию; б) способствуют созданию образа и желанию активно действовать с ним; в) выявляют индивидуальный интерес и предпочтения; г) поддерживают творческие поиски решения.
Исследование показало: дети с большим интересом выступают ни как «Иллюстраторы» а как «авторы» собственного ведения сказочного образа. При репродуктивном подходе они невольно копируют художника — профессионала и оценивал свои возможности, приходят к мнению: «Я не смогу изобразить так же красиво и хорошо» поэтому следует разрабатывать новые подходы. Какие? Более всего подходят вариативные методы — погружения в сказочную ситуацию, например, «превратимся в ... » «с каким сказочным героем вы хотите встретится?», создание поисковых, предельно эмоциональных ситуаций. Сотворчество с взрослым, который выступает в роли режиссера. Среди методов, используемых в эксперименте, выделим следующие: создание поисковой ситуации и «погружение» ребенка в процесс поиска героя; стимулирование на выбор разных материалов и способ для передачи сказочного образа.