Содержание статьи
СЦЕНАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ
«ИСПРАВЛЯЕМ РЕЧЬ ВМЕСТЕ»
Автор-разработчик: Левина Светлана Викторовна,
воспитатель I квалификационной категории
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «ВИШЕНКА»
ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Программное содержание:
— совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада;
— создание условий для оптимальной работы дошкольного учреждения и семьи в решении коррекционных проблем ребенка;
— повышение уровня родительской компетентности в способности оказать грамотную помощь в коррекции речи дошкольника;
— расширение у родителей определенного круга знаний и умений в коррекционной работе с детьми
— формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями.
Методические приемы:
игровой прием, использование разных видов наглядности, объяснение и словесная инструкция, использование музыкального сопровождения, видеозаписи, элементов театрализованной деятельности и художественного слова, деловая игра, дифференцированная оценка деятельности.
Предшествующая работа:
организация непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, подготовка театрализованных постановок и логоритмических упражнений.
Подготовка к заседанию консультационного пункта:
разработка сценария, подбор и оформление атрибутов и пособий, бланков-заданий, музыкальное оформление и видеоматериалов, сбор вопросов для заседания «круглого стола», оформление выставки.
Материал и оборудование:
театральная настольная ширма, декорации и куклы, магнитные доски, мультимедийный экран и проектор, музыкальный центр, бланки-задания и фишки для звукового анализа, серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», памятки, материалы выставки.
Ход работы Педагогической гостиной:
Родители сидят полукругом за столами. Звучит музыка и видеофрагмент «В гостях у сказки».
Входят дети.
Дети:
Мы хотим вас, гости,
В сказку пригласить,
Где мы будем правильно,
Красиво говорить.
Дети садятся на стулья полукругом около настольной ширмы.
Воспитатель: Ставни открываются, сказка начинается.
Сказка о Язычке
(педагог рассказывает сказку, кукла Язычок показывает упражнения, а дети выполняют артикуляционную гимнастику)
Жил-был весёлый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко (упражнение «Окошко»). Посмотрел налево, направо (движение языка налево — направо). Вниз посмотрел (движение языка вниз). Вверх посмотрел: светит ли солнышко? (движение языка вверх). Закрыл окошко (закрыть рот).
Побежал Язычок в ванную умываться. Почистил зубки сначала нижние, затем верхние (упражнение «Почистим зубки»). Прополоскал рот (движения щёк, имитирующие полоскание).
Побежал весёлый Язычок на кухню завтракать. А на кухне мама печёт пироги.
— Доброе утро, сыночек, помогай мне тесто месить (упражнение «Накажем непослушный язычок»). Тесто готово. Испекли они пирожки («пя-пя-пя»). Язычок съел три пирожка (упражнение «Лопаточка») и выпил молока вот из такой чашечки (упражнение «Чашечка»).
Отправился Язычок на прогулку. Вышел на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор, вот такой (упражнение «Заборчик»). А на крыше дома вот такая труба (с напряжением вытянуть губы вперёд). Рядом с домом весёлый маляр красил забор (упражнение «Маляр»).
Около забора гуляла лошадка (упражнение «Лошадка»). Вскочил язычок на лошадку и поскакали они быстро-быстро (упражнение «Лошадка» выполняется в быстром темпе).
Когда наступил вечер, вернулся Язычок домой. Там ждала его мама. Она купила своему сыночку подарки: воздушный шарик (надуть щёки), красивую гармошку (упражнение «Гармошка») и барабан (упражнение «Барабан»). Язычку очень понравились новые игрушки, он был рад, что вернулся домой к маме.
Дети:
Помогают пальчики
Нам чётко говорить.
Мы пальчиковой гимнастике
Вас можем научить.
Пальчиковая гимнастика «Считаем пальчики»
Можешь пальцы сосчитать: Дети считают каждый пальчик отдельно,
Один, два, три, четыре, пять. загибая его.
Один, два, три, четыре пять –
Десять пальцев, пара рук –
Вот твоё богатство, друг.
Воспитатель: А ещё наши пальчики могут быть артистами. Сейчас мы покажем Вам необычный спектакль.
Дети:
Наши пальцы ловкие
Могут быть улитками,
Могут быть цветами.
Вот когда увидите –
Убедитесь сами!
Воспитатель рассказывает текст «Неизвестная планета» (М. И. Родина), дети за ширмой показывают пальчиковый спектакль.
«Неизвестная планета»
Жила-была неизвестная планета. И лежали на ней только чёрные камни. Но вот пригрело красное солнышко, и зашевелились камни. Оказалось, что это вовсе не камни, а коконы. Вылупились из них маленькие червячки и стали бегать по планете, а за ними – весёлые смешные ёжики зашевелили своими колючками. Выскочили радостные зайчики, они скакали и шевелили ушками, а за ними выползли ленивые улитки, неся на спине свой круглый домик.
И вот в небе появились большие красивые птицы, они летали и разбрасывали повсюду семена. Из этих семян медленно вырастали удивительные цветы, они тянулись к солнцу и раскрывали свои яркие лепестки.
Вскоре на планете появились необычные существа. Они были добрые и забавные. Они бродили между цветов, знакомились друг с другом и улыбались.
Наступил вечер, в небе засияли яркие звёзды, совсем стемнело и все уснули.
Воспитатель: А сейчас мы приглашаем наших родителей на весёлую зарядку (проводится логоритмическое упражнение Е. Железнова «Помощники», направленное на развитие крупной моторики, внимания и воображения. Выполняются подражательные движения в соответствии с текстом песни).
Ну-ка за дело скорее,
Работа пойдёт веселее,
Увидят взрослые сейчас,
Как трудится каждый из нас.
Пыль мы везде протираем,
Мы даже под стол залезаем,
И тут протрём и там протрём,
Ещё под диваном найдём.
Дружно цветы поливаем,
И это мы не забываем:
Цветок один, цветок второй
Польём мы прохладной водой.
Пол подметать обожаем,
И два раза в день подметаем,
Метём, метём, метём, метём,
Ни капельки не устаём.
Мама сказала: «Посуду
Мыть я без помощи буду,
Вот так, вот так, вот так, вот так,
Жду не дождусь я никак».
Воспитатель: Давайте поблагодарим наших замечательных помощников, талантливых артистов за работу.
Под музыку дети выходят из группы.
Логопед:
А сейчас мы начинаем очередное заседание «круглого стола», на котором мы постараемся ответить на интересующие вас вопросы.
Родители:
Нужно ли переучивать левшу?
Логопед:
Нет, так как это может привести к стрессу и заиканию. Леворукость – это не болезнь, а вариант нормы. Необходимо учитывать эту особенность при обучении ребёнка и организации его рабочего места.
Родители:
Стоит ли начинать изучение английского языка ребёнку, имеющему речевые нарушения?
Логопед:
Нет, так как у ребёнка не сформирована фонетическая система родного языка.
Родители:
Как правильно называть буквы при обучении чтению?
Логопед:
Буквы называются так, как произносятся звуки.
Родители:
Можно ли ребенку, имеющему речевые нарушения, заниматься в спортивной секции?
Логопед:
Да, это положительно скажется на развитии речи, общей моторики и координации движений.
Воспитатель: Одним из видов работы с детьми по развитию связной речи является составление рассказов по серии сюжетных картин.
Родителям предлагаются четыре сюжетные картинки «Как щенок нашел друзей» по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи из пособия Ильяковой Н.Е...
Воспитатель: Уважаемые родители. Мы предлагаем вам составить сюжетный рассказ по серии картин. Сначала вам необходимо расположить иллюстрации в правильной последовательности, а затем сочинить рассказ.
Родителям дается 1-2 минуты, затем педагог на доске расставляет иллюстрации в правильной последовательности, предлагает родителям проверить порядок картин. Затем предлагает представить свои рассказы (2-3 рассказа).
После окончания работы обсуждается правильность выполнения задания. Затем показывается видеосюжет о составлении рассказа детьми по данной теме.
Логопед:
Следующий этап нашей работы – практикум по звуковому анализу.
I.Упражнение в делении слов на слоги.
Логопед: начнём наш практикум с деления слова на слоги.
Слог – это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Педагог предлагает вниманию родителей картинки с изображением мяча, машинки, пирамиды, лисы, знакомит с приёмами деления слова на слоги:
— удерживая ладонь под подбородком;
— прохлопывание;
— простукивание;
— слово можно «прошагать» по слогам.
II.Упражнение в постановке ударения.
Логопед: вспомните, что такое ударение.
Ударение – более громкое произнесение одного из слогов. Чтобы поставить ударение, слово нужно «позвать» (родители упражняются в постановке ударения).
III.Составление звуковых схем.
Логопед: Скажите, на какие две группы делятся все звуки русского языка? (на гласные и согласные).
— Какие звуки называются гласными? Действительно, гласные звуки – это звуки, которые произносятся без преград и состоят из голоса.
— Какими бывают гласные звуки? (ударными и безударными). Их будем обозначать фишками красного цвета.
— Какие звуки называются согласными? Действительно, согласные звуки – это звуки, которые произносятся с преградой (губы, зубы, язык).
— Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими).
Их будем обозначать: мягкий согласный звук зелёными фишками, твердый – синими, звонкий – со звоночком, глухо й – без.
Педагог демонстрирует обозначение на доске.
Логопед: Родители, предлагаем вам попрактиковаться и составить звуковую схему к слову «улица». Алгоритм вашей работы следующий:
— разделить на слоги слово;
— поставить ударение;
— выложить схему с помощью фишек, дать характеристику каждому звуку.
Определить:
— сколько в слове звуков;
— сколько гласных;
— сколько согласных.
Каждому родителю раздаётся бланк, на котором изображена улица, под картинкой дана схема слова.
После окончания работы обсуждается правильность выполнения задания.
Логопед:
На этом работа Педагогической гостиной закончена, благодарим вас за сотрудничество. Для вас мы подготовили памятки по речевому развитию, в которых Вы найдете советы, рекомендации, ответы на интересующие вас вопросы.
Родителям раздаются памятки по речевому развитию детей.
Воспитатель: Уважаемые родители, наша встреча подошла к концу, и мы приглашаем вас посетить выставку по теме нашего мероприятия.
Родители знакомятся с материалами выставки, изучают представленные книги, игры, пособия по речевому развитию детей.