Содержание статьи
Занятие «Государственная символика России»
Автор: Андреева Елена Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории
КУ «Петропавловский детский дом» Омской области
Цель: воспитание осознанного уважительного отношения к государственной символике.
Сценарный план
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Беседа по теме «Геральдика».
4. Интерактивная беседа по теме «Геральдические фигуры».
5. Творческая группа. «Значение геральдических фигур на гербе России».
6. Практическая работа групп по созданию герба класса.
7. Подведение итогов.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
— Ребята, наше сегодняшнее занятие называется «Государственная символика России». Сегодня вы узнаете, какая наука занимается изучением гербов, что такое герб, из чего он состоит, и научитесь сами составлять герб.
3. Беседа по теме «Геральдика».
— Скажите, какая наука занимается изучением герба? (Ответы детей).
— Геральдика – историческая дисциплина, изучающая гербы.
Что конкретно изучает геральдика? (Ответы детей).
— Геральдика изучает историю возникновения, развития и использование гербов, их символику; правила составления гербов.
В последнее время в нашей стране возродился интерес к геральдике. Идет большая работа по восстановлению старых гербов и созданию новых.
— Что такое герб? (Ответы детей).
— Герб – это официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, денежных знаках и т.д.
4. Интерактивная беседа по теме «Геральдические фигуры»
— Как вы думаете, из чего состоит герб? (Ответы детей).
— Герб состоит из гербовых фигур.
— Какие гербовые фигуры вы знаете? (Ответы детей).
— Все, что изображалось на гербе, имело большое значение. Например:
лев – отвага, гнев, великодушие;
роза – чистота, святость;
лилия – расцвет;
гриф – свирепость;
ключ – открытость;
открытые ворота – гостеприимство (на гербах городов Паутье, Прага, Буда, Рига – эти фигуры говорят о занятии торговлей);
опущенный меч – мир;
поднятый меч – оборона;
змея (в восточной геральдике) – мудрость;
орел и лев – «царственные» хищники, символ верховной власти. Такое же значение имеет двуглавый орел, наличие которого в гербе указывает, что данное государство является империей. Лев, стоящий на четырех лапах, — поверженный, символ подчинения более сильному государству. Крепость, пушка, шпага – символы воинской доблести; улей и пчела – трудолюбия; отрезанный правый угол щита – опала, наказание.
Если на гербе одна фигура, то она всегда располагается в центре. Если фигур несколько, то они должны занимать все поле щита, не касаясь его края.
— Скажите, а что означает форма и цвет герба? (Ответы детей).
— Овальная форма герба характерна для Италии, треугольный герб – норманнский, французский – прямоугольный с закруглением или выступом внизу, немецкий герб имел вырезную форму.
Желтый цвет (цвет золота) – благородство, знатность, богатство, сила;
Серебро – невинность и доброта.
Красный – храбрость.
Лазурь – великодушие.
Синий – мир.
Зеленый – надежда, обновление, молодость.
Черный – мудрость и печаль.
Белый – вечность.
5. Творческая группа. «Значение геральдических фигур на гербе России».
— О значениях геральдических фигур на гербе России нам расскажет творческая группа.
Историк 1. Георгий Победоносец. Всадник, поражающий копьем дракона, «воссоединяется» с двуглавым орлом, который впервые появляется на русских печатях. «Воссоединение» демонстрирует двухсторонняя красно-восковая печать, привешенная к грамоте в 1497 году. Красно-восковая печать великого князя дожила до наших дней вполне благополучно; утрачен только небольшой ее кусочек. На лицевой печати изображен всадник, поражающий копьем змея, на оборотной стороне — двуглавый орел с распростертыми крыльями, на головах – короны и круговая надпись: «и велик князь».
Историк 2. Орел. Время правления великого князя Ивана Третьего (1462—1505) – важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану Третьему удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермский земли.
Именно в это время – время успешного строительства российской государственности – гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющую верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием». Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в кремле.
Историк 1. Лев. Что касается льва, то его изображение, начиная с 12 в. делается популярным как в прикладном искусстве Владимирской Руси, так и в русской княжеской эмблематике. Сцены терзания змеи также известны среди сюжетов, использовавшихся князьями. Эмблему с изображением льва. Пожирающего змею, вполне можно рассматривать как «предгерб».
Историк 2. Единорог. Один из наиболее ранних образов, проникших в область крестьянских идей. Это мифическое животное с телом быка, козла, чаще всего коня, на лбу которого имеется длинный прямой рог (откуда и название животного). Согласно физиологам, это символ чистоты (своим рогом очищает воду, отравленную змеем) и девственности (его может приручить только девственница). Русские азбуковники объясняли, что единорог – это непобедимый страшный зверь, вся сила которого заключена в роге. 3 февраля 1561 года «учинена» новая государственная печать – «орел двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инрог».
6. Практическая работа групп по созданию герба класса.
— Спасибо творческой группе за сообщение. Итак, мы познакомились с основными правилами составления герба и теперь можем сами грамотно создать свой герб.
Внимательно рассмотрите образцы гербов у вас на столах. Давайте вспомним, что такое герб? (Ответы детей).
— Герб – это официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, денежных знаках, т.е. визитная карточка владельца.
— Какую информацию он содержит? (Изобразительную – рисунок и шрифтовую — девиз).
— Скажите, что общего в современных и древних гербах? (Символика цвета, знаков, зон деления щита).
— И сейчас я предлагаю вам самим изготовить герб класса. У вас в конвертах имеются элементы изображении герба. Вам необходимо собрать целостный герб, но при этом хорошо подумать, какие именно элементы вы будете использовать. Время 5 минут.
— Время истекло. Слово представителю группы. (Выступление группы).
— Спасибо. Почему вы выбрали именно этот цвет и форму герба? (Ответы детей).
— Какие элементы присутствуют у вас на гербе? (Ответы детей).
7. Подведение итогов.
— Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего разговора.
1). Какая наука занимается изучением герба?
2). Что такое герб?
3). Из чего состоит герб?
4). Из каких геральдических фигур состоит Российский герб?
5). Какое значение имеют геральдические фигуру на гербе России?
— Молодцы, я думаю, что знания, которые вы сегодня получили на занятии, вам обязательно пригодятся в жизни.
Список литературы
1. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники, игры/ авт. -сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 172 с.
2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 224 с.