Содержание статьи
Занятие «Школа экономиста»
Автор: Андреева Елена Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории
КУ «Петропавловский детский дом» Омской области
Цели: повторить и обобщить знание воспитанников по курсу в игровой форме.
Задачи:
1) Развивать мыслительную деятельность.
2) Расширять кругозор воспитанников.
3) Способствовать умению анализировать, обобщать.
Сценарный план
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели занятия
3. Открытие лицевого счета
4. Депозитные ставки
5. Народная мудрость
6. Денежки бывают разные
7. Подведение итогов
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели занятия
— Ребята, сегодня на занятии мы поиграем игру «Школа экономиста». У каждой команды имеется лицевой счет. Он бедует возрастать по мере того, как успешно каждая команда будет справляться с предложенными конкурсными заданиями и вопросами. Эквивалентом выигрышных очков будут выступать «банкноты». Оформление лицевого счета осуществляется по стандартным правилам:
№ п/п Приход Расход Остаток
Если команда окажется неплатежеспособной, она может взять у банка краткосрочный кредит под процент.
3. Открытие лицевого счета
— Чтобы открыть расчетный счет, будущим вкладчикам необходимо проявить свои познания в банковском деле. Сейчас обеим командам предлагается определить банковские термины. Предъявление каждого термина сопровождается тремя вариантами ответов, один из которых верный. Время на обдумывание не более 10 сек. Чтобы открыть счет, нужно правильно ответить минимум на пять вопросов. Каждый дополнительный верный ответ увеличит лицевой счет команды на 10 банкнот.
Вопросы:
1. Банкноты – это:
а) сеть финансовых предприятий, производящих операции с вкладами, кредитами, платежами;
б) беспроцентные кредитные билеты, выпускаемые эмиссионным банком и заменяющие в обращении металлические деньги; (+)
в) владельцы или крупные акционеры банков.
2. Депозит – это:
а) количество годовой прибыли банка;
б) деньги или ценные бумаги, вносимые в кредитное учреждение для хранения; (+)
в) процентная ставка увеличения счета вкладчиков в текущем году.
3. Дивиденд – это:
а) прибыль, получаемая акционерами пропорционально вложенному капиталу; (+)
б) сотрудник банка, которому поручена организация его адресной рекламы среди состоятельных людей;
в) потенциальный клиент, с которым банк готовится заключить договор.
4. Вексель – это:
а) старинное название банковской операции по выдаче кредита;
б) ценная бумага, долговой документ – обязательство уплатить кому-нибудь определенную сумму денег в определенный срок; (+)
в) погашение чужого долга.
5. Чек – это:
а) письменное распоряжение покупателя или заказчика своим банком выплатить указанную сумму; (+)
б) ценные бумаги;
в) документ, определяющий цели, профиль и задачи предприятия, сферу его деятельности.
6. Чековый счет – это:
а) денежное выражение стоимости товара;
б) форма хранения денег в банке, при которой их владелец может эти деньги тратить путем выписки чеков; (+)
в) собственность, принадлежащая отдельным лицам или созданным ими организациям.
4. Депозитные ставки
Вопросы стоимостью в 1 банкноту
1. У многих россиян часто «поют романсы». (Финансы)
2. Зеленый соперник рубля. (Доллар)
3. На что потратила Муха-Цокотуха найденную в поле денежку? (На покупку самовара)
4. Каким бизнесом мечтал заниматься кот Матроскин и что он предпринял для осуществления своей мечты? (Купил корову)
5. Узаконенный государством отъем денег у населения. (Налог)
6. За сколько сольдо продал Буратино свою азбуку, чтобы попасть в театр? (За 4 сольдо)
5. Персонаж, какого литературного произведения любил воскликнуть: «Пиастры! Пиастры!» (Попугай из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона)
6. Откуда эти строки: «Там царь Кощей над златом чахнет»? (А. С. Пушкин «Лукоморье»)
7. В чем заключался бизнес предприимчивого Дуремара? (Ловил пиявок и сдавал их в аптеку)
8. Какой литературный герой предлагал взять «ключ от квартиры, где деньги лежат»? (Остап Бендер)
Вопросы стоимостью 3 банкноты
1. Название этой денежной единицы происходит от западноевропейского слова «талер». Назовите ее. (Доллар)
2. Какая кредитная организация принимает от населения в заклад ценные вещи и выдает ссуды на определенный срок? (Ломбард)
3. Наименование этих польских денег произошло от итальянского «гроссо» — толстая… Назовите их. (Грош)
4. Как называется доход, получаемый ежегодно владельцем акций? (Дивиденды)
5. Банки, какой страны считаются самыми надежными? (Швейцарии)
6. Что значит выражение «давать деньги в рост»? (Давать деньги под проценты)
Вопросы стоимостью в 7 банкнот
1. Какой денежный бунт произошел в 1662 г. при правлении царя Алексея Михайловича? (Медный бунт)
2. При царе Иване VI были выпущены монеты, на которых изображался Святой Георгий на коне и с копьем в руке. Как назывались эти монеты? (Копейки)
3. В Древней Руси основной денежной единицей были серебряные бруски определенного веса – гривны. Если вещь стоила меньше, чем весь слиток, то его рубили на части. Как называлась отрубленная часть бруска? (Рубль)
4. Это минерал, без которого человек не может прожить и дня. Он бывает белым, как снег, густо-синим, желтоватым, красноватым или совсем бесцветным. Некогда он ценился весьма дорого, подчас на вес золота. А кое-где из него просто изготавливали деньги (Китай, Япония). Его часто дарили на свадьбу как символ будущей семьи. А теперь каждый из нас имеет это дома и ежедневно пользуется. Что это? (Соль)
Вопросы стоимостью в 10 банкнот
1. Откуда появилась слово «монета»? (Термин возник в Древнем Риме, где появился монетный двор, расположенный на территории храма богини Юноны – Монеты, что означала советчица)
2. Почему первую 100-рублевую купюру в России народ ласково называл «Катенькой»? (На ней был изображен портрет Екатерины II, которая ввела в обращение бумажные деньги)
5. Народная мудрость
— Теме денег посвящено очень много афоризмов, пословиц и поговорок. У вас имеются карточки с измененным текстом известных выражений. Ваша задача – восстановить их первоначальную структуру. Представители каждой команды поочереди вносите поправки. Каждая удачная попытка оценивается в 3 банкноты.
Варианты пословиц.
Деньги любят кошелек. (Деньги счет любят)
Хозяйка рубль бережет. (Копейка рубль бережет)
Не имей 100 рублей, а имей 100 долларов. (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
Денежка без ног, а из кармана убегает. (Денежка без ног, а весь свет обойдет)
Меньше денег – больше проблем. (Меньше денег – меньше хлопот)
Гуси денег не щиплют. (Куры денег не клюют)
6. Денежки бывают разные
— Это испытание – последняя возможность пополнить счет каждой команды. У вас имеются набор цифровых указателей от 1 до 14. Состязание на знание денежных единиц разных стран проводится попарно, т.е. для ответов на вопросы последовательно приглашаются по одному участнику из каждой команды. Для каждой пары называется денежные единицы различных стран. Вы должны поднять цифровой указатель, соответствующий, по вашему мнению, правильному ответу – стране, в которой данная денежная единица имеет обращение. Каждый правильный ответ увеличивает лицевой счет команды на две банкноты.
Правильные ответы:
Австрия – шиллинг, Бельгия – франк, Англия – фунт стерлингов, Германия – марка, Голландия (Нидерланды) – гульден, Греция – драхма, Дания – крона, Италия – лира, Монголия – тугрик, США – доллар, Чехия – гроша, Япония – иена.
7. Подведение итогов
Завершается игровая программа сверкой лицевых счетов. Самая «богатая» команда получает специальный приз, остальных поощряют утешительными призами.
Список литературы
1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт. -сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
2. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт. -сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 312 с.