Содержание статьи
Внеклассное занятие «Безналичные деньги»
Автор: Андреева Елена Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории
КУ «Петропавловский детский дом» Омской области
Цель: познакомить воспитанников с безналичными деньгами.
Сценарный план
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели
3. Обсуждение темы
4. Практическое задание
5. Итог занятия
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели.
— Ребята, посмотрите внимательно на купюру и на монеты, что на них написано?(Ответы детей.)
— Это билеты банка Росси, они выпущены центральным банком России, то есть государством. Эти деньги называются наличными. Но существуют еще и безналичные деньги, о которых мы будем сегодня говорить. И тема нашего занятия называется «Безналичные деньги».
3. Обсуждение темы.
— Что такое безналичные деньги? И какие виды безналичных денег существуют? (Ответы детей.)
— Безналичные деньги — это банковские деньги, сюда входят счета чековые вклады, чеки, кредитные карты. Именно торговые дома Вавилона стали первыми выпускать безналичные деньги. Так как возить с собой крупные суммы в обычных монетах было неудобно: и весили они немало, и лишиться их было очень просто — на базарах промышляли воры-карманники, а на караванных путях поджидали разбойники. Они стали выписывать своим клиентам расписки о приеме на хранение определенного количества золота.
— Как вы думаете, что можно было получить по расписке? ( Ответы детей.)
— При этом получить у банкира это золото мог любой, кто предъявит ему эту расписку и подтверждение своего права на владение ею (например, подпись или оттиск печати того, кто внес деньги на хранение, и на чье имя расписка была выписана первоначально.)
— Что это означало? ( Ответы детей.)
— Делая надпись и ставя печать в подтверждение добровольности передачи расписки, ее владелец переуступал другому человеку право получить свое золото- то, которое было им отдано на хранение банкиру. И хотя само золото при этом не покидало полки в кладовой банкира, это не мешало ему выступать в качестве платы за товары, проданные владельцу расписки. Просто в этой сделке из рук в руки переходил «полномочный представитель» золота — банковская расписка.
Со временим банкиры додумались до еще более удобного решения — они изобрели чековые расчеты, то есть чеки. Как вы думаете, для чего они это сделали? ( Ответы детей.)
— Дело в том, что простая банковская расписка тоже имела свои недостатки. Поскольку она выписывалась на весь объем золота, сданный банкиру на хранение, ее можно было использовать как средства лишь по стоимости объема товара. А если купец отдал на хранение 1 кг золота, а ему нужно купить товары у двух других купцов, каждому из которых ему надо заплатить сумму, равную стоимости полкилограмма золота? Увы, расписку банкира нельзя разрезать пополам. Так чеки и дошли до нашего времени.
— Что такое чек? ( Ответы детей.)
— Чек — письменное распоряжение покупателей или заказчиков своим банкам выплатить указанную в чеке сумму.
— Что такое чековая книжка? ( Ответы детей.)
— Чековая книжка выдается в банке после внесения человеком определенной суммы денег. Эта книжка содержит некоторое количество чеков, на каждом из которых ее владелец может написать определенную сумму. Предъявитель такого чека получает по нему деньги в банке.
Сегодня уже во многих странах при расчетах пользуются кредитными карточками. Это и есть « электронные деньги», связанные с компьютером.
— Что такое кредитная карточка? ( Ответы детей.)
— Кредитная карта тоже выдается в банке после того, как человек внес в банк определенную сумму денег.
— Для чего она нужна? ( Ответы детей.)
— Кредитная карта используется для получения в банкоматах наличных денег или для оплаты покупок в магазинах. С помощью такой карточки можно платить за квартиру, погасить кредит и многое другое.
— Сколько времени ею можно пользоваться? ( Ответы детей.)
— Кредитная карта действует до тех пор, пока не израсходованы все деньги,
внесенные на счет ее в банк. Каждый банк выпускает свои собственные
кредитные карты. ( Показать образец кредитной карты Сберегательного банка.)
— Чем удобны чековые книжки и кредитные карты? ( Ответы детей.)
— Чековые книжки и кредитные карты удобны тем, что не надо при себе хранить деньги. Их можно всегда получить в нужном количестве и в любое время суток.
— Ребята, как вы думаете, чековые книжки и кредитные карты более безопасное средство расчетов, чем наличные деньги? ( Ответы детей.)
— Если вдруг украдут чековую книжку, то потерпевший может немедленно позвонить в банк и предупредить. Но даже если он это сделает не сразу, все равно ничего страшного не произойдет: ведь на чеке должна быть личная подпись владельца чековой книжки (образец ее оставляется в банке при открытии чекового счета, и с ней в банке будут сверять подпись на чеке.)
При подозрении на возможное мошенническое использование карты посторонними лицами необходимо срочно сообщить об этом в банк или немедленно направить об этом, сообщение, по факсу указав в нем номер вашей карты, Ф.И.О., контактный телефон и причину обращения, или заблокировать карту.
4. Практическая работа.
— Ребята, это образец чековой книжки. И вы сейчас заполните этот документ.
Серия……………………………….
№……………………………………
Чековая книжка выдана на сумму
……………………………...рублей
« »………………………...20….
…………………………………………...
( наименование учреждения банка)
…………………………………………...
( номер и местонахождение)
Серия …………………………………...
№………………………………………...
Контрольный талон чековой книжки на сумму
………………………………………......
…………………………………………...
…………………………………………...
Ф.И.О. владельца чековой книжки
« »…………………………….20……...
…………………………………………...
Владелец кассир
5. Итог занятия.
1).Где и для чего придумали первые чеки?
2).Что такое безналичный расчет?
3).Чем удобны чеки и кредитные карты?
4). У тебя потерялся или украли чековую книжку или кредитную карту. Твои действия.
— Я надеюсь, что эти знания вам обязательно пригодятся в жизни.
Список использованной литературы
1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л.Н.Боголюбов и др.
2. Школа юного экономиста /Авт. -сост. М.М.Воронина