Внеклассная работа учителя и воспитателя начальной школы в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности

Внеклассная работа учителя и воспитателя начальной школы
в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.

Авторы:
Курашова М.В. -учитель нач. классов,
Илетичева Е.В. — воспитатель
обособленное структурное подразделение «Раменки»
ГБУ КРОЦ

Ценностные ориентации на здоровый образ жизни, развитие потребности сохранять и укреплять своё физическое и психологическое здоровье – вот приоритеты работы с детьми в нашем центре.

Рациональная организация учебного процесса , активного отдыха и внеклассной работы обучающихся -залог их успешного развития.
Спланированные совместные действия воспитателя и учителя по всем направлениям повышают эффективность педагогического труда.
Наряду с обычными мероприятиями : беседы и классные часы, посвящённые здоровью; физминутки и спортивные перемены ,во внеклассной работе мы применяем метод проектной деятельности, как наиболее интересный в плане взаимодействия учеников, педагогов и родителей.

Реализация проектов на темы здоровьесбережения решает следующие задачи:
1.Получение теоретических знаний
2.Развитие практических навыков
3.Личностный рост
4.Социализация
5.Взаимодействие семьи и школы

Целенаправленная активность ученика формирует у него умения действовать самостоятельно, получать практические знания и применять их в жизни.
Темы проектов, которые мы предлагаем детям, доступны, актуальны и перспективны.
Принцип доступности проекта подразумевает выбор темы не сложной для понимания ,опирающейся на опыт детей. Реально выполнимый, с точки зрения накопления теоретических знаний и практических работ.

Актуальность проектов заключается в решении проблем и задач ,с которыми сталкиваются ученики в повседневной жизни, либо в раскрытии темы «на злобу дня» т.е. связанных с интересными событиями в стране и в мире.

Проектная деятельность, как и любая другая, нацелена на достижение результата, но результата работающего на перспективу. Это и развитие универсальных учебных действий, как основы для дальнейшего обучения , приобретение навыков трудовой деятельности, навыков укрепления и сохранения здоровья.

Классификация проектов по здоровьесбережению:
1 .Правильное питание.
2. Физкультура и спорт
3. Экология
4. Общественная среда.

Все категории проектов возможно объединить в общий долгосрочный проект по теме « Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) с раскрытием вопроса «ЗОЖ-что это такое?». А возможно реализовывать каждую категорию проектов отдельно связывая с образовательными предметами и планом внеклассной воспитательной работы.
Например, проекты категории о питании могут реализовываться параллельно с изучением темы предмета Окружающий мир «Наше питание» в разделе «Мы и наше здоровье» . Дети изучают пищеварительную систему, знакомятся с продуктами, содержащими вещества, необходимые для обеспечения жизнедеятельности организма.

Мы реализовываем проекты на темы: «Овощная грядка» , « Витамины на окне». Продукт проекта может меняться, в зависимости от поставленной цели.

Задачи наших проектов по питанию:
— расширить знания детей в области ботаники,
— научить выращивать продукт,
— формировать умения наблюдать, сравнивать, анализировать полученную информацию, планировать свои действия, делать выводы;
— развивать творческое мышление, побуждать к трудовой деятельности; воспитывать чувство коллективизма, внимательное отношение к своему здоровью, повышать личностный рост обучающихся.

«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ ,но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой…»
Эти слова Мишеля Монтеня очень актуальны для нас. Дети с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста пока не могут оценить все психологические и физические проблемы , с которыми им придётся столкнуться в будущем.
Одна из важнейших воспитательных задач начальной школы- заложить основы умений работать над собой духовно и физически.

Физическая культура- неотъемлемая часть общей культуры человека. Просветительская работа в этом направлении даёт возможность привить интерес и любовь к спорту, к здоровому образу жизни в целом.
Проходящее в стране грандиозное спортивное событие вдохновило нас на создание проекта «Олимпиада Сочи 2014».

В ходе работы над проектом учащиеся узнавали историю возникновения олимпийских игр, знакомились с различными видами спорта, наблюдали за успехами наших спортсменов, выполняли рисунки и поделки на спортивные темы.
Часть проектной работы посвящена паралимпийским играм. На примере спортсменов – паралимпийцев , дети могут научиться человеческому героизму в борьбе с физическими недугами, поверить в себя и в свои силы.

Интерес к спорту ,возникший в ходе реализации проекта, предполагает дальнейшее изучение детьми параолимпийских видов спорта и, возможно, приобщение к какому-либо из них.
Большой интерес у детей вызывают проекты по зоотерапии. Учениками нашей школы выполнены и представлены на «Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся» в разделе «Здоровье человека» проекты : «Человек и лошадь» , «Человек и дельфин» , «Человек и собака».

Общие задачи проектов категории «Физкультура и спорт»
— просвещение в области здоровья и спорта
— индивидуальное развитие спортивных навыков
— личностный рост обучающихся
Не менее интересны проекты экологического характера. Область экологического воспитания, с одной стороны, доступна и интересна для восприятия детей, а с другой, имеет свои сложности . У детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют нарушение познавательной деятельности, осознания причинно-следственных связей, затруднено правильное восприятие, малый запас представлений, незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. Поэтому основным содержанием экологического образования и воспитания учащихся коррекционных школ является формирование осознано-правильного отношения к природным явлениям и осознанием себя, как части природы.

Работа над проектами по экологии позволяет в доступной форме показать ребенку, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Во время наблюдений и экспериментов развивается и обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

Задачи экологических проектов:
— понимать законы природы
— приобрести практические навыки взаимодействия с миром живой и неживой природы
— развивать интерес к природе
— воспитывать бережное отношение ко всему живому

Учитывая возможности учеников, мы выбираем наиболее доступные, в плане выполнения практической части, проекты. Примером здесь может служить реализованный нами проект «Фиалки». Ученики, изучая тему «Комнатные растения», во внеклассной работе подробно изучали отдельный сорт цветов и учились самостоятельно их выращивать.

Безграничные возможности приобщить детей к здоровому образу жизни даёт категория проектов « Общественная среда»:
— Проекты по ПДД и ОБЖ( « Городской транспорт», « Дорожные знаки», «Переходы», «Наш дом- безопасная среда» и мн. др.)
— Проекты по культуре общения( «Вежливые слова», «Этикет общения и культуры речи» и др.)
— Проекты по социальному поведению ( «Привычки вредные и полезные»,
« Права и обязанности» и др.)
Основная задача таких проектов социальная адаптация детей с ОВЗ.

Младшим школьникам , а тем более учащимся с ОВЗ, трудно сориентироваться в потоке информации , сделать выбор, самостоятельно спланировать свои действия и увидеть предполагаемый результат. Поэтому предпочтение в проведении проектной деятельности мы отдаем групповой форме работы. Групповая деятельность способствует формированию у учащихся коммуникативных умений, таких как: умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.

Групповая работа позволяет:
А) детям:
— получить эмоциональную и содержательную поддержку
— приобрести опыт выполнения важнейших функции, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагания и планирование)
Б) учителю и воспитателю:
— органически сочетать обучение и воспитание
— строить личностно- эмоциональные и деловые отношения детей\
— вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе

Совместное координирование проектов учителем и воспитателем расширяет рамки возможностей обмена методической информацией, тем самым повышает методическую грамотность педагогов, позволяет работать с большим объемом информации, устанавливает доверительные открытые уважительные отношения между всеми участниками процесса.
Вовлечение родителей в коллективную внеклассную деятельность детей создаёт атмосферу открытости, определяет пути сотрудничества семьи и школы.

Учитель и воспитатель получают больше информации об учениках.
Дети видят, что родители активно участвуют в жизни класса ,работают вместе с ними и педагогами. У них возрастает чувство собственной значимости, развивается положительная мотивация.

Подводя итоги, можно сказать, что во внеклассной работе в области здоровьесбережения метод проектной деятельности даёт положительные результаты:
— Приобретение навыков ЗОЖ
— Развитие познавательной активности
— Сплочение детского коллектива
— Сотрудничество семьи и школы

Литература:
1. А.Б. Воронцов Проектные задачи в начальной школе.
Просвещение 2010 г.( стандарты второго поколения)

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.