Зависимость психического здоровья ребенка от толерантного отношения к окружающим его людям

Зависимость психического здоровья ребенка
от толерантного отношения к окружающим его людям

Автор: Шмакова Галина Дмитриевна
Педагог-психолог второй квалификационной категории
Московская область. г. Серпухов, МОУ прогимназия «Радость»

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Как помочь человеку уже с детства находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам, эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. А значит имеет прямую зависимость психического здоровья от толерантности.

Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?

Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».
Портрет психологически здорового человека – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии. Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать их к разнообразным конкретным ситуациям.

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях и нарушениях в поведении.

И так, в основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты.

Эмоциональные проблемы

Психически здоровый человек, обладающий толерантными качествами, такими как терпение, умение владеть собой, доверие, способность к сопериживанию,до некоторой степени контролирует свои эмоции и их проявления. Например, справляется с отрицательными эмоциями (такими как гнев или агрессия), сознательно стремясь к лучшему самочувствию. Он также справляется с негативной ситуацией, проанализировав ее.

У ребенка возникают трудности, во-первых, когда он не может выразить свои чувства и во-вторых, когда не может сам справиться с частыми или длительными периодами какого-либо эмоционального состояния.
Например:
• Формы проявления эмоций и поведение, которые не соответствуют тому, что, судя по всему, чувствует ребенок.
• Чувства, не соответствующие ситуации. В детском саду ребенок все время плачет без видимой причины. Ребенок чрезмерно зол или ведет себя агрессивно.
• Постоянное беспокойство или напряжение. Ребенок убежден, что ему или кому-то другому будет причинен вред, и остается беспокойным, даже когда все, казалось бы, нормально.

Проблемы поведения

Поведение ребенка напрямую зависит от его эмоций. А эмоции, в свою очередь, можно распознать, лишь наблюдая за поведением. Кроме того, поведение нужно всегда рассматривать в контексте конкретной ситуации и уровня развития ребенка. Сложности возникают тогда, когда ребенок отказывается или не может контролировать свое поведение. Дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. У детей начинают отчетливо проявляться все те негативные явления, которые относятся к разряду нетерпимости. Сюда относятся агрессивность, конфликтность, стремление самоутвердиться любыми способами.

Например:
• Ребенок всегда разбрасывает вещи в любом месте, в котором находится, и, похоже, не подозревает о производимых им разрушениях.

Проблемы общения

Существует множество различных типов общения: в семье, на работе, в школе, в магазине, с друзьями и т.д. Для детей самыми важными являются взаимоотношения с родителями, друзьями и теми, кто представляет для них образец поведения (учителя, сверстники, старшие товарищи).
Результатом нарушения взаимоотношений с другими людьми может быть потеря самоуважения, а ее следствием — эмоциональные и поведенческие проблемы.
Например:
• Ребенку трудно общаться с другими так, чтобы это общение удовлетворяло его в эмоциональном плане. Ребенок школьного возраста становится замкнутым и не реагирует на уговоры родителей, друзей или учителей.
• Ребенок постоянно дерется со всеми.

Как поддержать психическое здоровье ребенка?

Как уже говорилось выше самое большое влияние на ребенка оказывают его родители. Именно от них, в первую очередь, зависит его уравновешенное психическое состояние. Точно так же, как родители обеспечивают ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить своим детям и душевное здоровье. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Как это сделать?

Поддерживать положительную самооценку .Правильная самооценка очень важна для психического здоровья всех людей. Если человек — особенно ребенок — думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке. Например:
• с трудом управляет такими чувствами, как злость;
• застенчиво, ненапористо или, наоборот, высокомерно, повелительно или чрезмерно агрессивно себя ведет;
• с трудом устанавливает и поддерживает доброжелательные отношения с другими людьми.

Самонадеянность или эгоизм часто являются результатом недостаточного самоуважения. Например, ребенок, не чувствующий уверенности в себе, может вести себя агрессивно и высокомерно, чтобы защититься от того, что он сам воспринимает как агрессию или превосходство других. Ребенок с сильным чувством самоуважения толерантно относится к окружающим и терпим как к своим собственным, так и к чужим слабостям.

Формирование правильного самовосприятия у ребенка очень сложная задача, потому что требования жизни постоянно меняются по мере того, как ребенок растет и развивается — психические и социальные задачи могут казаться бесконечными. Возможно, ребенку, который был вполне уверен в себе в раннем возрасте, понадобится помощь в начальной или средней школе. Многие дети продолжают нуждаться в помощи и поддержке других людей, прежде всего родителей, когда начинают искать себя. Помогать ребенку обрести устойчивое, правильное самовосприятие — наиболее важная и благодарная задача родителей.
Родители по-разному могут помочь детям обрести уверенность в себе. Чрезвычайно эффективный способ — помочь ребенку обнаружить и развить свои сильные стороны. Все дети, даже казалось бы крайне бездарные, имеют способности. Иногда талант очевиден, например, ребенок может иметь чудесный голос и хорошее чувство ритма. Чаще, талант менее заметен, однако он точно есть. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других — невероятное воображение, помогающее им находить новые решения задач. У третьих просто милый, добродушный характер.

Всем детям, независимо от их достоинств необходимо знать, что РОДИТЕЛИ ЛЮБЯТ ИХ И ГОРДЯТСЯ ИМИ. Чем сильнее дети чувствуют любовь, тем больше они стараются себя проявить. Мы должны видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Список литературы:
Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.