Совместная работа учителя начальных классов и логопеда по развитию речи у детей с ОВЗ через проектную деятельность

Совместная работа учителя начальных классов и логопеда
по развитию речи у детей с ОВЗ через проектную деятельность

Автор: Курашова Мария Владимировна
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Государственное бюджетное учреждение комплексный
реабилитационно — образовательный центр обособленное
структурное подразделение « Раменки» г. Москва

У детей с ДЦП часто наблюдается ОНР. Учитель часто сталкивается с тем, что ученики испытывают трудности при пересказе, составлении предложений и текстов, не могут описать предмет или событие. Такие виды работ как изложение, сочинение, творческие задания требуют с их стороны огромных усилий. Неумение построить свою речь, последовательно излагать события, выделить главное – основные причины затруднений.
Совместная работа учителя и логопеда значительно расширяет возможность создания благоприятной среды для устранения этих причин.

Для достижения успешных результатов мы посчитали целесообразным организовать свою совместную работу следующим образом:
1.Календарно-тематическое планирование учителя и логопеда выстраивается согласованно.
2.Логопед регулярно посещает уроки литературного чтения и русского языка.
3.Логопед и учитель анализируют устную и письменную работу учащихся.
4.Выстраивают внеклассную работу по развитию речи.
5.Включают родителей в образовательный процесс.

«Дублирование» логопедом учебного материала даёт возможность более углублённо и основательно проработать с каждым учеником изучаемую тему, с учётом его особенностей развития речи.

Наблюдая за детьми в процессе урока, логопед со стороны оценивает ребёнка с точки зрения его умений и навыков.

Анализ письменных работ с помощью логопеда, помогает учителю скорректировать свою работу по подбору индивидуальных заданий.

Включение родителей в образовательный процесс и внеклассную работу необходимо, т.к.развитие речи -это процесс непрерывный, требующий методичных целенаправленных действий. Очень важно то, как с ребёнком общаются дома. На сколько умело выстраивается диалогическая речь, как пополняется словарный запас соответственно возрасту и уровню развития, как оказывается помощь при выполнении домашних заданий и т.п.Учитель и логопед постоянно консультируют родителей по этим вопросам.

Внеклассная работа связанная с развитием речи учащихся решает задачу пробуждения интереса к рассказыванию ,к речевому общению, оживляет процесс познания, расширяет словарный запас , сплачивает детский коллектив ,способствует возникновению общих тем для общения родителей и ребёнка.

Внеклассная работа в школьном отделении нашего центра проводится в нескольких направлениях: организация и проведение праздников , проведение предметных недель, проектная деятельность.

Логопед совместно с учителем помогает школьникам разучивать стихи, выполнять творческие задания.
Проектная деятельность предоставляет широкий выбор тематики по развитию речи.

Наиболее доступным является подробное изучение устного народного творчества.
Интересной и плодотворной в нашей деятельности стала работа над проектом « Пословицы в нашей речи».

План реализации проекта.
Ноябрь 2013года
1.Что такое пословица? Её отличия.
2.Откуда берутся пословицы?
3.Классификация пословиц.

Декабрь-январь 2013/2014год
Изучение произведений литературы, содержащих пословицы.

Список литературных произведений школьной программы:
Устное народное творчество.
Пословица-малая форма поэтического устного народного творчества, сказки, басни, а так же рассказы, словари.

Январь — февраль 2014г.

Наблюдение над речью окружающих:
семейные пословицы, школьный опрос
.
Семейный опрос:
Ученики 3-го класса наблюдали за речью членов своих семей, замечали употребление пословиц, записывали их, делились информацией.

Вывод: в каждой семье взрослые люди употребляют пословицы в своей речи.

Школьный опрос.

Школьный опрос проходил две недели.
Учениками третьего класса были опрошены учителя, воспитатели и ученики других классов.
В опросе приняли участие 5 учителей,6 воспитателей,15 учеников.
Результаты опроса:
1.Что такое пословица?
Учителя и воспитатели дали полное и правильное определение понятию «пословица», из 15 учеников правильно ответили 5 человек, остальные затруднялись с ответом.
2. Отличительные черты пословицы?
Учителя и воспитатели дали полные и правильные ответы, из 15 учеников правильно ответили четыре человека.
3. Приведите примеры пословиц.
Все учителя и воспитатели привели примеры пословиц, из 15 учеников пословицы вспомнили 7 человек.

Вывод: детям нужно больше изучать пословицы, делиться своими знаниями, стараться употреблять пословицы в своей речи.

Творческие работы:

1.Рисунки.
2.Поделки.
3.Сказки и рассказы.
4.Интересные задания

Результаты работы и выводы.

Результаты:
1. Мы изучили много пословиц на разные темы.
2. Научились отличать пословицы от поговорок и находить их в тексте и в речи.
3. Научились употреблять пословицы в своих творческих работах.
4. Поделились знаниями с другими ребятами в ходе проведения недели литературного чтения.
5.Собрали портфолио проекта.
6. Провели презентацию.
7. Ответили на поставленный вопрос « Нужны ли пословицы в нашей речи?».

Выводы:

Пословицы в нашей речи очень нужны. Они делают нашу речь более красивой и поэтичной.
Человек, который употребляет пословицы в своей речи
делится с другими народной мудростью.
3. Услышанная пословица заставляет размышлять, становиться лучше и умнее.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.