Содержание статьи
Мы разные — в этом наше богатство, мы вместе — в этом наша сила!
Автор: Плотникова Вера Михайловна
Учитель начальных классов высшей категории.
Феодосийская общеобразовательная школа I-IIIступеней №7, Республика Крым.
Цель: Укрепление атмосферы межнационального согласия, культуры мира, гражданской ответственности и соблюдения прав человека посредством укоренения в классе духа межнациональной толерантности, формирования отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Задачи:
• Помочь понять учащимся, почему так важно уважать окружающих;
• Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве;
• Способствовать формированию уважительного отношения к людям.
Оборудование: карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки с буквами слова «толерантность», аудиозапись.
Форма проведения тематического мероприятия: классный час
Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.
Ход мероприятия
I. Эмоциональный настрой класса.
Солнце, которое каждое утро поднимается в небе, светит для всех людей одинаково, дарит свое тепло каждому человеку. Сегодня мы попытаемся работать только с положительными эмоциями и унести домой теплоту и радость от общения.
II. Активизация и мотивация учебной деятельности.
Начинаем мы сейчас
Речь пойдет здесь лишь о нас
Постарайтесь все понять
Что-то новое узнать.
Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками.
Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.
— Это житель нашей планеты, но почему он грустный?– Что ему нужно для счастья? Какой можно сделать вывод?
«Мы разные» — игра.
— Прошу подняться из Вас тех, у кого тёмные волосы, а теперь — у кого светлые?— Хлопните в ладоши, у кого глаза карие, а теперь, у кого глаза голубые, у кого зеленые?
— Поднимите руку, кто любит читать. Смотреть сказки? Кто путешествует? — Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых, хотя бы двух человек?— Значит, какие мы? (непохожие, разные)
Мы учимся в одном классе, но мы разных национальностей.
Чтение детьми стихотворений приветствий на разных языках (русский, грузинский, армянский, украинский, мордовский)
В каждом есть что-то свое интересное, симпатичное.
Все мы — …... разные.
Нас различает
• Рост
• Цвет волос и глаз
• Одежда
• Знания
• Национальность
• Возраст
• Характер
Учитель: но у нас и есть общее, Как вы думаете, что нас объединяет? например, Интересы, общее дело, мы в одном классе и т. д.
Нас объединяет то, что
• Все мы люди
• Живем на одной планете
• Живем в одной, республике
• Учимся в одном классе
• Занимаемся одним делом
• Любим родителей
• Уважаем взрослых
Значит, несмотря на то, что мы разные, мы — вместе.— Попробуйте определить тему нашего занятия: «Мы разные, но мы вместе».
Стихотворение
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Выходят обучающиеся в национальных костюмах, читают приветствие на своем родном языке.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро продлится до вечера.
На каком бы языке не звучало приветствие, дети желают нам здоровья, добра.
Какую цель поставите перед собой, чтобы мы в нашем классе стали дружной семьей? (Ответы детей)
Продолжим наше исследование. На столах у вас карточки. Познакомьтесь с их содержанием.
Обсудите в группе и выберите, какими качествами характера должен обладать человек для оптимального функционирования в социуме
1 группа милосердие агрессивность смелость равнодушие
2 группа терпимость злость сотрудничество честность
3 группа прощение раздражительность корысть чуткость
4 группа сострадание злость эгоизм предательство
5 группа уважение прав других трусость лицемерие
Я хочу добавить: принимать человека таким, какой он есть.
Я думаю, вы со мной согласитесь.
Выбранные качества вывешивают на доску.
— Какими качествами мы надели человека?
Эти черты характера могут принадлежать только толерантному человеку.
— Как вы понимаете понятие толерантность? Ответы.
Раскрытие значения слова толерантность.
16 ноября – всемирный день толерантности.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
— В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения, нежели ты сам.
— В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
— В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
— В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.
— В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием)
— В украинском — це здатність сприймати без агресії думки, які відрізняються від власних, а також – особливості поведінки та способу життя інших.
Ситуации.
1. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «глупый», не будем с ним дружить!» Твои действия.
2. Твой друг одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить работу в тетради…Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь ты? Твой друг? Учитель? (Составление и обыгрывание ситуаций)
Создание эмблемы на тему: «Толерантность». Ее защита. Звучит аудиозапись.
Песня «Дорога добра». Слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо —
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь —
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Чтение обучающимися стихотворения.
Толерантность. Что это такое?
Если спросит кто – нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит планете вся»
Толерантность — это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе.
Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых!
Заключительное слово
И хочу закончить наш классный час словами абхазского поэта К.Ломиа:
«Иная птица людям доверяет
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает
И веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат
И к людям обращаюсь я сейчас
Я горю: старайтесь быть не хуже,
Того, сто птицы думают о нас»
Спасибо за работу!