Применение дидактических игр на логопедических занятиях

Применение дидактических игр на логопедических занятиях
(Доклад на методическом объединении учителей гуманитарного цикла)

Автор: Кухмистрова Галина Михайловна
Учитель-логопед
КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Электронная почта автора: [email protected]

Игра — основной вид деятельности следовательно, высока и потребность детей в игре. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: « У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра». Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.

С помощью дидактической игры обогащается словарный запас детей, развивается их память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Среди дидактических игр для учащихся преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины: одна – легковая, другая – грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также проводятся игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справа, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки».

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов».

В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо, все дидактические игры, используемые на логопедических занятиях, разделены соответственно на четыре группы:
— фонетические,
— графические,
— грамматические,
— игры, развивающие связную устную речь.
Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”).Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции:
ра ма, ра на, по ра, ко ра.
Составление схем слогов – слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

Игра “Живые буквы”
Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то – варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых – в начале слова, кот, пот – в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием “слово”. Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам – пушистая, рыжая, хитрая… (лиса).Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-…).Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-…).Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:а – а – а – о – о – о – о – арак – ра – ма – мо – ло – ко – о – са Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную).
Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.
Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.
Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
Игра “Кто быстрее, кто больше?”.
Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?”.
Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам). Подбор синонимов, антонимов, анонимов.Труд, работа;День-ночь, высокий – низкий, далеко – близко, бежать – ходить.Лисичка гриб, лисичка животное.

Игра “Сложи словечко”.
Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: “На что похожа буква”, “Учимся, играя”, “Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)”, “Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)”.Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф – из р, т – из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в “Поставь буквы правильно”.

“Звуковые” игры (“Кто внимательнее?” – на выделение и определение звука, “Кто больше?” – на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

В играх типа “Доскажите словечко” учащиеся не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью.

В играх “Том – Тим” (или “Камень-Вата”) дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного.
Можно провести игру “Перекличка”, предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку. Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом.

На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи. Очень дети слушать сказки приключения букв, сочинять свои.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А – Айболит, Б – Белоснежка, В – Винни Пух, Г – Гномики и так далее, или Веселые человечики: Петрушка – умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету,

аблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает образовательный процесс более эффективным и полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, что необходимо для ребёнка школьного возраста

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.