Основы инновационных процессов в образовательной деятельности

Основы инновационных процессов в образовательной деятельности

Автор: Шамсетдинова Флюза Даутовна
Директор, высшая квалификационная категория
МБОУ «ООШ ст.Миннибаево» Альметьевского района, Республики Татарстан

Понятие «образование» в современном мире связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие». Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. В широком смысле создавать новое – это и есть инновация. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций.

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской деятельностью воспитанников. Педагогические технологии могут различаться по источнику возникновения, по целям и задачам, по возможностям педагогических средств, по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии, по тому, какую сторону педагогического процесса обслуживает предложенная педагогическая технология.

Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественно-научной картине мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.

В основе педагогического мастерства лежит применение эффективных технологий учебно-воспитательного процесса: технология сотрудничества, исследовательская технология и технология проблемного обучения, компьютерные технологии и их правильный выбор в конкретной ситуации. Учитель сочетает фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебно-воспитательного процесса, вовлекает учащихся в активный учебный процесс. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя новые педагогические, в том числе информационные технологии в обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным.

Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков. Учитель, работающий в рамках одной из предметно-ориентированных технологий, например технологии уровневой дифференциации, или концентрированного обучения, или вузовской технологии обучения в школе, руководствуется системным подходом в своей деятельности. Это относится как к содержанию образования, так и к развитию личности учащегося, что включает в себя среди прочих средств изменение содержания предмета.

Технология дифференцированного обучения.

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. Учитель дифференцированно организовывает работу и помогает учащимся реализовывать свои способности на уроке. Учит детей наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать. Она четко прослеживает результативность деятельности учеников на каждом этапе урока. Создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка.

Личностно-ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии воплощают гуманистические идеи в педагогике, психологии и методике. В данных технологиях ребенок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях.
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на их освобождение для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования.

В рамках личностно – ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение.

Педагогические мастерские.

Мастерская – необычная форма проведения урока. Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. При традиционной организации процесса обучения источником знания всегда является только учитель.
В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе.

В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход обучения на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.

В ходе мастерских происходит освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.

В обобщенном виде принципы работы мастерской таковы:
1) равенство всех участников, включая педагогов
2) ненасильственное вовлечение в процесс деятельности
3) отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная)
4) отсутствие соперничества, соревнования
5) чередование индивидуальной и групповой работы
6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса
7) разнообразие используемого материала
8) ответственность каждого за свой выбор.

Компьютерные технологии.

Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).

Применение компьютерной техники делает урок по – настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. В системе работы учителей наметилась тенденция использования различных видов программ: контрольных и тестирующих, моделирующих, игровых, информационно-справочных, мультимедийных. Учителя подбирают игры к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, разрабатывают различные материалы: карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач, опорные конспекты, схемы, таблицы, иллюстрации, тексты-шутки на орфографическое правило (для запоминания, проверочного диктанта), помогают ученикам в процессе работы за компьютером, оценивают их знания и развитие.

Например, на уроках естественно-научного цикла ИКТ — технологии можно применить:
при объяснении нового материала в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора на экран (в настоящее время это актуально вследствие того, что не всегда таблицы и схемы есть в наличие у учителя).

При самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента по заданным преподавателем условиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с получением в итоге вывода по изучаемой теме;
при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. При этом следует отметить, что при использовании компьютера учащийся получает намного больше возможностей самостоятельного планирования экспериментов, их осуществления и анализа результатов по сравнению с реальными лабораторными работами.

При повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальных лабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся – они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Часто даже самые замкнутые дети, раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернет – у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. Компьютерные презентации «Power Point» как курс информатики являются одним из основных типов мультимедийных проектов. Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Важной особенностью мультимедиа технологии является её интерактивность, т.е. то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль. Очень эффективным является наглядное раскрытие содержания правил с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Использование электронных обучающих систем позволяет сократить непроизводительные затраты времени, повысить продуктивность учебной деятельности.

Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании предмета не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.