Содержание статьи
Исследовательская деятельность педагога дополнительного образования
в системе единой методической сети
Автор: Парачук Андрей Валентинович
Методист
г. Гомель, Республика Беларусь
Современной образовательной ситуацией востребована модель педагога, не только отвечающая требованиям квалификационной характеристики, но и готовая к отказу от привычных схем и стереотипов в поведении, восприятии и мышлении.
Роль педагога как исполнителя директив меняется на роль субъекта, модернизирующего воспитательный процесс. Включение в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ вызывает необходимость обогащения опыта творческой деятельности современного педагога теоретико-методологическими, проектными, конструктивно-методическими, профессионально-деятельностными, диагностическими, исследовательскими, прогностическими умениями.
«В современной парадигме управления одним из основных и неотложных путей повышения общественного производства является раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Это одна из сложнейших проблем нашего общества»,– указывает Г.С. Гавреева.
За профессиональными, креативными и инновационно устремленными кадрами – наше будущее, поэтому необходимо создавать условия для развития их творческой и инновационной устремленности в профессиональном росте. В качестве характеристик, присущих инновационному и творческому сознанию, выделяют высокий интеллектуальный потенциал, критическое отношение к действительности, устремленность на поиск альтернативы ее совершенству
Опыт работы с педагогами дополнительного образования в системе единой методической работы и анализ реальной практики свидетельствуют о том, что процесс личностно-профессионального развития педагога носит стихийный и спонтанный узко-прагматический характер, сводясь к отдельным креативным умениям.
Потребность в постоянном творческом развитии, саморазвитии и самореализации не стали нормой профессиональной жизни. В то же время реальные условия процесса повышения квалификации, способствующие освоению передового опыта, учету и использованию индивидуальных творческих особенностей педагога, активному взаимодействию с коллегами и преподавателями, взаимообмену идеями и результатами практики, усилению собственных инициатив в профессиональном самоопределении, непрерывности процесса профессионально-творческого развития и саморазвития используются не в полной мере.
Исследовательская культура педагога включает компоненты: творческий, ценностно-смысловой, методологический, теоретический, практический, инновационный.
Исследовательская работа педагога отражается на качестве и количестве исследовательских работ учащихся.
Технология организации процесса личностно-профессионального развития
педагога дополнительного образования
через исследовательскую деятельность
По мнению В.М. Лизинского структура организации педагогической, методической, исследовательской, психологической и организационной работы выглядит следующим образом.
1-й уровень. Методический совет во главе с директором учреждения. Экспертно-аттестационный совет.
2-й уровень. Методическая служба в составе заместителя директора, кафедры содержания, форм и методов образования, кафедры воспитательной и творческой деятельности, проблемных лабораторий, предметные кафедры, научное общество и педагогический клуб.
3-й уровень. Педагогические инициативные практико-ориентированные, научно-практические малые группы и собственно педагоги.
Современная методическая сеть учреждения образования включает в себя следующие виды деятельности: организационно-методическая, учебно-методическая, научно-методическая, инновационно-методическая.
Каждое из этих направлений имеет свою специфику и свои задачи. Научно-методическая служба предполагает обеспечение научно-исследовательских подходов в организации образовательного процесса, совершенствование и повышение профессионального уровня педагогов на основе достижений современной психолого-педагогической науки и непосредственно научно-практического опыта. Основными направлениями методической сети являются:
– непрерывное изучение достижений педагогической науки, теории и практики обучения и воспитания;
– усвоение научных методов диагностики учебно-воспитательного процесса и формирование у педагогов умения анализировать свою педагогическую деятельность на основе научных методов исследования;
– совершенствование анализа и планирования работы научно-методической службы исходя из современных научных подходов и приоритетов в развитии образовательного учреждения;
– совершенствование видов и форм диагностики и контроля уровня развития педагогического коллектива;
– активизация работы научно-методических подструктур, опытно-экспериментальной деятельности педагогов на основе полученных результатов диагностики и контроля;
– проведение научно-исследовательской работы;
– методическое сопровождение хода инновации в рамках учебного заведения;
– обсуждение результатов научно-исследовательской работы;
– создание передового педагогического опыта на основе ведущих идей современной психологии, педагогики и частных методик;
– публикация в педагогической печати материалов из опыта работы;
– сотрудничество с вузами и другими учебно-научными учреждениями;
– организация работы научного общества обучающихся;
– разработка программ и учебно-методических комплексов.
Таким образом, внедрение модели методического сопровождения педагогов дополнительного образования в рамках единой методической сети учреждений дополнительного образования способствует созданию современной информационной образовательной среды учреждения образования.
К конечной цели педагог может прийти, пройдя ряд ступеней. Конечный результат личностно-профессионального развития педагога можно представить как:
— Наличие индивидуального стиля педагогической деятельности.
— Разработка авторской программы, методики, технологии.
— Методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура педагога.
— Авторская педагогическая (диагностическая, воспитательная, методическая система).
Этапы работы педагогов в рамках единой методической сети
1 этап
Информационно-аналитический
Определение состава системы методической работы, то есть выбор методических объединений педагогов, творческих групп; формирование банка данных о методической работе педагогов. Консультации и собеседования с педагогами дополнительного образования и руководителями МО по проблематике проекта.
2 этап
Организационно-исследовательский
Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов системы методической сети, определение роли и места каждого структурного компонента внутри целостной системы; обеспечение деятельности педагогов по работе с обновлением содержания образования, в том числе методическое, дидактическое, издательское направления.
Изучение членами МО системы ценностей, которых придерживаются педагоги, соотнесение их с личными представлениями, выстраивание шкалы ценностей.
Выработка «ядра ценностей», имеющих важное значение в системе работы педагогов дополнительного образования, каждого объединения по интересам.
3 этап
Контрольно-диагностический
Создание методического взаимодействия, создание методических материалов по организации перехода учреждения дополнительного образования к деятельностному содержанию образования, рецензирование методических разработок педагогов, публикаций их исследований и работ.
Мы определяем исследовательскую деятельность как творческий процесс совместной деятельности субъектов (педагога и ученика)
ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• Согласование целей, заинтересованности, механизмов и действий всех субъектов инновационной деятельности;
• наличие действующих механизмов адаптации новых идей к конкретным условиям и возможностям;
• наличие специальных условий, стимулирующих и поддерживающих инновационную деятельность;
• создание специальной инфраструктуры инновационной деятельности – кафедр, лабораторий и т.д.;
• наличие постоянной и эффективной поддержки;
• наличие горизонтальных и вертикальных связей между участниками и организаторами инновационной деятельности, а также преемственность в целях, содержании и организации инновационной работы;
• предварительная подготовка кадров к профессиональному осуществлению инновационной деятельности.