Торжественное закрытие Года литературы
Автор: Гончарова Оксана Петровна
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ имени Карла Маркса» города Почеп Брянской области
Краткое описание: вечер закрывает ряд мероприятий, проведенных в школе в Год литературы.
Цель проведения: формирование и развитие личности, обладающей знаниями литературы и умеющей понимать прекрасное.
Задачи:
• воспитывать чувство уважения к культурному наследию своей страны и других народов;
• обобщить знания детей об основных родах и жанрах литературы;
• развивать стремление к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести);
• создать ситуацию успеха для детей, углубленно занимающихся изучением литературы, помочь им раскрыть свои творческие способности.
Материалы и оборудование: музыкально-акустическая система, 2 радио-микрофона, мультимедийная система, экран, ноутбук.
Для проведения вечера использовались материала Интернета: ролик «Плач Ярославны», музыка Фредерика Шопена «Сад Эдема», а также шаблоны презентаций с сайта «Педсовет», подготовленные Еленой Ранько (шаблоны наполнили уч-ся нашей школы), в презентацию «Басни» включены иллюстрации уч-ся 5 класса.
Оформление: зал украшен портретами поэтов и писателей разных времён и народов, высказываниями о пользе чтения, дети выступают в специально подготовленных костюмах.
Форма проведения: литературный вечер.
Участники: уч-ся 3-11 классов.
Ход мероприятия
Ведущий:
— Здравствуйте, дорогие взрослые и дети! Все мы знаем, что 2015 год был объявлен в России Годом литературы. «В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы», — говорится в тексте указа президента Российской Федерации В.В. Путина № 426 от 13 июня 2014 года.
Целью проведения в Российской Федерации Года литературы является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом.
По всей стране, и в нашей школе в том числе, прошло много интересных, познавательных мероприятий и акций, связанных с Годом литературы. И сегодня мы собрались с вами, чтобы торжественно завершить этот замечательный год. Предлагаем вашему вниманию несколько страниц из русской литературы, творчески представленных учащимися школы.
Ведущий:
— Страница первая — «Древнерусская литература».
(Слайд презентации «Древнерусская литература»). Скачать презентацию >>
Ведущий:
— Древнерусская литература занимает семь веков (период XI-XVIIвв.), это очень большой период.
— Обратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева – одного из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране, благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины — его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны:
“Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины”.
— “Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни” — так в своей работе Д.С. Лихачёв сформулировал черты литературы древнейшего периода русской истории.
— Живым явлением русской литературы, её славой до наших дней остаётся одно из ярчайших произведений древнерусского периода – «Слово о полку Игореве».
— Этот памятник литературы не только взволнованный призыв к единению Русской земли, не только рассказ о мужестве русского народа, не только плач о погибших, это ещё размышления о месте Руси в мировой истории, и связи Руси с другими народами.
— Отрывок из «Слова о полку Игореве» — «Плач Ярославны». Читает Сердюкова Лидия. (На фоне ролика «Плач Ярославны»)
Ведущий: (Слайд презентации «Детская литературара»)
— Без сомнения, у каждого из вас есть любимый писатель и любимая книга детства. Возможно, это Г. Х. Андерсен, Э. Т. А. Гофман, Д. Р. Киплинг, Астрид Линдгрен, Сергей Михалков, Агния Барто, Николай Носов, Ирина Токмакова. Все они разные, но все наполняют свои книги добром и радостью жизни. «Детским писателем,– утверждал когда-то В. Г. Белинский, – родятся, а не делаются.
— Итак, страница вторая – «Детская литература». Представят её нам учащиеся 3 класса.
Корней Иванович Чуковский. «Муха-цокотуха».
Ведущий:
— Страница третья – «Басни».
(Слайд презентации «Басни») Скачать презентацию >>
— Где есть конфликт, в жизнь басня вплетена:
Комедия иль водевиль, иль драма,
Иль рассмешит, иль дарит грусть она,
Проявит недостатки все упрямо.
Грех обличать – не надо делать проб:
Обидятся, хоть не покажут вида.
Хороший выход изобрёл Эзоп,
Ведь у зверей отсутствует обида.
Шли годы, к басне не прошла любовь,
Любили эти сказки неизменно,
Все темы брали в глубине веков,
Такими были басни Лафонтена.
Какие басни сочинял Крылов!
Не только звери в них, а есть предметы,
Звучат совсем иначе стрелы слов,
Чужды их пораженья и победы.
Хоть только сказка, но какое назиданье!
Чтоб светлый путь судьба простёрла вдаль,
И в жизнь не ворвалось суровое страданье,
У басни есть гуманная мораль.
Чтобы упорно в добрый путь стремились дети,
Красивой сказке верь или не верь,
Чтоб только радостною жизнь была на свете,
Пример покажет детям каждый зверь.
Для взрослых дивный свет откроет басня тоже,
Она – источник чрезвычайных мер,
Чтоб каждый понял, что к себе быть надо строже,
Животный мир даст для людей пример.
Нет в жизни ничего для каждого прекрасней,
Чтобы в судьбу не ворвалась беда,
Изжить свои все недостатки только басней,
Она научит доброму всегда. (По материалам Интернета)
Ведущий:
— Представляем вашему вниманию инсценирование басен Ивана Андреевича Крылова. Артисты – учащиеся 5 класса.
(Дети инсценируют басни «Ворона и лисица», «Демьянова уха»)
Ведущий:
— Страница четвёртая – «Прозаическая».
(Слайд презентации «Проза»). Скачать презентацию >>
— «Гигант Пушкин — величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним … беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Лев Толстой, неподражаемый Достоевский и, наконец, чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси... Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их» (М.Горький).
— Прозаическую страницу представляет творчество Чехова.
— Антон Павлович Чехов – «Хамелеон». Читают уч-ся 6-7 классов. (Дети читают выразительно рассказ.)
— Антон Павлович Чехов – «Ушла». Читают уч-ся 10 класса. (Дети читают выразительно рассказ.)
Ведущий:
— Страница пятая – «Драматическая».
(Слайд презентации «Драма»). Скачать презентацию >>
— Ни одна литература мира не обходится без такого рода, как драма. Русский национальный характер нашёл своё особое выражение в драматических произведениях.
— Николай Васильевич Гоголь. Отрывок из комедии «Ревизор». Выступают уч-ся 8 класса.
(Дети инсценируют последнюю сцену из комедии.)
Ведущий:
— Страница шестая – «Поэтическая».
(Слайд презентации «Поэзия»). Скачать презентацию >>
— Одно из самых древних искусств в истории человечества – поэзия. Когда родилась она, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так родились первые стихи.
— Поэтов называли пророками. Они пытались открыть тайну будущего с помощью только им подвластного языка, художественных образов. Так рождались Великие имена – Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин, Лермонтов, Ахматова, Есенин…
— Александр Сергеевич Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин». Читает Филипенко Ирина.
(Слайд презентации «Пушкин»). Скачать презентацию >>
— Александр Сергеевич Пушкин. «Памятник». Читает Иванов Леонид. (Слайд презентации «Пушкин»)
— Анна Андреевна Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием». Читает Исаева Александра.
(Слайд презентации «Ахматова»). Скачать презентацию >>
— Сергей Александрович Есенин. «Я усталым таким ещё не был…» Читает Захаров Максим. (Слайд презентации «Есенин» + музыка Шопена «Нежность»)
Чтец: — Отрывок из очерка Виктора Петровича Астафьева “Есенина поют”.
— “Дальний плач тальянки, голос одинокий…”
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого всё его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его…
А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью.
На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.
Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!
(Выступление уч-ся 11 класса – исполняют песню на слова Есенина, музыкальное сопровождение – гитара)
Ведущий:
— Сколько книг прочтено – не имеет значения,
но имеет значение очень давно
ежедневное, ежевечернее чтение,
еженощное – с лампой зажжённой – в окно.
— И пока круг от лампы на круглом столе
выключается только на позднем рассвете,
все в порядке на круглой и светлой Земле,
населенной читателями планете.
(Борис Слуцкий)
Ведущий:
— На этом наш вечер закончен. Спасибо всем за внимание и выступления.