Педагогические условия организации учебного сотрудничества в начальных классах

Педагогические условия организации учебного сотрудничества
в начальных классах

Автор: Михальченкова Александра Александровна
Учитель начальных классов первой квалификационной катерии
Смоленская область, г.Смоленск, ОГБОУ
«Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа I и II видов», Центр дистанционного образования
E-mail для связи с автором: [email protected]

Анализ передовой практики обучения показывает, что эффективность урока в начальных классах обуславливается, прежде всего, способностью учителя создать условия и организовать ситуации сотрудничества. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничестве вообще, следует иметь в виду наличие трех основных факторов взаимодействия учителя и ученика, взаимодействие учеников друг с другом в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей [1, с. 56].

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Важно установить основные особенности формирования малых групп. В их числе: разные учебные интересы, знания, навыки и умения учащихся; психологическая совместимость членов группы; в состав каждой группы должны входить ученики обоего пола; взаимозависимость членов группы между собой; личная ответственность каждого ученика не только за свои успехи, но и за успехи товарищей; особое внимание способам общения между членами группы; включение коллективных работ в системы контроля.

Можно выделить 3 режима работы в командах: коллективная работа, то есть вся группа работает над большинством или всеми заданиями; работа в подгруппах; индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнения результатов.

Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке является наиболее оптимальной, чем выбор и применение лишь одного из них.

В педагогической литературе существуют разные подходы к изучаемой проблеме. Большинству авторов целесообразно разбить класс на группы в 2-3 человека в составе каждой группы (есть сильный, средний и слабый ученики). Многолетние опыты показали, что группа из 4 человек обладает наибольшей работоспособностью. Такая группа наиболее удобна для внутригруппового общения.

Применительно к обучению в начальной школе Бодалев А.А. выделяет следующие важные аспекты гуманизации общения младших школьников:
1. Этап — знакомство с группой: беседы с родителями, учителями. Наблюдение за детьми. Составление карт индивидуализации для реализации личностно-ориентированного подхода к детям. Карты включают в себя информацию о ребенке (фамилия, имя, отчество, оценки по основным предметам, его полная/неполная семья, социальный статус, национальность), взаимоотношения с другими учениками, интерес к предмету, возможные сложности. Родители могут оказать помощь при выборе оптимального взаимодействия с ребенком, способствующее его развитию.

2. Этап – для учета интересов и желаний детей учитель предлагает детям выбрать, чем они хотят заниматься на следующем уроке. Дети обычно проявляют большой интерес при участии в подготовке урока. Учитель записывает пожелания детей и учитывает их в ходе работы.
Необходимо научить детей правильно взаимодействовать с другими учениками. Надо объяснить им важность выдвижения конфликтов и разногласий, правильно общаться. Учитель должен служить примером оптимального поведения и продуктивного решения конфликтов.
На этом этапе дети не только предлагают виды работ, но и количество времени на них.
3. Этап – конечной целью обучения является партнерство учителя и детей в работе на уроках. Когда организованно сотрудничество «учитель-ученик», отсутствие данного вида взаимодействия в режиме общегруппового взаимодействия невозможно, так как обычно разные виды отношений в сотрудничестве взаимосвязаны и реализуются вместе. Однако обучение детей взаимодействию в парах, подгруппе, необходимо.

Итак, организация группового сотрудничества является одним из важных средств гуманизации отношений среди младших школьников.

Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода.

Учитель может разнообразить творческим подходом применительно к своим ученикам, но при одном условии — четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве.

обрала и подробно изложила эти принципы в своей работе Е.С.Полат [2, с. 34]. Перечислим их:
1. Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять её состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, да и он скоро закомплексует.

4. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик. Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.

При взаимодействии учителя с учениками, деятельность учителя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников. На уроке учитель заинтересовывает учеников, вводит новый материал, объясняет те или иные явления, демонстрирует образцы, инструктирует, задает вопросы, требует ответов, организует и руководит работой учеников. Эти взаимоотношения учеников и учителя начинаются с первых дней школьного обучения.
Подавляющее преимущество фронтальной формы обучения, при которой основным отношением является «учитель-ученик», а совместная работа детей между собой встречается только в виде исключения, становится причиной того, что вместе с положительным опытом дети приобретают и «отрицательный». Некоторые из детей научаются тихо сидеть, но при этом не обращать внимание на действия других учеников, когда учитель не обращается к нему непосредственно, или ученик научается внимательно смотреть на учителя, но при этом молчать, не понимая вопроса. Он не скажет, что не понял вопроса и не попросит его повторить, т.к. он просто усвоил: «Если не можешь ответить, значит, не выучил урок и будет плохая оценка».

В сотрудничестве учителя и ученика особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников. Это является обязательной предпосылкой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае учитель опирается на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой.

Вывод: Таким образом, мы дали характеристику психологических особенностей двух типов сотрудничества («Учитель-ученик», «ученик-ученик»). Выделенные нами типы связаны между собой по степени сложности. Овладение каждой более простой формой сотрудничества является обязательным условием успешного овладения более сложной формой. Поэтому на уроках переходить к более сложным формам типов сотрудничества можно только тогда, когда обеспечено достаточно свободное владение всеми предыдущими способами взаимодействия.

Литература:
1. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху / Н.Ю. Посталюк. – М.: Высшая школа, 1992. – 356 с.
2. Полат Е.С., Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат. – М.: Просвещение, 2000. – 187 с.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.