Урок биологии царство грибов

ЦАРСТВО ГРИБОВ

Автор: Яковлева Раиса Васильевна
Учитель биологии.
КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Электронный адрес для связи с автором: [email protected]

Тема урока: Съедобные и несъедобные грибы.
Цель урока: Познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами и подвести к пониманию простейшей экосистемой.
Задачи урока: Дать новые знания о грибах , об их пользе и целебных свойствах.
= _Учить выделять сходство и различие =двойников=.
= Развивать внимание , наблюдательность , познавательную активность и самоконтроль.
= Совершенствовать коммуникативную речь учащихся.
= Воспитывать духовную культуру учащихся, любовь к природе, чувство ответственности за всё живое на земле.

*Речевой материал. Симбионт- полезны друг другу.
*Оборудование: рисунки , плакаты , карточки, таблицы,
Карандаши, ручки, таблицы.
1 Организационный момент.
=Работа дежурного.
=Вступление. Сегодня мы с вами совершим путешествие в храм природы с её обитателями . А урок начнём с замечательных слов Смирнова С.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами , тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!

2. Проверка домашнего задания.
= Ребята, у вас на столе лежат карточки № 2,читаем цепочкой.(записать загадки)????
=О чём были загадки? Назовите эти природные объекты одним словом.
=К какому царству природы мы их относим и почему?
***Сообщение ученика:
-Учёные долгое время считали , что « Грибы» относятся к царству «Растений». Но
Растения зелёные, а грибы нет. Затем в теле грибов были найдены питательные вещества. Которые находятся только в теле животного. Но на животных- грибы совсем не похожи. Тогда учёные отнесли грибы в особую группу «ЦАРСТВО ГРИБОВ».
=Правильно, грибов на планете насчитывают больше 100 000 видов.
Поэтому их и выделили в особую группу: ЦАРСТВО ГРИБОВ.
=Вспомните, какая бывает природа?
=Что относят к неживой природе?
=Что относят к живой природе?
=Почему растения относят к живой природе? Они неодушевлённые.
=Верно , всё, что растёт, дышит, питается, размножаетя — относится к живой природе.
= А к какой природе относятся грибы? И почему?
***Изучение нового материала.
* Сообщение темы и цели урока.
-Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
-Сегодня мы продолжим изучение этой темы и познакомимся с грибами съедобными и несъедобными.
-Узнаем полезны ли грибы для природы , человека, животных.
-Познакомимся с новым словом СИМБИОНТЫ.
-Подумаем , как человек должен относится к этой группе организмов.
-Повторим и узнаем новые правила поведения человека в ХРАМЕ ПРИРОДЫ.
**Записать число и тему урока.
(на доске расположены иллюстрации грибов . (ввести рисунки грибов)?????
=Посмотрите на эти рисунки. У всех ли грибов обратная сторона шляпки одинакова?
=На каких два вида по обратной стороне шляпки делят грибы?
=Правильно, на трубчатые и пластинчатые.

**Самостоятельная работа.
Задание№1. ТАБЛИЦА?????начертиь
=Выписать № грибов соответствующие :
-трубчатые -пластинчатые
***Проверка выполненной работы. Зачитывают ответы.=
=Почему иногда у грибов на обратной стороне шляпки бывают коричневые пятна?
***Да, ‘это споры органы размножения.
= А теперь поговорим о верхней стороне гриба.
=У всех ли грибов шляпка по цвету и форме одинакова?
=Почему разнообразный цвет у грибов?
Давайте подумаем вместе.
**Скажите, везде может расти:
а) подберёзовик, б) опёнок,

в) подосиновик г) белый гриб.
***Учитель: Оказывается с давних времен деревья дружат с грибами. Тонкие, длинные, белые нити грибницы под землёй тянутся к корням деревьев, оплетают их и срастаются с ними. ГРИБНИЦА- помогает дереву больше впитывать воды и минеральных солей , а дерево отдаёт грибам питательные вещества , которые образуются в листьях дерева ( сахар). Получается , что дерево и грибы помогают друг другу жить= хорошо = вместе.

С И М Б И О Н Т-
П о л е з н ы д р у г д р у г у.
**Запишите словарное слово и запомните , как оно пишется.
**А цвет во многом зависит от соседа дерева и питательных веществ , которые он получает от дерева.
=Вывод. Грибы растут только там .где есть деревья.

Задание№2. Найди соседа.
1-Б Е Р Ё З А 1-Б Е Л Ы Й Г Р И Б
2 –Е Л Ь 2-П О Д Б Е Р Ё З О В И К
3-О С И Н А 3-О П Я Т А
4 –С О С Н А 4 П О Д О С И Н О В И К
5-П Е Н Ь 5 –М А С Л Ё Н О К
***Ребята, назовите грибы , которые растут в ваших лесах?
-А в какой природной зоне мы живём?
-Так как мы живём в лесной зоне, то грибы у нас растут самые разнообразные.
-И сегодня мы поговорим о грибах нашего леса.
***Уитель… Люди издавна в пищу употребляли грибы.Про картофель они ещё ничего не знали, а вот грибы были любимым блюдом на столе. Грибы очень полезны по своим пищевым качествам. В них содержатся:
 — железо, кальций йод цинк фосфор
Белки жиры микроэлименты питательные вещества.
За эти ценные вещества и использует человек грибы в пищу.
Есть грибы более ценные, есть менее ценные , но каждый гриб имеет свою вкусовую ценность.
***А какой гриб вы бы предпочли бы всем остальным грибам , окажись сейчас в осеннем лесу? И почему?
=Да этот гриб в народе называют=Д О Р О Г И М . Когда его разрезают, то все части тела гриба =Б Е Л Ы Е. Его можно сушить жарить варить солить мариновать и он всегда остаётся белым. А вот его братья меньшие при срезе чернеют.
=БЕЛЫЙ ГРИБ , МАСЛЁНОК , ОПЯТА, ПОДОСИНОВИК , ПОДБЕРЁЗОВИК -
Можно — варить , солить , жарить ,сушить, мариновать.
=сырые грузди, лисички ,
сыроежки — можно солить сырыми.

***ВЫВОД.Грибы не только полезны человеку.
= Они помогают природе .
= Деревьям помогают брать дополнительно воду и минеральные соли.
= Участвуют в разложении растительных и животных веществ
= Способствуют разрушению старых пней и деревьев.

***Ребята, обратите внимание ещё раз на грибы,
-Что вы заметили необычного?
-В природе похожие грибы называют — Д В О Й Н ИКА- М И .
А эти грибы не просто двойники , а народ дал им название = коварные=.
-Найдите и назовите эти коварные двойники.
***работа в тетради.

КОВАРНЫЕ ДВОЙНИКИ,
Белый гриб Желчный гриб
Опята Ложные опята
Лисички Л ожные лисички

-А теперь вы должны запомнить их отличие друг от друга .
1.Белый гриб- 1 Желчный гриб- срез розовый.
Срез белый
2. -Лисички- шляпка жёлтая 2 Ложные лисички- шляпка
С коричневыми пятнами. Оранжевая с розовым оттенком.
3 Опята – юбочка на ножке 3 -Ложные опята- нет юбочки
И приятный запах. И запах неприятный.
=**Есть и другие отличия , вы их найдёте прочитав параграф дома.
=Почему эти грибы называют -коварными двойниками?
=Какими ещё словами можно их назвать?
=Назовите ядовитые грибы нашего леса. Почему их так назвали?
=А теперь назовите несъедобные грибы.(
А.грибы растущие у дорог.
Б. старые грибы.
В. Червивые грибы.
Г. Те которые мы незнаем.
-Эти грибы можем отнести к ядовитым?-
=Правильно -нет.!
=ВЫВОД.Но эти грибы опасны для жизни человека , поэтому собирать и употреблять их в пищу нельзя! Это нужно запомнить!
=А теперь выпишите в тетрадь грибы по теме урока.
Съедобные Несъедобные
1 1
2 2
3 3
4 4
=Взаимопроверка.

***ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

=Ядовитые грибы — опасны для жизни человека.
А для животных они являются -лекарством.
=Лоси , козы , хищные животные , да и домашние животные не прочь полакомиться мухоморчиком . Мухомор полезен для животных , он убивает у них глисты, очищает печень , желудок.

***РЕБЯТА, в храме природы всё взаимосвязано.
Находясь в нём, нельзя наносить ПРИРОДЕ вред.
=Наконец , давайте сделаем вывод, кому и какую пользу приносят- грибы?

Г-----------ПРИРОДА------- деревьям воду , минеральные соли,
Р Участвует в переработке почвы,
И Санитары леса.
Б----------ЧЕЛОВЕК--------питание.
Ы---------животные-------питание , лечение.

=Какие правила должен знать грибник?
1* Нельзя сбивать и топтать ядовитые и несъедобные грибы.
2*Собирать только те грибы ,которые хорошо знаешь, что их можно употреблять в пищу.
3*Грибы срезать только ножом.
4*Какие грибы занесены в красную книгу?

****ЗАКРЕПЛЕНИЕ изученного материала.
--вопросы для закрепления.
1. В какую группу учёные выдлили гриб ы?
2.На какие две группы делятся грибы?
3.В чём ценность грибов?
4.Что такое симбионты?
5.Назовите : а,) ядовитые грибы;
Б) несъедобные грибы;
В) съедобные грибы;
Г) двойники, как их ещё называют?

***ВЫВОД: Логда вы приходите в Храм ПРИРОДЫ , не забывайте, о том , что вы в нём ГОСТИ ЛЕС легко раним. Он страдает от вмешательства ЧЕЛОВЕКА в его жизнь.
ПОМНИТЕ это! И не причиняйте ему вреда!
__Итоги урока. Учитель оценивает знания учащихся. Выставляет оценки в журнал.

****Домашнее задание:
-1—группа—прочитать текст, знать грибы нашего леса, выписать соседей.
2—группа—прочитать текст , запомнить ядовитые грибы нашего леса.
Запомнить словарные слова и их значение.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.