Роль подвижных игр в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Роль подвижных игр в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Лейс Наталья Анатольевна
Учитель-логопед
МБОУ СОШ №2 им. И.И. Тарасенко, станица Выселки,
Выселковского района, Краснодарского края

Игра – основной источник знаний для ребенка. Она выполняет две главные функции: во-первых, через игру ребенок познает мир и развивает умственные способности; во-вторых, во время игры находят выход энергия и эмоции ребенка. Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки.

Подвижные игры, используемые в работе с детьми логопедических групп, можно разделить на три условные категории:
способствующие развитию фонематического восприятия;
— направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
— для активизации словарного запаса.

Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, учитель-логопед сможет решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.
Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнездышках» учитель-логопед закрепляет умение детей делить слова на слоги.
Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр — заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую школьники изучают на логопедическом занятии. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы учителя-логопеда.

Игры, способствующие развитию фонематического восприятия

«Волшебный колокольчик»

Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать громкие и тихие звуки; воспитывать самостоятельность.
Оборудование:
колокольчик.
Учитель-логопед предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.
Детии идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо — дети приседают, когда громко — бегут по кругу.

«Ушки на макушке»

Цели: развивать слуховое внимание, умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик; воспитывать быстроту реакции.
Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик.
Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, они выполняют движение, заранее названное логопедом: «Услышите звучание бубна — попрыгайте на месте, погремушки — покружитесь, колокольчика — поднимите руки».

«Цветы и пчелки»

Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки; воспитывать честность, выдержку.
Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы и квадраты.
На полу разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.
Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети подбегают к зеленому цвету, берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зеленый цветок.

«Живая стрелка»

Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.
В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему характеристику.

«Умный мячик»

Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.
Оборудование: синий и зеленый мячи.
Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с мягким звуком (например, пила).

«Ловишка»

Цели: развивать фонематический слух; формировать быстроту и ловкость движений; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: фанты (мелкие игрушки) для каждого ребенка.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий — ловишка. Играющие идут по кругу со словами:
Вместе дружно мы играем,
От ловишки убегаем.
Поскорей за мной беги,
Раз, два, три — лови!
На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий забирает у них фанты и отдает их взрослому.
Логопед дает задание каждому фанту.
Например:
— повторить цепочку слогов: са-са-за, зо-со-зо;
— из трех слов назвать только слово со звуком [с]: зонт, санки, коза;
— назвать первый звук в следующих словах: зима, сом, замок, сито.

«Найди себе пару»

Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух, быстроту реакции.
Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка — удочка, коза — коса, миска — мишка, крыша — крыса.
Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. В руках у них карточки с картинками. По сигналу логопеда шеренги начинают двигаться навстречу друг другу. По следующему сигналу каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет изображение на своей карточке.

«Один, два, три»

Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; упражнять в построении и перестроении; развивать произвольность внимания.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.
Дети расходятся по группе. По сигналу логопеда «Внимание!» дети смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками — в зависимости от количества слогов в слове.

«Найди свой домик»

Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами; предметные картинки; сундучок.
В разных местах группы расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.
Дети по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу логопеда школьники разбегаются по группе, а по следующему сигналу находят домики, где будут жить их картинки.
Следующая игра будет способствовать закреплению навыков чтения.

«Выложи слово из букв»

Цели: закрепить знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; формировать умение прыгать на одной ноге; развивать ловкость, быстроту, умение работать в коллективе.

Оборудование: набор кубиков с изображением букв, предметные картинки, две подставки.
Дети разбиваются на две команды, игроки каждой из которых выстраиваются у подставок. На противоположной от команд стороне группы на стульях лежат кубики с буквами. Логопед для каждой команды выставляет на подставке картинку с изображением какого-либо предмета или объекта (например, маки или розы). По сигналу взрослого дети по очереди на одной ноге прыгают за кубиком, возвращаются обратно и ставят на подставку кубик с нужной буквой. Каждая команда складывает слово из принесенных кубиков, читает его и объясняет значение. Выигрывает команда, игроки которой допустили минимальное количество ошибок.

Игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи

«Прятки»

Цели: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать пространственные представления.
Оборудование: игрушки.
Логопед закрывает глаза и произносит следующие слова:
Разбегайтесь-ка, ребятки,
Начинаем играть в прятки.
Спрячь игрушку далеко,
Не найдет ее никто!
Дети берут игрушки со стола, разбегаются по группе и прячут их в разных местах.
Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может найти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т.д.
Игра повторяется несколько раз.

Игра-эстафета
«Собери предложение»

Цели: закреплять умение составлять предложение из отдельных слов с предлогом; формировать умение прыгать на двух ногах; воспитывать самостоятельность; развивать быстроту реакции.
Оборудование: 8 обручей, флажки, картинки, схемы предлогов, глаголов.
Дети разбиваются на две команды, игроки выстраиваются в две колонны. Перед каждой колонной лежат четыре обруча. По сигналу логопеда один ребенок из каждой колонны прыгает из обруча в обруч, занимая их по очереди и забирая из них картинки и схемы. Например, в первом обруче находилась картинка с изображением воробья, во втором — схема предлога на, в третьем — картинка с изображением дерева, в четвертом — картинка с изображением молоточка (обозначающего глагол).
Взрослый называет слова для первой команды: воробей, на, дерево, сидит, затем слова для второй команды: под, стол, лежит, кот. Далее предлагает командам составить из этих слов предложение и для каждого слова занять нужный обруч.
После выполнения задания команда, допустившая наименьшее количество ошибок, получает флажок.
На втором этапе игры раскладываются новые картинки и схемы. Например: рыбы, аквариум, схема предлога в, молоточек; мальчик, схема предлога из, молоточек, дом.

Игры для активизации словаря детей

«Найди свою маму»

Цели: закрепить в словаре детей названия домашних животных и их детенышей; учить по сигналу изменять направление движения; развивать быстроту реакции.
Оборудование: маски домашних животных и их детенышей.
Дети разбиваются на пары: «корова» с «теленком», «коза» с «козленком», «кошка» с «котенком» и т.д. Логопед предлагает школьникам представиться: «Я корова, а я теленок. Я лошадь, а я жеребенок» и т.д.

Взрослый произносит следующие слова:
Вышли мамы погулять,
Своих деток показать.
Дружно ноги поднимают,
Головой своей кивают.
Побежали по дорожке,
Не устанут наши ножки.
Дети выполняют движения, перемещаясь по группе.
Налетела тучка темная,
Загремел весенний гром.
Наши детки испугались,
По лужайке разбежались.
Дети-детеныши разбегаются по группе и прячутся в разных местах.
Снова солнышко сияет
И гулять всех приглашает.
Стали мамы деток звать,
Малышей своих искать.

Логопед предлагает по очереди детям, изображающим животных-мам, позвать своих деток.
«Корова»: «Му-у-у». «Теленок» выходит к «маме», подражая мычанию настоящего теленка: «Му-у».
«Свинья»: «Хрю-хрю-хрю». «Поросенок» ей отвечает: «Хрю-хрю-хрю» и подбегает к своей «маме-свинье» и т.д.

«Игра-эстафета «Накроем стол»

Цели: активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»; закреплять умение различать кухонную, столовую, чайную посуду; развивать выдержку, умение начинать движение по сигналу взрослого.
Оборудование: игрушечные посуда, газовая плита, два стола.
Дети разбиваются на три команды, игроки выстраиваются в три колонны. Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья ставит на плиту кухонную посуду.
На большом столе вперемешку стоят отдельные предметы трех видов посуды. Логопед дает задание: «Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья — выбирает кухонную посуду и ставит ее на газовую плиту».
По сигналу взрослого один ребенок от каждой команды подбегает к столу и выбирает нужную посуду.
Выигрывает команда, игроки которой безошибочно и быстрее всех выберут нужную посуду.

«Во саду ли, в огороде»

Цели: закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах; упражнять в беге по кругу, в выполнении движения по сигналу взрослого; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: муляжи овощей, фруктов, ягод; три обруча, корзинки.
Дети делятся на три группы и каждая встает вокруг своего обруча, в них разложены муляжи овощей, фруктов, ягод.
Логопед произносит следующие слова, после которых, дети начинают бег друг за другом вокруг обручей:
Во саду ли, в огороде
Сбираем урожай.
Стоп! В мою корзинку
Любой овощ полезай!

С последним словом, произнесенным взрослым, дети берут муляж любого овоща из своего обруча. Логопед подходит к некоторым школьникам задает вопросы, например: «Что ты сделала, Лена?» — «Я выкопала картошку».
— Ваня, что ты положил в корзинку?
— Я положил в корзинку капусту.
— Света, какого цвета твой помидор?
— Красного.
Взрослый дает оценку правильности выполнения задания.

Дети снова встают по окружности своих обручей и начинают вокруг них прыгать на двух ногах:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай.
Стой на месте!
Быстро, быстро ягодку
срывай!
Взрослый спрашивает школьников, какие ягоды они сорвали.
В третий раз дети идут на носочках вокруг своих обручей:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай
Стой! С любого дерева
Фрукты собирай!

Логопед задает детям следующие вопросы: «Какой формы яблоко? Какого цвета груша? Какой по вкусу лимон?»

В конце игры логопед предлагает одной группе детей положить в обруч из своих перелетные птицы, игроки надевают шапочки с изображением этих птиц.
«Птицы» выстраиваются в две шеренги возле веревки, спиной друг к другу. Напротив каждой шеренги устроены кормушки с зернами для птиц (маленькие кубики).
По сигналу логопеда «Зимующие птицы!» дети, изображающие зимующих птиц, бегут к кормушке, чтобы взять «зерно». Перелетные птицы догоняют зимующих, стараясь дотронуться до них рукой. Осаленный таким образом ребенок останавливается. Затем зимующие птицы догоняют перелетных. Выигрывает команда, собравшая таким образом больше «зерен».

В процессе выполнения задания дети проговаривают названия овощей, фруктов и ягод, которые они выложили из своих корзинок в обручи. Взрослый отмечает команду, которая быстрее справилась с заданием и допустила минимальное количество ошибок.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.