Влияние использования нестандартного массажера из конских волос на формирование интереса младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Влияние использования нестандартного массажера
из конских волос на формирование интереса
младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Автор: Гоголева Мария Аммосовна
Учитель физической культуры высшей квалификационной категории
МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа № 2»,
г.Покровск, Хангаласский улус, Республика Саха (Якутия)

Скачать презентацию в программе Power Point «Нестандартные массажеры» >>

Введение

Во всестороннем развитии личности важное значение имеет физическое воспитание. Однако, в условиях социально-экономических реформ, проводимых в нашей стране, было ослаблено внимание к развитию физической культуры и спорта, что привело к ухудшению учебно-материальной базы, повышению уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, значительному возрастанию нарушений в эмоционально-волевой сфере.
Главная цель учащихся — разностороння физическая подготовленность, быстрое и эффективное овладении своей профессией, нужными трудовыми навыками и действиями. Чем многограннее будет физическая подготовленность школьников, чем большим числом двигательных навыков они овладеют, тем легче будет достигнута эта цель.
В школьных спортивных залах морально устаревшее спортивное оборудование, не позволяющее увеличить плотность урока, снять психологический барьер в обучении.
Решение этих проблем можно решить с помощью использования нестандартного спортивного массажера в процессе физического воспитания. Но при этом необходимо учитывать, что нестандартное спортивные снаряды должны отвечать основным требованиям, предъявляемым к спортивному оборудованию, а именно:
 — способствовать повышению эффективности занятий;
 — быть доступным для лиц разной физической подготовленности;
 — способствовать развитию всех мышечных групп и большинства физических качеств ученика;
 — быть простым в изготовлении, удобным и надежным в эксплуатации, легко обслуживаться;
 — занимать минимальную площадь.
Актуальность: в настоящее время в школах морально устаревшее спортивное оборудование, которое не позволяет эффективно проводить уроки физической культуры. Вследствие этого у детей падает интерес к урокам физкультуры. Чтобы повысить уровень посещаемости и интереса у детей на занятиях преподаватели физической культуры используют нестандартное оборудование.
Неудовлетворительное состояние окружающей среды, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных привычек. Бесспорными и общепринятыми стали принципиальные признания научной общественностью, имеющие основополагающее значение: этнопедагогика — педагогика национального спасения, всеобщей любви, всеобщей мудрости, педагогика естественная личностно-ориентированная, педагогическая религия. Все выше перечисленные факторы привели к снижению позиции здоровья в общей структуре ценностей личности. Основной упор на народные педагогические традиции был сделан I Президентом Республики М.Е.Николаевым.
Актуальность вышеизложенной проблемы определила идею сделать нестандартные массажеры из конских волос, и применить их на уроках физкультуры в оздоровительных целях.
Цель: выявить влияние использования нестандартного массажера на формирование интереса школьников на уроках физической культуры.
Задачи:
1.Раскрыть процесс влияния использования нестандартного массажера на формирование интереса;
2. Дать определение массажеру;
3.Рассмотреть общую характеристику интереса учащихся;
4.Рассмотреть применение нестандартного массажера на уроках физической культуры;
5.Разработать методические рекомендации по использованию нестандартного массажера.
Объект исследования: формирование интереса у детей.
Предмет исследования: формирование интереса к урокам физической культуры под влиянием использования нестандартного массажера.
Гипотеза: при использовании нестандартного массажера формирование интереса на уроках физической культуры будет повышено.
Методы исследования: опрос, анкетирования.

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 7 до 11 лет. Этот возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата.
Сначала у школьника формируется интерес к самой учебной деятельности, без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у него интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний.
Развитие интересов идёт от интересов к отдельным фактам. Во-первых, всемирно развивать проявившиеся способности, во-вторых, создавать условия для активного формирования интересов.
У детей занимающихся физической культурой формировать интерес можно через нестандартные оборудования. Данное нестандартное оборудование вызывает интерес тем, что его формы могут быть необычны,с лёгкостью могут работать с ними. Для младшего школьного возраста характерно любопытство «Что, где, лежит?», «Из чего это сделано?» . Заставить заинтересовать трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Этот путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренний стимул к учёбе и эти стимулы можно поддерживать через нестандартные оборудования.

РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО МАССАЖЕРА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Валяние – самая древняя на земле техника изготовления шерстяных изделий.
В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака.
Для валяния используется шерсть многих видов животных: овец, коз, верблюдов, яков, лам, кроликов, зайцев, собак и кошек. Шерсть животных состоит из покровного волоса и подшерстка (подпуши).
Но имея такой материал как конский волос, можно использовать и конский волос методом валяния.
1.Валяние иглами – это уплотнение шерсти специальными иглами с насечками, которые подцепляют и спутывают волокна. Этот способ валяния напоминает лепку и позволяет получать объемные изделия.
2.Валяние с помощью мыла – обильно пропитывают мыльным раствором, уминают и тщательно трут руками. При этом Волокна плотно переплетаются и под действием щелочной среды сокращаются. Получается полотно – войлок. Таким образом, можно изготавливать плоские изделия: коврики, панно, гобелены, шарфы, полотно для раскроя и многое другое.
3.Валяние в стиральной машине осуществляется при помощи формы обвалки. Это самый простой способ валяния, который практически не требует никаких физических усилий (см.приложение 1).
Применение нестандартного массажера из конского волоса на уроках физкультуры является важной составной частью физического воспитания, прекрасным средством гигиены тела, профилактики заболеваний и оздоровительным эффектом.
В ходе исследования использовали следующие методы: технология работы с конским волом, техники валяния, техника изготовления массажера, анкетирование, статистическую обработку полученных данных.
Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.
Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа саха. Известны образцы ковриков, элементы конской упряжки, всевозможные элементы быта, выполненные в технике «соруо». В изделиях естественный теплый свет волоса из грива жеребенка, его нежность и мягкость, позволяет создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая точно ложится в цветовую философию мировосприятия народа саха.
В последнее время интерес к изделиям конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные свойства, и оберегающие свойства. Технология работы с конским волом. Работа с конским волосом является трудоемкой и трудной для школьников. Не у всех есть возможность работать с конским волосом, поэтому решили облегчить и упростить работу с конским волосом путем валяния. Валяние или валка — процесс изготовления изделий из натуральной шерсти путем сцепления и переплетения и ее волокон .
Для реализации этого нами разработаны следующие методические рекомендации:
 — нестандартные массажеры должны быть практичным, удобным и легко применяемым в использовании;
 — при изготовлении нестандартного массажера привлекать учащихся;
 — сочетать использование стандартного и нестандартного оборудования;
 — нестандартный массажер должен соответствовать правилам техники безопасности;
 — обязательно проверять исправность, целостность нестандартного массажера в начале и в конце урока.

2.2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ С НЕСТАНДАРТНЫМ МАССАЖЕРОМ

Порядок работы учащихся, т.е. выполнение ими физических упражнений, также можно условно разделить на три способа:
1) одновременное,
2) посменное,
3) поочередное.
Преимущества применения нестандартного массажера из конских волос:
 — способность справляться с последствиями психических стрессов и уменьшая подверженность депрессии;
 — вовлечение эмоциональной сферы;
 — уменьшение заболеваний;
 — повышение работоспособности.
Данная система активно включает эмоциональную сферу, тренирует нервную систему, опорно-двигательный аппарат, положительно влияет на состояние здоровья занимающихся.
Применили 2 вида массажа:
 — лечебный;
 — гигиенический.
Массаж может быть общим, когда массируют все тело и местным, когда массируют какую-либо часть тела, массажеры из конского волоса оказывают механические воздействия на ткани. Под действием массажа может повышаться или понижаться возбудимость нервной системы в зависимости от функционального состояния и методики массажного воздействия.
Упражнения на восстановление и укрепление организма применяемых на уроках физической культуры под музыку якутских авторов. (см.приложение
Выбор способа размещения ребят и выполнения ими физических упражнений на уроке с использованием нестандартного массажера зависит от поставленных задач, от уровня подготовленности обучаемых, от оснащенности мест занятий и др.
Так, при решении задачи обучения двигательным действиям значительное количество времени уходит на объяснение и показ упражнений, разбор типичных ситуаций, возможных при выполнении упражнения.
Такие уроки повышают интерес ребят к занятиям.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе использованы следующие методы исследования:
1.Опрос
2.Анкетирование.
По результатам устного опроса по изучению нестандартного массажера узнали, что этот массажер им не знаком, хотя сразу нашли применение. В своей работе использовали анкетирование. Анкетирование является самым распространенным методом в исследовании.

Результаты организации исследования:
В исследовании приняли учащиеся 2а и 2б класса по 8 человек, из основной и подготовительной группы. В процессе занятий в заключительной части были применены нестандартные массажеры из конских волос для восстановления организма.
Для определения эффективности занятия и определения состояния здоровья была составлена анкета, где учащиеся записывали данные, итак:
№ Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 «а» +8 8 8 3 8 6 — 8 8 8
2 2 «б» +8 8 8 2 8 8 — 8 8 8

1. Реакция на массажер (+ и -).
2. Жарко (после массажа)
3. Колит.
4. Больно.
5. Стало тепло.
6. Быстро нашли применение.
7. Отказались выполнить упражнение.
8. Весело.
9. Покраснение на теле.
10. Интерес выполнения.
Результаты исследований показали, что применение нестандартного массажера из конских волос на уроках физкультуры повысил интерес к уроку, отношения к своему здоровью, знание традиций и обычаев своего народа, массаж активизирует защитно-приспособленные механизмы организма, оказывая положительное влияние на процесс выздоровления при различных заболеваниях. Массаж может выполнить любой человек в целях улучшения своего здоровья, повышения работоспособности, снятия возбуждения и более быстрого восстановления работоспособности и профилактики заболеваний. Учитывать возрастные особенности и к этому предлагаем нормы времени по массажу, так как массажер сделан из шерсти животного происхождения.
Массаж можно проводить в сочетании с зарядкой, разминкой, восстановлении в форме самомассажа. Практика показала, что учащиеся начальных классов на занятиях по физической культуре применения нестандартные массажеры из конских волос повысили интерес к уроку:
Выводы:
Решив поставленные задачи, мы пришли к следующим выводам:
1. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что использование нестандартного оборудования возможно на уроках физкультуры и является одним из средств формирования интереса.
2. В результате использования нестандартного оборудования у детей меняется отношение к урокам, учителю и оборудованию.
3. Формирование интереса зависит не только от используемого оборудования, но и от правильно применяемых методов и средств учителем в зависимости от вида урока.
4. Уроки с использованием нестандартного оборудования повышают интерес к урокам физкультуры больше, чем уроки с нестандартным оборудованием.
Для реализации этого нами разработаны следующие методические рекомендации:
• нестандартный массажер должен быть практичным, удобным и легко применяемым в использовании;
• при изготовлении нестандартного оборудования привлекать учащихся;
• сочетать использование стандартного и нестандартного оборудования;
• нестандартное оборудование должно соответствовать правилам техники безопасности;
• обязательно проверять исправность массажера в начале и в конце урока.

Заключение

Через упражнения с нестандартным оборудованием развивается творчество. Дети сами могут придумывать интересные упражнения с данным инвентарём. Они повышают свою творческую деятельность, и всё больше заинтересовываются в занятиях физической культурой.
Таким образом, если грамотно использовать нестандартное оборудование на уроках физической культуры, то проблем обучению станет намного меньше, и детям будет более интересно заниматься на них.
Нестандартное спортивное оборудование удобно и легко применяется на уроках, прививает интерес и любовь к занятию, снимает психологический барьер у детей. Дети бережнее относится к инвентарю, повышается плотность урока, повышается качество обучения. Так же при использовании такого оборудования происходит влияние на формирование интереса младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Происходит удовлетворение интереса, который может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремленности. И при этом дети, испытывающие состояние удовлетворенности на уроках, работают на них ради своего физического совершенствования, а не удовлетворенные ходят ради оценки и для избежания неприятностей.
Я считаю, что гипотезу, которая нами была выдвинута, достигла своих подтверждений. С использованием нестандартного массажера у детей начинает формироваться интерес к урокам физкультуры.
Это ни в коей мере не противоречит фундаментальной формуле: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что – либо другое» (К.Д.Ушинский). Справедливость этой формулы можно доказать обращением к «золотому правилу» этнопедагогики: без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет не духовности, без духовности –нет личности, без личности – нет народа.
Таким образом, использование нестандартного массажера в школе позволяет создать необходимые условия для реализации индивидуального, дифференцированного подхода в обучении, повысить уровень познавательной активности учащихся, обеспечить комфортные условия для всестороннего развития личности, сформировать потребность в культуре движений, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье, что у детей формируется интерес к урокам физической культуры.
Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу, учитывая результаты нашего исследования мы пришли к выводам, что использование нестандартного массажера является важным условием в формировании интереса.

Список использованной литературы:
1. Алексеев Н.И., Афанасьев В.З., Бессуднов А.И. Физическая культура. — М.: «Просвещение», 1995.
2. Барышников В.Я. Мы выбираем физическую культуру. — Екатеринбург, 2007.
3. Вавилов Е.Н. Учите бегать, прыгать, ползать, метать. — М.: «Просвещение», 1997.
4. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. — Я.: Издательский центр «Гринго», 1996.
5. Вишнев В.Е. Физическая культура в школе // Педагогика, 2003. — №4
6. Гладышев А.А. Многокомплексные гимнастические снаряды. — М.: «Просвещение», 2004.
7. Горбунов А.И. Физическая культура в школе // Педагогика, 1989 — №11
8. Готовцев П.И. Лечебная физкультура. – М., 1987.
9. Джамгарова Т.Т., Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. — М., 1999.
10. Дубровский В.И. Спортивная медицина. — М.: Издательский центр «Владос», 2002.
11. Кычкин Л.Н. Применение нестандартного оборудования для физического воспитания. – Якутск: 2007.
12. Лепешкин В.А. Физическая культура в школе // Педагогика, 1990. — №6
13. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.
14. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Под редакцией Железняка Ю.Д. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
15. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 1998.
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: «Просвещение», 1998.
17. Субботин А.Д. Массаж. — М., 1987.
18. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: «Просвещение», 1998.
19. Фиснеков Б.И. Физическая культура в школе // Педагогика, 2003
20. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. «Гигиена и здоровье школьника» изд. «Просвещение», 2000.
21. Шишкина В.А. Движение + движение. – М., 1992.

Приложение 1.

Мокрое валяние: техника изготовления.
Пошаговая инструкция:
Шаг 1. Прядь конского волоса вымыть, просушить.
Шаг 2. Прядь конского волоса скатать в плотный шарикообразный комок. Если необходимо изготовить несколько шариков одинакового размера, подготовьте одинаковые кусочки шерсти.
Шаг 3. Намочить конский волос в теплом мыльном растворе и начните приглаживать шерсть пальцами. Когда шарик станет достаточно тугим и перестает разворачиваться, начните катать его между ладонями, постепенно увеличивая силу нажима, чтобы получился плотный упругий шар.
Шаг 4. Когда шарик достигнет желаемой плотности, прополощите его в теплой воде и высушите.
Шаг 5. Изготовьте необходимое количество шаров и нанижите их на прочную нить, концы нити закрепите. По ходу работы можно немного корректировать вид шарика, добавляя нужный цвет. Присоединить новую порцию шерсти, волоса можно только на первых этапах валяния, пока поверхность шарика не уплотнилась.
Пока материал до конца не просох, ему можно придать желаемую форму. Нужно очень плотно сваливать шерсть, необходимо только чтобы волокна сцепились и не развалились.
Сухое валяние: техника изготовления.
Пошаговая инструкция:
Шаг 1. Взять прядь конского волоса размером примерно в ладонь, свернуть в плотный жгут, концы подвернуть вовнутрь и интенсивно фильцевать толстой иглой.
Шаг 2. Когда деталь станет достаточно плотной, тонкой иглой придать нужную форму.
Шаг3. Свалять округлую форму. Плотно сложенный комок начать фильцевать иглой.
Чем туже будут затянуты узлы, чем дольше прослужит массажер. Поверх следов от нити прифильцуйте небольшие кусочки шерсти, маскируя стежки и узелки.

Приложение 2.

Упражнение 1.
Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки перед собой.
1-2-3-4 и 5-6-7-8-поглаживание продольно, затем поперечно (успокаивает, снимает эмоциональное напряжение, способствует расслаблению мышц).
Упражнение повторить 5-6 раз.
Упражнение 2.
1. Исходное положение – стойка, ноги врозь, массажер на левой (правой) руке
1-2-3-4 –поглаживание зигзагообразно, затем спиралевидно.
Упражнение повторить 4-5 раз.
Глубокое поглаживание всегда проводят по ходу лимфатических сосудов по направлению к лимфоузлам.
Упражнение 3.
1. Исходное положение – стойка , ноги врозь, массажер на левой (правой) руке
1-2-3-4 и 5-6-7-8 Растирание шеи, плеча (увеличивает подвижность тканей, растяжение, размягчение рубцовой ткани, сухожилий, связок, увеличивает приток крови к тканям, уменьшает боли).
Упражнение повторить 5-6 раз.
Упражнение 4.
1. Исходное положение – стойка, ноги врозь, массажер на левой (правой) руке
1-2-3-4 и 5-6-7-8 Разминание коленного сустава (этот прием используют при массаже мышц конечностей, оказывает возбуждающее действие, улучшает кровоток и лимфоток).
Упражнение повторить 6-8 раз.
Упражнение 5.
1. Исходное положение – стойка, ноги врозь, массажер на левой (правой) руке
1-2-3-4 и 5-6-7-8 Вибрация (сотрясение – пунктирование).
(прием выполняют нежно, не вызывая болезненности, расслабление мышц, снятию утомления, восстановление глубоких рефлексов, улучшает отток лимфов, снимает боль, отечность).
Упражнение выполнять 4-5 минут.

Приложение 3.

При соблюдении дозировки выполнения массажа можно получить положительный эффект оздоровления учащихся:
1. Массаж мышцы шеи (взрослый 1-4 мин., дети 1-2 мин.)
2. Массаж плечевого сустава (1-4 мин.,1-2 мин.)
3. Массаж локтевого сустава (1-4 мин., 1-2 мин.)
4. Массаж кисти и предплечья (1-3 мин., 1-2 мин.)
5. Массаж области позвоночника (1-5 мин.,1-3 мин.)
6. Массаж нижней конечности и поясницы (1-5 мин., 1-3 мин.)
7. Массаж коленного сустава (1-4 мин., 1-2 мин.)

Скачать презентацию в программе Power Point «Нестандартные массажеры» >>

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.