Количественные числительные.
Склонение количественных числительных.
(урок русского языка в 6 классе)
Выполнила Андросова Светлана Владимировна
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия станицы Ленинградской Краснодарского края.
Тип урока: урок изучения нового материала. Программа В.В.Бабайцевой.
Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества. Мотивируют школьников на активную учебную деятельность в течение всего урока.
Цели урока. 1.Создать условия для систематизации знаний учащихся об имени числительном
2. Развить умение находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного, использовать числительное в речи.
3.Способствовать развитию логического мышления, памяти
Оборудование: компьютер, слайды
Ход урока
1. Орг. момент
-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест.
2. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Нас сегодня ждёт необычный урок. Мы убедимся, какая это важная часть речи – имя числительное, ведь задача нашего урока: узнать, как склоняются количественные числительные и научиться склонять их правильно. Ещё мы должны проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли вы употребляете их с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения.
3.Объяснительный диктант. Объяснить орфограммы, встречающиеся в словах. Слайд № 1
Кто-нибудь из вас был на море? Я встретился с морем этим летом и до сих пор не могу забыть впечатления от этой встречи. Море – это что-то живое, изумительно красивое, завораживающее. У берега моря не хочется ни о чем говорить, не хочется кого-либо слушать, а хочется стоять и смотреть. Кажется, что это не вода, только не знаешь, с чем сравнить море. Никакие сравнения не могут передать чувства, которые испытываешь.
Сделать вывод. Какие орфограммы вы выделили? Какие пунктограммы вам встретились?
4.Объяснение нового материала. Слайд № 2.
А) Числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительное КОСТЬ;
Б) У числительных 40, 90, 100 две формы:
И.п.
Сорок, девяносто, сто
В.п.
В остальных падежах: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА.
В числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот при склонении изменяют обе части:
Именительный падеж — пятьдесят, двести
Родительный падеж — пятидесяти, двухсот
Дательный падеж — пятидесяти, двумстам
Винительный падеж — пятьдесят, двести
Творительный падеж — пятьюдесятью, двумястами
Предложный падеж — о пятидесяти, о двухстах
В) Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные. Слайд № 3
У составных количественных числительных склоняются все слова:
Именительный падеж — тысяча девятьсот восемьдесят шесть
Родительный падеж — Тысячи девятисот восьмидесяти шести
Дательный падеж — тысяче девятистам восьмидесяти шести
Винительный падеж — тысячу девятьсот восемьдесят шесть
Творительный падеж — тысячей девятьюстами восьмьюдесятью шестью
Предложный падеж — о тысяче девятистах восьмидесяти шести
Вывод: как склоняются количественные числительные?
5.Тренировочные упражнения. Устно прочитайте примеры. Слайд № 4
К 40 + 60 = 100 к 234 + 121 = 355
К 167+ 875 = к 359+ 943 =
К 800 +600 = к 700 + 200 =
6.Словарный диктант. Числительные писать прописью.
Лошадь живет до 20 лет.
Корова до 30 лет.
Свинья живет в среднем 20 лет, овца – 15.
Продолжительность жизни кошки в среднем 18 лет, а собаки – 15 лет.
Черепаха живет около 300 лет.
Предельный возраст китов – более 50 лет, а слонов – около 70 лет.
Жизнь щуки измеряется 70 -80 годами, белуги -100 годами, сома – 60, а золотой рыбки 33 годами.
Среди птиц долговечней всех попугай, доживает он до 140 лет.
Орел живет более 80, ворон – около 70 лет, гусь живет 40 лет, куры – до 20 лет, а голуби – 30 лет.
Вывод: как склоняются количественные числительные?
7. Закрепление изученного материала.
Упражнение № 476 (устно). Вывод.
Упражнение 480 (письменно, по заданию)
8. Итог урока, оценки за урок.
9. Домашнее задание. Параграфы 110-111, упражнение № 481 (по заданию).
Использованная литература:
УМК по русскому языку для 6 класса В.В. Бабайцевой. М.: Дрофа. 2009г.