Развитие речи. Тренировка речевого дыхания

Развитие речи. Тренировка речевого дыхания

Автор: Кухмистрова Галина Михайловна
Учитель – логопед высшей квалификационной категории
КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Электронная почта для связи с автором: [email protected]

Красивая правильная речь у ребенка формируется благодаря нормальному развитию сразу нескольких систем. Это и созревание речевых зон в коре головного мозга, готовность моторики (общей, мелкой и артикуляционной) к выполнению необходимых движений, нормальный процесс работы голосовых складок и многое другое. Будем последовательны в познании физиологической базы развития речи.

Тренировка речевого дыхания занимает значимое место.

Почему это важно?

Что представляет собой этот вид дыхания? Он отличается от физиологического тем, что осуществляется с произнесением звуков, задействуется голос. Благодаря речевому (фонационному) дыханию возможен переход от речи внутренней (программирование высказываний, говорение про себя) к внешней (собственно проговаривание и пение). Для произнесения многих звуков нужна сильная воздушная струя, выдыхаемая через рот. Это касается, например, звуков Р, Ш, С, Ж, З

Помогалочки для взрослых. Красота речи

Помните, что плавная речь возможна, когда нет пауз между звуками в словах, отсутствуют судорожные вдохи во время высказывания. Паузы расставлены обоснованно, а не из-за недостатка воздуха и необходимости срочно вдохнуть его.
Естественным является произнесение словосочетаний и коротких фраз на одном выдохе.

Длинные сообщения делают с малозаметными вдохами и паузами.
Умение вдохнуть достаточно воздуха и выдыхать его постепенно, добирать при необходимости без прерывания плавной речи порой требует тренировки. Многие дети торопятся, говорят взахлеб, их дыхание сбивается, речь прерывается ненужными паузами. Чтобы подобного не произошло важно регулировать скорость речи ребенка и учить его правильному фонационному дыханию.

Базой для речевого дыхания служит физиологическое. Проведите несколько упражнений на его развитие, если учащиеся достаточно успешно с ними справился, то можно начать тренироваться с голосом. Плавное произношение со своевременным добором воздуха – цель таких занятий. Обычно задания с речевым дыханием идут от простого к сложному. Сначала детей учат плавно припевать гласные звуки, затем добавляют некоторые согласные (которые можно тянуть), после сливают звуки в слоги, слова. Заканчивают тренировки обучением произнесению длинных фраз, стихотворений и исполнению песенок.

Внимание! Эти упражнения нужно делать с перерывами для восстановления дыхания. На начальном этапе в упражнения есть небольшие истории, чтобы ребенок успел передохнуть. Ведь кроме определенного ритма дыхания происходит статичное напряжение губных мышц: они замирают в позе для соответствующего звука и удерживаются в таком положении на протяжении всего выдоха. Желательно проделывать эти упражнения вместе, показывая утрированную артикуляцию и следя, чтобы учащийся тоже находил верное положение органов речи.

Слышим звуки и поем

Польза: развивается правильное речевое дыхание, звуковая имитация, умение произносить звук длительно без паузы.
Атрибутика не требуется.
Количество участников: 1 и более.

Как играть: Предложите учащимся послушать звуки окружающего мира. Сначала обратить внимание на звуки в комнате, затем прислушаться к шуму на улице. Практически любой шум можно попытаться сымитировать. Услышали, что летит самолет – погудите «У-У-У!», дует ветер – «Ш-Ш-Ш!», работает стиральная машина – «Ы-Ы-Ы!», плачет ребенок – «А-А-А!», мчится машина по дороге – «И-И-И!» и т.д. Находите подходящие звуки (не слоги пока, а именно изолированные звуки) и произносите их длительно вместе с ребенком.

Запомни имя и песенку

Польза: развивается правильное речевое дыхание, пение гласных звуков на одном выдохе.
Вам понадобятся: картинки девочек (желательно в красных платьицах) или дидактические фишки гласных.
Количество участников: 1 и более.

Как играть: На столе перед ребенком выложите 2 картинки девочек и расскажите ему небольшую историю:
— Сегодня к нам в гости пришли девочки. Они очень любят петь. У каждой девочки свое имя и особенная песенка. Начнем с ними знакомиться. Это девочка Аня. Она любит петь колыбельные своей кукле: «А-А-А!». Помоги Ане спеть ее песенку. Вдохни побольше воздуха, чтобы получилась длинная песенка. Пой плавно, спокойно, постепенно выдыхая воздух. Снова медленно вдохни и повтори еще раз. Ане очень нравится, как ты поешь.
Теперь познакомимся с другой девочкой. Ее зовут Уля. Она любит играть со своим щенком и при этом поет так: «У-У-У!» Спой вместе с Улей. Молодец!

Усложнение
Постепенно знакомьте учащегося с девочками, чьи имена начинаются с О, И, Э. Время от времени напоминайте, что нужно делать глубокий вдох перед началом пения. Если сразу не получается плавный выдох, то попросите спеть еще. Хвалите за долгую песенку.
Имя этой девочки - Оля. Ей нравится гулять в лесу и петь вместе с птичками: «О-О-О!»
Пришла в гости девочка Инна. Она совсем маленькая и поет тоненьким голосом песенку: «И-И-И!»
Эту гостью зовут Эля. Она помогает бабушке готовить пирожные-эклеры и при этом весело поет: «Э-Э-Э!»

Угадай, кто поет

Польза: развивается фонематический слух, стимулируется память, тренируется речевое дыхание.

Вам понадобятся: картинки с девочками из предыдущей игры (или эти портреты с четкой артикуляцией), ширма (например, лист плотной бумаги).
Количество участников: 1 и более.

Как играть: Эта игра проводится, когда учащийся запомнил всех юных любительниц пения. Спойте одну из песенок (А, У, О, И, Э), пусть малыш найдет картинку или просто назовет имя девочки. Теперь предложите загадать имя девочки и пропеть ее любимую песню. Угадываете Вы или другой ребенок. Ребятам очень нравится выступать в роли ведущего, и они охотно соглашаются загадывать.

Усложнение
Пойте, прикрывая рот ширмой, чтобы учащийся не видел Вашей артикуляции. Затем поменяйтесь местами.

Певческие рекорды

Польза: развивается речевое дыхание, увеличивается длительность выдоха при произнесении отдельных звуков и их пении.
Вам понадобятся: лист и карандаш для записи «рекордов», секундомер, поощрительный приз (например, наклейка).
Количество участников: 1 и более.

Как играть: Устройте соревнование между детьми. Предложите им петь один и тот же звук как можно дольше. Объясните, что нужно вдохнуть глубоко и петь долго, пока не выйдет весь воздух. Во время пения вдыхать воздух нельзя, только выдыхать. Предложите звук (лучше гласный или согласный, который могут правильно произносить все участники соревнования). Сначала поет 1 участник, затем другой и т.д. Фиксируйте время каждого поющего в таблице. Можно начать петь одновременно. Выбирайте несколько звуков, чтобы соревнование не было слишком коротким.
Если ребенок один, то пусть пробует установить личный рекорд. Лист с записями сохраните. Возвращайтесь к упражнению раз в несколько дней. В конце недели или месяца подведите итоги и наградите маленького певца.

Угадай песню

Польза: развивается умение узнавать звуки по укладу органов артикуляции, создается визуального образа звука, стимулируются действия по подражанию.
Вам понадобятся: картинки с изображениями лиц девочек с четкой артикуляцией гласных, зеркало.

Развитие речи

Как играть: Покажите картинку и попросите угадать, какую песенку (звук) поет девочка. Вместе с учащимся рассмотрите, в каком положении находятся органы артикуляции. Можно подчеркивать, что гласные звуки легко петь, при их произнесении мало препятствий (раздвигаются губы, зубы разомкнуты, язык не мешает прохождению струи воздуха через рот). Предложите скопировать изображение с контролем в зеркале (например, у девочки Ули приоткрыт рот, язычок спрятался за нижние зубки, губы сложены трубочкой, спой с ней песенку «У-У-У!»).

Хор гласных

Польза: развивается умение произносить сочетания гласных звуков на одном выдохе.
Вам понадобятся: картинки с девочками-гласными по числу участников или больше.
Количество участников: 3 и более.

Дети встают в круг, им раздаются карточки в случайном порядке. Ведущий предлагает начать общую песню одному из детей. Сначала ребенок поет за свою девочку (допустим «И-И-И!»), потом берет за руку соседа справа, узнает, какая у него картинка («А-А-А!»). Все дети поют эти звуки в сочетании («И-И-И-А-А-А!»). Второй участник поет свою песенку и тоже знакомится с товарищем справа. Уточните, что петь надо на одном выдохе насколько возможно долго. Важно, что совместные песенки исполняются всеми участниками.

Вариант для одного учащегося. Расскажите историю:
— Жила-была девочка Аня. Ты уже знаешь, что она очень любила петь. Напомни, какую песенку она поет (ребенок поет). Однажды Аня пошла гулять и повстречала другую девочку (достать любую карточку) Улю. Они познакомились, и Уля спела Ане свою песенку (ребенок поет). Девочки решили спеть вместе (поставить карточки рядом и петь по ним слева направо без паузы). Замечательная песенка получается, а если встать по-другому (меняйте картинки местами), какая получится песня? Пошли девочки дальше и повстречали Олю…
Игра продолжается по желанию ребенка. Если он захочет спеть сочетание из трех звуков и более, то выполните его желание – это очень полезно.

Понимание механизмов, влияющих на развитие речи (тренировка речевого дыхания, например), позволяет правильно спланировать занятия и игры с учащимся. Эффективность коррекции и развития речи достигается благодаря разноплановому воздействию. Поскольку речь является сложной психической функцией, ее необходимо тренировать комплексно. Одним из базовых компонентов для нормального звукопроизношения, несомненно, служит речевое дыхание.

P.S. Попробуйте сами на одном дыхании пропеть отдельный звук. Голосовые упражнения очень полезны в любом возрасте. Попробовали?
А теперь можно выбрать игу для Вашего ребенка и приятно (с пользой) провести несколько минут.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.