Содержание статьи
Проект Познавательно — исследовательской деятельности
«Весёлый огород» в средней группе
Автор: Одинокова А.К.
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное учреждение № 16 «Рябинка»
города Дубны Московской области
Актуальность проекта
Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники.
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.
Для наблюдения объекта, значение имеют знания ребенка и его опыт.
В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь.
Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Цель:
Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений
Задачи:
Обучающие:
— формировать интерес к познавательной деятельности;
— формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
— развивать знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);
Воспитательные:
— воспитывать желание ухаживать за растениями;
— вызвать желание украсить территорию детского сада результатом своего труда (озеленение);
Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи.
Подготовительный этап:
— подобрали семена,
— подготовили почву, контейнеры, орудия труда для посадки;
— сделали подборку информационного материала о растениях;
— дети, педагоги, оформляют «Огород» (забор, дом, бабка, дедка, домашние животные).
— подготовили «Дневник наблюдений за ростом растений».
Продуктивный (исследовательский) этап.
— дети совместно с воспитателем посадили лук, укроп, бобы, бархатцы, фасоль пшеницу;
— дети ухаживают за растениями;
— дети ведут «Дневник наблюдений»;
— педагог с детьми проводит опыт с луком, где наблюдается разница роста и развития растения в зависимости от условий;
Заключительный этап.
— высадка декоративных растений на клумбы;
— создание фотовыставки с фотографиями всех этапов проекта.
В приложении составили с фотоматериалом и описанием всех этапов работы над проектом.
План реализации проекта
Март.
Посев семян горошка, бобов, фасоли, пшеницы для выращивания рассады.
Посадка лука-севка.
Д/и “Чудесный мешочек”.
Наблюдение за всходами.
Уход за растениями.
Беседа “Какие растения можно вырастить на подоконнике”.
Чтение х/л.
Апрель.
Уход за растениями.
Закрепление трудового процесса по уходу за растениями по моделям.
Составление рассказов из личного опыта “Я ухаживаю за огородом на окне”.
Чтение х/л.
Май.
Приготовление грядок для посадки рассады овощных культур.
Раскрашивание картинок “Во саду ли, во огороде”.
Подготовка клумб для цветочной рассады.
Досуг “Чудеса в огороде”.
Чтение х/л
Рефлексия
Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. У детей сформировался интерес к выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Дети научились различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста.
У детей появилось желание и интерес ухаживать за растениями.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо знакомить ребенка с другими видами культур.
И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.