Формирование интереса к чтению у детей с нарушением интеллекта

Формирование интереса к чтению у детей с нарушением интеллекта через формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения

Автор: Гусева Светлана Викторовна
Учитель начальных классов, 1 квалификационная категория
ГКСОУ ВО «Малышевская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат 8 вида»
e-mail для связи с автором: [email protected]

Формирование и совершенствование правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта я считаю одной из важных проблем, от качественного решения которой зависит заинтересованное отношение детей к чтению книг.
Реальная же практика показывает, что дети не владеют на достаточно высоком уровне этими умениями (навыками). А обучать чтению – значит готовить ребенка к жизни, формировать определенное отношение к ней. Обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека.

К.Д.Ушинский утверждал, что основой в чтении выступает понимание – «понимать чтение … составляет главную задачу при обучении грамоте». «Читать — это еще ничего не значит; что читать и понимать прочитанное – вот в чем главное дело ». Развивая эти установки великого педагога, его последователь, выдающийся русский методист Д.И. Тихомиров писал: «Можно и на первых шагах обучения приучить ученика читать и мыслить,а через это прививать интерес к чтению».

Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:
1.Зрительное восприятие графического образа слова.
2.Воспроизведение звукового образа слова.
3.Понимание значения слова.
Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Т.Г. Егоров считает, что причина ошибочного чтения у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением.

Однако ещё в давние времена было подмечено, что на самых первых шагах в овладении чтением наибольшие трудности падают на правильность и осознанность чтения.
Навык чтения требует длительного времени для своего совершенствования. Выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: аналитический, синтетический и этап автоматизации. В начальных классах проводится работа по двум этапам:
• Аналитический этап приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.
• Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами, при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение учащиеся переходят в 4 классе.

Особенность формирования навыка правильного чтения связано с процессами фонематического слуха, звукопроизношения с развитием поля чтения. Правильность чтения служит средством для сознательного чтения текста.
Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения, последовательно усложняя задания.
Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным, эмоциональным.

Изучая навыки чтения детей с нарушением интеллекта я обращаю внимание на то, как ученики читают вслух или про себя, так как одним из требований программы коррекционной школы VIII вида является научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Чтение вслух – это чтение для других. Как свидетельствуют исследования З.Н. Смирновой оно является важным условием для осознания и понимания ребенком с нарушением интеллекта смысла и содержания текста.
Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Чтение молча обеспечивает развитие любви к книгам.

Свои уроки стараюсь строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыков правильного чтения является речевая гимнастика. Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов артикуляции. Поэтому на уроке уже на этапе речевой гимнастики я провожу 3-4 артикуляционных упражнения. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим медленно, умеренно, быстро). Она готовит учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции.

Речевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут. В зависимости от целевой направленности и характера упражнения. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевую гимнастику провожу сидя или стоя.
Речевая гимнастика включает:
• упражнения для дыхания;
• упражнения по модуляции силы голоса;
• упражнения по отработке интонации, темпа речи;
• упражнения по совершенствованию выразительности речи;
• упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).

Приведем примеры речевой гимнастики.

Учимся регулировать дыхание
Упражнение выполняется стоя. Учитель объясняет детям, что стоять нужно прямо, спокойно, непринужденно, не при¬касаться к доске или стене, не раскачиваться. Учитель встает лицом к классу и показывает, как следует набирать воз¬дух в легкие и как при выдохе медленно расходовать его; обращает внимание на то, что вдох делается через нос, бес¬шумно и легко.
Затем учащиеся вместе с учителем делают вдох; на счет «раз» задерживают дыхание, потом хором на одном выдохе читают до трех, затем до четырех и пяти. Вместо счета при выдохе тихо произносят либо предложение, либо слова математика, электричество. Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова (предложения) звучал четко и с та¬кой же силой, как начало.
Отработка произнесения гласных звуков.
1)Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся тренируются хором.
Э>А>О
2) Даю сочетания:
а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.
В дальнейшем этот навык закрепляется при чтении. Учитель демонстрирует детям, как надо переводить дыхание во время чтения: дышать ровно и незаметно для слушателей; перед чтением длинных предложений (без пауз) он напоми¬нает ученикам, чтобы они набрали достаточно воздуха, эко¬номно его расходовали для того, чтобы прочитать предложе¬ние от начала до конца, не прерываясь.
Учимся говорить ясно, отчетливо
Для того чтобы научить детей говорить ясно и отчетливо, необходимо выполнять следующие упражнения, направ¬ленные на уточнение произношения отдельных звуков, на правильное использование звуков в словах и предложениях, на развитие дикции учащихся. Здесь можно активно использовать чистоговорки и стихотворные тексты. Например:
Мы-шонку щеп-чет мышь:
— Ты все шур-шишь, не спишь!
Мы-шо-нок шеп-чет мыши:
— Шур-шать я бу-ду ти-ше.
Все виды упражнений подобного характера можно сочетать с программным материалом раздела «Звуки и буквы» по русскому языку. Например, при изучении дифференциа¬ции звуков [с] — [з] после уточнения произношения указанных звуков и упражнений на сравнение используют следую¬щую чистоговорку:
Укусила пса .
В самый нос оса.
Захотелось псу
Съесть осу.
А оса спаслась —
Унеслась!
Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости — глухости:
В З Ж Г Б Д
v v v v v v
Ф С Ш К П Т
Тренировка в произношении согласных в сочетании с гласными:
МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ
Учимся говорить быстро, медленно
Чтобы научить детей говорить быстро или медленно, следует выполнять упражнения, цель которых заключается в выработке навыка изменять темп в момент речи, что способствует совершенствованию дикции. Кроме того, такие упражнения помогают развитию слухового восприятия и способностей к звукоразличению, совершенствованию артикуляции.
Эти виды работы включают использование скороговорок (например, «На дворе трава, на траве дрова»; «У Сени и Сани в сетях сом с усами»; «Сеня вез воз сена»), а также сти¬хотворений, например:
Все клены стали рыжие,
И не один не дразнится.
Раз все равно все рыжие —
Кому какая разница?
Учимся говорить громко, тихо
Научить ребенка говорить громко или тихо помогут упражнения, направленные на развитие умения регулировать силу голоса в зависимости от ситуации. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением, например стихотворение Е. Трутневой «Эхо» и др. Некоторые упражнения для речевой гимнастики име¬ются в методическом аппарате учебника по чтению.
Чтение шепотом и медленно:

а)Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Му-му-му – молоко кому?
Ры-ры-ры – летают комары.
б) Чтение тихо и умеренно:
арка-арца арла-арча
арта-арда арса-аржа
в) Чтение громко и уверенно:
гарь-парь-жарь
дверь-зверь-червь
Пятиминутка чтения — этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, от¬водимое на чтение .каждым учеником. Этот этап включает:
• чтение слоговых таблиц различных модификаций;
• чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением ин¬теллекта;
• чтения по догадке.
Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения.
Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

Для формирования навыка правильного чтения использую следующий ряд упражнений:
1 группа: упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.
1. Игра «Фотограф».
На ленте 5-6 букв из текста, читаемого на уроке. За определенное время учащиеся должны прочитать слова, запомнить их. Затем одно слово учитель убирает. Спрашивает детей: Что изменилось? Какое слово исчезло?
2. За одну минуту найти в тексте слова на заданную букву (например, найди слова на букву «д»). Первый вариант – в первом абзаце (6 слов), второй вариант – во втором абзаце (3 слова). Текст: Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
3. Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», так как она согласная).
4. Найди лишний слог: бо, но, ко, со, кы, ро («кы», так как остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы»).
5. Раздели слова на 2 группы:
а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока;
1 группа – «Домашние животные»
2 группа – «Птицы»
б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.
1 группа – «Животные»
2 группа – «Овощи»
2 группа: упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой: мел – мель, мыл – мыль, мал – мял, мышка – мишка, мишка – миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы: куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, масло – смола, мошкара – ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания: приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое.
4. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
5. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
Пе-ре-ло-жи-ла — переложила
По-про-щал-ся — попрощался
По-гля-ды-вал – поглядывал
6. Чтение скороговорок-перевёртышей
Акнёноров аноров алинороворп
(см. Приложение 2).

Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает пони¬мание смысла как отдельных слов и выражений, так и все¬го произведения в целом, его идеи, образов и роли художе¬ственных средств.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. это вид деятельности имеет важное коррекционное значение.
Паскаль сказал: «Мы ничего не поймём, если будем читать слишком быстр или слишком медленно».

Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:
• подготовка к первичному восприятию текста (всту¬пительное слово учителя, возможное использование наблюде¬ний за явлениями и предметами окружающей действитель¬ности);
• установка на целенаправленное восприятие текста;
• первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и сло¬весных средств обучения;
• беседа в связи с разбором частей текста и всего расска¬за (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимо¬связи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определе¬ние существенных черт их характеров, сопоставление геро¬ев, оценка их поступков);
• словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);
• работа над планом (словесное рисование — иллю¬стрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем — деле¬ние текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
• пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
• разбор жизненных ситуаций;
• заключительная, обобщающая беседа.
Реализация задачи по развитию сознательности чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержа¬ния частей и произведения в целом; словарная работа; мате риалы для эмоционально-оценочной беседы; работа над со¬ставлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д.
Упражнения для развития навыка осознанного чтения

1 группа: логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2. Назови одним словом.
Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый.
3. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
4. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза.
Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
5. Какая буква, слог, слово лишние?
а у р о ы
ма ра ла ны та
ку на ды ти ло

2 группа: игры со словами.
1. Игра «Найди слово в слове».
Например, смородинка (родина, сок, доска и т.д.).
2. Игра «Кто как кричит».
Гусь – пищит
Утка – кудахчет
Курица – гогочет
Петух – крякает
Цыпленок – кукарекает
3. Игра «Назовите родителей»
У цыпленка – утка
У утенка – гусыня, гусак
У гусенка – курица, петух
4. Составь слова из данных букв.
у, х, л, к, п, е, с, о
5.Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.
И РА
Г РЯ
М ША
6.Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.
З_М_К
М Р З
7. Разбор значений слов-синонимов:
ключ – родник,
воин – солдат- боец,
зябнуть – стынуть- мерзнуть,
забор – изгородь- плетень,
стеречь – охранять-караулить- сторожить,
храбрый – смелый- отважный- мужественный

8. Измени слова по образцу:
кленовые листья – листья клёна
городские улицы — …
сосновый запах — …
сделан из камня – каменный
сделан из бумаги — …
сделан из соломы — …

3 группа: работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений), тексты подбираются к теме урока.
2. Составь предложения к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3. Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу …

4 группа: работа с текстом (учебник).
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.
3. Зачитай ответ на 2-ой вопрос.
4. Задай вопросы по тексту или по части текста.
5. Определи сколько частей в тексте.
6. Работа над заголовком.
7. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
8. Составление кроссвордов по тексту.
9. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
10. Пересказ по вопросам и без них.
11. Составление плана текста.
12. Подбор иллюстрации к тексту.
13. По иллюстрации определить содержание текста.
14. «Разрушенные тексты».
15. Наведи порядок.
16. Определение главной мысли текста по заголовку
17. По иллюстрациям к тексту определить его содержание.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.