развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



"И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой..."

Сборник материалов по гражданско-патриотическому воспитанию
подрастающего поколения.

Составитель: Сергеенко Сергей Петрович
Методист государственного учреждения образования
«Гомельский городской центр дополнительного
образования детей и молодёжи»

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей страны и всего человечества. По стратегическому значению четырёхлетняя битва на советско – германском фронте стала главной составной частью Второй мировой войны. В сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, на Днепре и в Беларуси, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в странах Юго – Восточной и Центральной Европы советские войска нанесли фашистам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели союзников к Победе.

В огне войны сгорели жизни и судьбы каждого третьего белоруса. Более 800 тысяч солдат и офицеров из Беларуси погибли на фронте. Гитлеровцы уничтожили более 2 миллионов 800 тысяч мирных жителей республики. Свыше 380 тысяч угнали в рабство. Оккупанты разрушили 209 из 270 городов, в том числе и Гомель. 628 деревень сожгли дотла вместе с их жителями. Таковы жертвы, принесённые нашим народом на алтарь Победы над фашизмом и цена освобождения от коричневой чумы народов Европы.

Поэтому воспитание патриотизма у детей и молодёжи приобретает первостепенное значение и означает воспитание привязанности к малой Родине, понимание и признание элементов исторического и культурного наследия, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к своей Отчизне.

Скачать сборник со сценариями мероприятий >>

В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ НАВЕКИ
документально-поэтическая композиция

1-й ведущий:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет…
Александр Твардовский

2-й ведущий:
22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945года.
Между двумя датами – прочная нить. Без одной не было бы другой. Точнее сказать, другой просто не могло не быть. Потому что наш народ сделал, казалось, все невозможное.

1-й чтец:
«Жестокость является благом для будущего. Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью… Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жесткие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия».

1-й ведущий:
Так напутствовал Гитлер своих солдат перед нападением на нашу страну.

2-й чтец:
22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!..
Степан Щипачёв
(Звучит песня «Довоенный вальс» в исполнении И. Кобзона.)

1-й чтец:
«У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай…»

2-й ведущий:
Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими «идеями» были «окрылены» солдаты третьего рейха, такие получили инструкции, готовясь переступить священную границу нашей Родины. И они её переступили, перешли. На суше, на воде, в воздухе…

2-й чтец:
22 июня 1941 года
Роса еще дремала на лафете,
когда под громом дрогнул Измаил.
Трубач полка –
у штаба –
на рассвете
в холодный горн тревогу затрубил.

Набата звук,
кинжальный, резкий, плотный,
летел к Одессе,
за Троянов вал,
как будто он не гарнизон пехотный,
а всю Россию к бою поднимал!
Алексей Недогонов

1-й ведущий:
Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб.
Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.
(Звучат в записи позывные Москвы:
«Внимание! Говорит Москва!
Работают все радиостанции Советского Союза…»)

1-й чтец:
Из заявления Советского правительства от 22 июня 1941 г.:
«…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие.
Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом.
В своё время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху.
То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

2-й чтец:
За честь Родины
За каждый колос, опавший
С твоих, Отчизна, полей;
За каждый волос, упавший
С головок наших детей;
За стон от боли жестокой,
Слетающий с братских губ,
Отплатим мы око за око,
Отплатим мы зуб за зуб.
Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берёт.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черёд!
Нет краше, страна родная,
Счастья – тебе служить.
Идём мы, смерть презирая,
Не умирать, а жить!
Евгений Березницкий
(Звучит песня «Священная война»).

2-й ведущий:
К захвату СССР Гитлер готовился задолго до 1941 года. Ещё в 1933 году, захватив власть в Германии, фашисты сразу же открыто встали на путь подготовки и развязывания агрессивных войн.
Главной своей целью они ставили уничтожение Советского Союза. «Захват жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация» – так определил Гитлер в феврале 1933 года одну из центральных задач политики Германии.
1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, которая являлась преградой Гитлеру для нападения на СССР. Началась II мировая война.

1-й ведущий:
Летом 1940 года Верховное командование гитлеровских войск приступило к разработке стратегического плана войны против СССР. 18 декабря 1940 г. этот план был подписан Гитлером и получил кодовое название «Барбаросса».
Согласно этому плану агрессоры рассчитывали на молниеносный ход войны. У границ СССР были сосредоточены 181 отборная немецкая дивизия, вместе с авиацией и флотом они составляли 5,5 млн. чел.
На вооружении этих войск имелось 3712 танков, 4950 самолётов, 47760 орудий и минометов. Мощным ударом крупных группировок на 3-х главных направлениях – московском (по центру), ленинградском (с севера) и украинском (с юга) предполагалось уничтожить основные вооружённые силы СССР и ещё до наступления зимы – через 5–6 недель после нападения – пройти парадом победителей по Красной площади поверженной Москвы.

2-й ведущий:
Так они планировали…
А как закончили?

1-й ведущий:
Долгих 4 года полыхали бои, 4 изнурительных года вёл советский народ освободительную, Священную войну.

1-й чтец:
Лицом к Победе
С военным грузом на плечах,
В поту до мыла.
И тяжелея за шагом шаг,
А вьюга выла.
И на ходу дремал солдат,
От ран ли бредил,
Коль падал, падал не назад –
Лицом к победе.
И был декабрьский лют восход,
Свет не струится.
Команда: «Прекратить отход,
Ведь там – столица!»
И был от крови снег горяч,
А кровь людская…
Солдат, в затишья миг не плачь! –
Судьба такая…
Солдат, сегодня не засни
С собой в беседе,
А коль придется лечь костьми –
Лицом к победе!
Иван Петрухин
(Звучит песня «Последний бой»).

2-й ведущий:
Последним шагом к Победе были бои за Берлин. До тех пор, пока наши войска не разгромили врага в его же логове, о капитуляции не могло быть и речи. И это хорошо понимали все наши бойцы – от рядового солдата до генерала.
Очень тяжело складывались бои за Зееловские высоты. Они были ключевыми позициями на пути к Берлину. Гитлеровцы зарылись в землю, окопались и держались намертво.
Казалось, никакая сила не заставит их отойти назад. 800 наших бомбардировщиков нанесли по Зееловским высотам сокрушительный удар, потом на них обрушилась артиллерия, затем пошли пехота и танки. Было это 20 апреля 1945 года.

1-й ведущий:
Улицы Берлина были пустынны. По сторонам безмолвно высились разбитые и сожжённые, да и целёхонькие, брошенные в бегстве гитлеровцами танки, самоходные орудия, грузовые автомашины.
Многие дома ещё горели, другие зияли огромными пробоинами от снарядов. На стенах, а где и на крышах, цвели маками красные, крохотные – со страничку – флажки, установленные советскими воинами, а с балконов и окон свешивались белые флаги, простыни, полотенца – знак сдачи.

2-й ведущий:
25 апреля Берлин был окончательно окружен. Занимая с боями дома, проезды, перекрёстки, наступающие воины Советской Армии продвигались к центру города.
Чем ближе к центру, тем больше враг оказывал сопротивление. Дни и ночи гудела, содрогалась от выстрелов и разрывов берлинская земля.

1-й чтец:
30 апреля 1945 года
Провал окна. Легла на мостовую
Тень, что копилась долго на дворе.
Поставлены орудья на прямую,
И вздрагивает дом на пустыре…

Завален плац обломками и шлаком,
Повисли рваных проводов концы.
На этот раз в последнюю атаку
Из тёмных окон прыгают бойцы.
Василий Субботин,
поэт-фронтовик

1-й ведущий:
А на занятых улицах и площадях уже шла другая, почти мирная жизнь. Берлинцы, местные жители городских окраин читали развешанные на стенах, театральных тумбах, заборах листовки, в которых советское командование разъясняло, зачем и почему советский воин пришел в Берлин: «Мы не мстим германскому народу, обманутому фашистской пропагандой. Мы – добиваем фашизм!»

2-й ведущий:
И жители Берлина постепенно привыкали видеть в советских солдатах и офицерах защитников, а не завоевателей. По приказу нашего командования, в освобождённых кварталах для жителей Берлина были организованы и открыты полевые кухни, осуществлялась выдача хлеба.

1-й чтец:
Плющом от света отгорожены,
Стоят дома старинной моды:
Они из карт как будто сложены –
Из красных карт одной колоды.

Я на село смотрю и думаю:
Здесь, может, тот фашист родился,
С которым я в бою под Уманью
За смерть ребёнка расплатился…
Ко мне рука за хлебом тянется,
И женщина с голодным взглядом
Не устает шептать и кланяться…
Я не могу её – прикладом!

Пускай борьба до бесконечности
Мне зло испытывает душу –
Нигде закона человечности
В борьбе за правду не нарушу.

Детей не брошу ради мщенья
В дыру колодезя сырую…
Не потому ль в конце сражений
Я здесь победу торжествую?!
Леонид Вышеславский,
поэт-фронтовик

1-й ведущий:
Битва за Берлин подходила к концу. В ночь с 30 апреля на 1 мая над куполом рейхстага заалело Знамя Победы. А 2 мая вражеский гарнизон города прекратил сопротивление и капитулировал.

2-й ведущий:
8 мая 1945 года в предместье Берлина состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Церемонию, которая проходила в Карлсхорсте, в Большом зале военно-инженерного училища, открыл маршал Советского Союза Г.К. Жуков. В мертвой тишине был оглашен текст Акта. Вот он:

1-й ведущий:
«Мы, нижеподписавшиеся, действующие от имени германского Верховного командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооружённых сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, – Верховному командованию Красной Армии и одновременно Верховному командованию Союзных экспедиционных сил».

2-й ведущий:
Началась процедура подписания каждого экземпляра. Акт о капитуляции был подписан и вступил в силу. Весь мир облегчённо вздохнул:
ПОБЕДА!
(Звучит песня «Майский вальс» в исп. Я. Евдокимова муз. Игоря Лученка, сл. Михаила Ясеня).

1-й чтец:
В этот день
С того рассвета в глубине России,
Где женщины одни и тишина,
Когда бежали, в окна голосили,
Стучали в двери: «Кончилась война!»
Вставало солнце под Берлином где-то,
Солдаты обнимались все в слезах,
Стреляли в небо, салютуя свету,
Деревьям, травам и лугам в цветах.
Не вспоминаю, а запоминаю.
Глаза на миг не отводя, гляжу,
Какой он, этот день девятый мая,
Я до конца о нём не расскажу.
Как города принарядились к маю,
Которые мы брали на войне,
На Висле и на голубом Дунае
Сверкают этажами в вышине.
В Софии, в Праге или в Будапеште
На улицах знамёна и сирень,
А если даже и не в мае вешнем,
Он всё равно там длится, этот день.
Он всюду на путях земного круга,
Не перечислить всех его примет.
Он женщины улыбка, руки друга,
Рождение ребёнка, смена лет.
Попробуй рассказать о нём словами,
Глазами увидать его зенит –
Он колосится рожью, льёт дождями,
Метёт метелью, радугой звенит!
Сергей Орлов,
поэт-фронтовик

ТЫСЯЧА ЧЕТЫРЕСТА ВОСЕМНАДЦАТЬ ДНЕЙ
документально-поэтическая композиция

1-й ведущий:
22 июня 1941 года; 9 мая 1945 года
Две странички календаря.
Два дня жизни планеты Земля.
Два дня истории Человечества.

2-й ведущий:
Они отмечены в календаре разными цветами: один – черный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. Они так и называются:

1-й ведущий:
День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941 –1945 гг.

2-й ведущий:
День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 –1945 гг.

1-й ведущий:
Два дня календаря. А между ними…
(В помощь ведущим выходят 6 участников, переодетых в форму: 1-й – пехотинца, 2-й – лётчика,3-й – моряка, 4-й – рабочего, 5-й – крестьянина, 6-й– партизана, что символизирует единение фронта и тыла. Участники поочерёдно читают стихотворение А. Николаева «1418 дней»).

Пехотинец:
Перед нашей Родиной мы сочтёмся славою,
все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
тысяча четыреста восемнадцать дней.

Лётчик:
Нас война отметила метиной особою,
в жизни нет и не было ничего трудней,
метиной особою, самой высшей пробою –
тысяча четыреста восемнадцать дней.

Моряк:
Наградила нас она фронтовым содружеством,
не было содружества крепче и родней.
Под огнем, под пулями закалялось мужество
тысяча четыреста восемнадцать дней.

Рабочий:
Сколько горя вынесло наше поколение,
каждый день теряли мы фронтовых друзей,
каждый день, задумайтесь, день поминовения,
тысяча четыреста восемнадцать дней.

Крестьянин:
Как я это выдюжил, до сих пор не ведаю,
самому мне встретилась тысяча смертей,
только майский светлый день увенчал Победою
тысяча четыреста восемнадцать дней.

Партизан:
Нами было сделано всё во имя Родины,
и ещё послужим мы Родине своей,
всё теперь под силу нам, если нами пройдены
тысяча четыреста восемнадцать дней.
(Звучит песня «Ты припомни, Россия!..» из спектакля «День за днём» муз.  Ильи Катаева, сл. Михаила Анчарова).

1-й ведущий:
1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и
ночей вёл советский народ освободительную войну.
Долог и труден был путь к Победе!

2-й ведущий:
В ходе Великой Отечественной войны Советскими Вооружёнными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла.
Вот основные из них:
(На фоне мелодии песни «Эх, дороги…» идет рассказ-представление об основных моментах войны. 3 участника в форме пехотинца, лётчика и моряка – как символ главных родов вооружённых сил – становятся по центру сцены и поочерёдно называют основные этапы войны, делая при каждом сообщении шаг вперёд).

1-й участник:
22. 06. 1941 г. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Героическая оборона Брестской крепости.

2-й участник:
10. 07. 1941 г. Начало Смоленского сражения.
30. 08. – 08. 09. 1941 г. Наступательная операция под Ельней.
Освобождение г. Ельня.
18. 09. 1941 г. Создание первых гвардейских частей Красной Армии. Рождение Советской Гвардии.

3-й участник:
24. 10. 1941 г. Начало героической обороны Тулы.
1-й участник:
30. 09. 1941 г. – 20. 04. 1942 г. Битва под Москвой.

2-й участник:
10. 07. 1941 г. – 09. 08. 1944 г. Битва за Ленинград.

3-й участник:
17. 07. 1942 г. – 02. 02. 1943 г. Сталинградская битва.
Начало коренного перелома в ходе войны.

1-й участник:
25. 07. 1942 г. – 09. 10. 1943 г. Битва за Кавказ.

2-й участник:
05. 07. 1943 г. – 23. 08. 1943 г. Курская битва.
12. 07. 1943 г. Танковое сражение под Прохоровкой.
05. 08. 1943 г. Освобождение городов Орёл и Белгород. Первый салют в Москве в честь этого события
3-й участник:
август-декабрь 1943 г. Битва за Днепр.
06. 11. 1943 г. Освобождение Киева.
24. 12. 1943 г. – 17. 04. 1944 г. Наступательная операция и освобождение Правобережной Украины.

1-й участник:
23. 06. 1944 г. – 29. 08. 1944 г. Белорусская наступательная операция.
03. 07. 1944 г. Освобождение Минска.

2-й участник:
05. 08. 1941 г. – 14. 04. 1944 г. Героическая оборона и освобождение Одессы.
16. 11. 1941 г. – 11. 04. 1944 г. Героическая оборона и освобождение Керчи.
30. 10. 1941 г. – 09. 05. 1944 г. Героическая оборона и освобождение Севастополя.

3-й участник:
октябрь 1941 г. – 29. 10. 1944 г. Героическая оборона и освобождение советского Заполярья.

1-й участник:
середина июля 1944 г. Выход советских войск к западным границам СССР. Начало освобождения Европы от фашистской оккупации.
13. 07. 1944 г. – 29. 08. 1944 г. Львовско- Сандомирская наступательная операция.
20. 08. 1944 г. – 29. 08. 1944 г. Ясско-Кишинёвская наступательная операция.
Освобождение Молдавии и Румынии.
сентябрь-октябрь 1944 г. Балканская наступательная операция. Освобождение Болгарии и Югославии.
12. 01. 1945 г. – 03. 02. 1945 г. Висло-Одерская наступательная операция. Освобождение Польши.
13. 01. 1945 г. – 25. 04. 1945 г. Восточно-прусская операция. Освобождение Австрии, Венгрии.

2-й участник:
16. 04. 1945 г. – 08. 05. 1945 г. Берлинская наступательная операция.
30. 04. 1945 г. Советские войска водрузили Знамя Победы над рейхстагом.
02. 05. 1945 г. Советские войска полностью овладели столицей фашистской Германии городом Берлином.

08. 05. 1945 г. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции.

3-й участник:
06. 05. 1945 г. – 11. 05. 1945 г. Пражская наступательная операция. Освобождение Чехословакии.

1-й Ведущий:
Вчитываясь, вслушиваясь, всматриваясь в хронологию этого долгого победного пути, перед глазами невольно предстают географические очертания России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Балтики. Видишь перед собою всю карту измученной, истерзанной войной Европы.

2-й Ведущий:
И вот она – долгожданная ПОБЕДА! Весь мир вздохнул с облегчением.
1-й Ведущий:
Враг был разбит там, откуда он начинал свое зверское порабощение народов Европы, – в Берлине, в своём собственном логове.
2-й Ведущий:
И встал советский воин-освободитель на огромный пьедестал в берлинском Трептов - Парке, прижимая к груди своей спасённую девочку. Встал как символ торжества над поверженным фашизмом, как олицетворение светлых надежд всего человечества и как напоминание о старинном изречении, произнесенном ещё в 1242-м году
Александром Невским:
(Все участники хором произносят).
КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ, ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ!
(Звучит песня «День Победы»
муз. Давида Тухманова, сл. Владимира Харитонова).


ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ ПОМНЯТ
час памяти, посвящённый Дню защитников Отечества
(классный час для 5-7 классов)

Цели:
- формировать у учащихся патриотические взгляды и убеждения, патриотические чувства и нормы поведения;
- воспитать чувство гордости за достижения своей Родины

Задачи:
- показать социальную роль мужчины как защитника своей семьи и своего Отечества;
- углубить знания, полученные на уроках истории, литературы, географии.

Оборудование:
1. Книжная выставка «С чего начинается Родина»
2. Музыкальные записи песен и военных маршев
3. Портреты великих русских полководцев
4. Призы

Библиотекарь:
На протяжении своей многовековой истории нашему народу часто приходилось отражать нашествия врагов. С юга на мирные поселения нападали кочевые племена печенегов и половцев, с востока надвигались многотысячные конные орды татаро - монголов, с запада и северо-запада нередко вторгались в наши пределы отряды немецких рыцарей-крестоносцев, поляков, шведов.
На пути захватчиков вставали воины, ценой своей жизни защищавшие независимость Отчизны. В самые трудные времена рядом с профессиональными солдатами на поле боя выходило ополчение – мирные жители, вынужденные силой обстоятельств взять в руки оружие. Через всю Европу докатились до стен Москвы армии Наполеона и Гитлера и были разгромлены русскими солдатами. Так что, у нашей армии богатые боевые традиции.
Дата праздника – 23 февраля – установлена в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 году для защиты Отечества от германских войск. Сначала этот праздник назывался Днём рабочее - крестьянской красной армии, позднее – Днём Советской армии и Военно-морского флота, а затем получил название: День защитников Отечества.
Поскольку воинами всегда были мужчины, этот праздник стал считаться «мужским днём», когда поздравления получают и седые старики-ветераны, прошедшие с боями всю Европу, и совсем юные мальчишки, которым ещё только предстоит защищать своё Отечество. И я сегодня поздравляю всех мальчиков – будущих защитников Отечества.

1 ученик:
На памятнике русским гренадерам, павшим под Плевной, их оставшиеся в живых товарищи выбили надпись: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих». Эти слова из «Библии». Что означают эти слова для русского воина? Сделаем небольшую экскурсию в историю.

2 ученик:
На протяжении столетий русский воин всегда был пахарем, ему всегда было чуждо сознание наёмничества, он никогда ни на кого не нападал с целью захвата и наживы, а только защищался. Он был солдат и выполнял сполна свой солдатский долг, нёс службу за себя и за друзей своих, которые остались дома пахать и сеять землю.
И также как и крестьяне, которые переносили молча тяготы неурожая, холода и голода, так и воины молча переносили тяготы военной жизни, в меру сил стараясь их превозмочь. Превозмочь, а не увильнуть, скрыться от них за чужие спины.

3 ученик:
Война ради войны, ради захвата чужих имений, жён, земель никогда не поощрялась в России. Не случайно ведь и герои нашего былинного эпоса – богатыри, охраняющие покой страны не похожи на героев западноевропейских рыцарей.
Они тратили свои силы на то, чтобы добыть богатую казну, удовлетворить своё честолюбие и тщеславие. А вот Илья Муромец и Алёша Попович на богатырских заставах несут службу опять же за друзей своих, за Отечество.

4 ученик:
И как князь Владимир в былинах, так и царь в русских солдатских песнях – это не господин, от которого зависит благополучие и достоинство рыцаря – воина, а это олицетворение идеи государства, которому служит и которое обороняет.
Верность своему государству воин соблюдает не за жалованье, награду, славу, а за совесть. Именно святое отношение к выполнению воинского долга, готовность пасть за друзей своих отражается в воинских песнях и стихах, Ради жизни других людей гибли наши предки в войсках Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Георгия Жукова.

5 ученик:
Из «Повести временных лет»: «Обычаи Святослава»
В лето 964. Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много славных воинов. И легко ходил в походах и много воевал. В походах не возил с собою ни воза, ни котла, ни мяса не варил, а ел тонкий кусок мяса, зажаренный на костре, как его воины. Не имел он и шатра, спал на земле с седлом в голове. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли слова: «Иду на вы!»
В лето 965. Пошёл Святослав на хазар. И в битве одолел их и столицу взял.
В лето 966.Вятичей победил Святослав и дань возложил на них.
В лето 967. Пошёл Святослав на Дунай на болгар. И одолел Святослав болгар и сел княжить там, беря дань с них.

6 ученик:
Оборона Владимира, 1238 год.
Вокруг пылала
Отчая земля –
Стога, деревни,
Церкви и повети,
А здесь, внутри,
За стенами Кремля –
Не только жёны,
Старики и дети.
Здесь, за стеною,
Жил не только князь,
Митрополит
И славный воевода,
Но древних букв
затейливая вязь –
Язык, культура и душа народа.
Как мало нынче
Знаем мы о них,
О тех, погибших
В той кровавой тризне!
Ведь в том огне
Сгорело столько книг!
А книги – тоже
Продолженье жизни.
А. Жигулин
Библиотекарь:
Зачитывается стихотворение К.Симонова «Ледовое побоище», глава 6.

7 ученик:
На Поле Куликовом.
Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы ночной и зарубежной –
Я не боюсь.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
А. Блок

8 ученик:
Из стихотворения А.С.Пушкина «Полтава»
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскалённым,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча,
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет
Бой барабанный, крики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим, гнуться шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор – и враг бежит.

9 ученик:
Июль 41-го года.
Нет, вовсе не из уст всеведа - мудреца,
Она из уст солдат, та истина, звучала:
«Чтоб знать, кто победит, не надо ждать конца,
Умеющий судить поймёт и по началу»
Пылающий июль. Тридцатый день войны.
Всё глубже, все наглей фашист вбивает клинья.
В руинах хуторок на берегу Десны,
Просторные дворы, пропахшие полынью.
Не утихает бой за лесом в стороне,
Густеет чёрный дым над поймою приречной
И мечется фашист в бушующем огне,
На факел стал похож мешок его заплечный.
Закрыта жаркой мглой последняя изба,
И солнце в этой мгле едва-едва мигает
На сотни вёрст горят созревшие хлеба –
Последний страх в себе Россия выжигает.
Вся впереди ещё смертельная борьба –
Москва, и Сталинград, и Курск, и штурм Берлина…
Но тот, кто видел их – горящие хлеба,-
Тот понимал, что Русь вовек непоборима.
В.Кочетков

Библиотекарь:
Именно ради жизни на родной земле несут сегодня свою службу, исполненную зачастую смертельных опасностей, наши воины – современники. Низкий поклон им за это, за ту великую любовь, без которой невозможно жертвовать жизнью ради других людей, без которой невозможно быть настоящим солдатом, воином. Быть человеком, которому выпал тяжкий жребий войны и не завидовать тому, кто ведёт, быть может, рассеянную жизнь и не подозревает порой о тяжести этого жребия.

10 ученик:
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость или горькая нужда?!
Всё проходит
Остаётся Родина,
То, что не изменит никогда
С ней живут,
Любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь.
Над грозою торжествует радуга
Над бедою торжествует жизнь!
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог
Всё стареет, Родина не старится,
Не пускает старость на порог
Мы прошли столетия с Россиею
От сохи до звёздного крыла,
А взгляни – всё то же небо синее
И над Волгой та же тень орла
Те же травы к солнцу поднимаются,
Так же розов неотцветший сад,
Так же любят и с любовью маются,
И страдают, как века назад
И ещё не мало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути
Но святей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
В.Фирсов

Библиотекарь:
А сейчас послушайте интересные факты из жизни великих русских полководцев.

11 ученик:
Раньше юноши мужали рано. А иначе было нельзя. Русь окружали недруги, и будь она слабой, сломили бы они нашу Родину.
Киевскому князю Святославу было 4 года, когда мать, княгиня Ольга, взяла его с собой в военный поход.
Надела на его голову стальной шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копье и сказала:
- Не бойся, сынок!
- Я не боюсь, мама, - ответил маленький Святослав.
На поле по одну сторону стояло войско Ольгино, по другую – неприятеля.
-Начинай, сынок!
Мальчик сжал губы, качнул поводьями, конь вынес его вперёд и Святослав что было сил метнул копье. Вслед воины кинулись на врага, обратив его в бегство. Святослав с малых лет упражнялся в верховой езде, метал копья, владел мечом, саблей, стрелял из лука и вырос могучим богатырем. Было у него отличие – в левом ухе носил серьгу. Сильным оружием Святослава была краткая речь, способная «разбудить» мужество, удесятерить силы.

12 ученик:
Юный царь Пётр I – «могучий и грозный» преобразователь России, в возрасте 15 лет с «потешным» отрядом сверстников из детей дворян изучал солдатское дело: ружейные приёмы, стрельбу, марширование. Впоследствии отряды «потешных» станут гвардией и ядром русской армии. Пётр был совершенно счастлив, когда мать, в ознаменование его успехов в военной службе, подарила ему полный сержантский мундир. Живой и восприимчивый ум Петра I проявлял особую страсть к мореплаванию и кораблестроению. Он освоил столярное, оружейное, кузнечное, паяльное, часовое, типографское ремесла – и всё это в юном возрасте.

13 ученик:
Полководец Александр Суворов, наречённый в честь Александра Македонского и Невского, в детстве был слаб и худ. Никто не ждал от него никаких доблестей. Отец его, генерал Василий Иванович, из-за хилого и болезненного здоровья сына, который вечно был простужен, нездоров, пророчил ему чиновничье будущее. У Саши нашлись прекрасные наставники – книги по военному искусству, от которых дух захватывало. И Александр Суворов принял решение, стать сильным.
Занимался гимнастикой, обливался холодной водой, в стужу не кутался, ходил в лёгкой одежде под проливным дождём, скакал на лошадях. С игрушечными солдатиками он повторял все сражения великих полководцев. Считают, что Суворов провёл 60 сражений и боев и одержал 60 побед. Но первый бой – это был бой со слабостью.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

1. Почему копьё и щит – неразлучные, но вечные враги? (Копьё предназначено для нападения, щит – для защиты)
2. Как сообщают древние источники, спартанские женщины, отличавшиеся смелостью и силой воли, провожая сыновей на войну, давали им щит со словами: «С ним или на нём». Что бы это значило? (Вернись победителем или погибни со славой)
3. Как звали героя, о котором рассказывают народные сказания: он хвастался силой, храбростью, но встретив смерть испугался и был побеждён? (Аника - воин)
4. Литературное произведение в названии которого встречается – личное холодное колющее оружие офицерского состава («Кортик» А.Рыбаков)
5. В царской армии был солдат, который не мечтал быть генералом, но служил ему (денщик)
6. Вид старинного холодного оружия, которым вооружались стрельцы (Секира)
7. Назовите женщину – героя войны 1812 года (Надежда Дурова)
8. Кем было установлено в России звание «гардемарин»? Что оно обозначает? (Петром I, в переводе с французского языка означает «морская гвардия», это были воспитанники школы математических и навигационных наук)
9. Победы русской армии и развитие военного искусства связаны с именами русских полководцев. Назовите их имена (Невский, Донской, Румянцев, Суворов, Кутузов, Рокоссовский, Конев, Жуков)
10. Кому принадлежит высказывание: «Тяжело в ученье, легко в бою» (А.Суворов)
11. Что означает слово «бомбардир» и кем оно введено в России? (Петром I, солдат, обслуживающий орудие)
12. Кого называют бойцом невидимого фронта? (Разведчиков)
13. Как называют подростка, обучающегося морскому делу? (Юнга)
14. Назовите фамилию выдающегося русского флотоводца, адмирала, не проигравшего ни одного морского сражения (Федор Федорович Ушаков)
15. В 58 году до н.э. в Риме стал править страной великий воин. Кроме военных побед он известен тем, что одновременно мог выполнять несколько дел. Назовите его имя? (Гай Юлий Цезарь)
16. В 216 году до н.э. около небольшого города Канны состоялось самое крупное сражение древности. Тогда была применена такая тактика ведения боя, которая применялась на протяжении всей истории во многих войнах и даже во второй мировой войне. Кто автор этой тактики? В чем её суть? (Полководец Ганнибал, построил войска полумесяцем, в центре – самые смелые воины, по краям – самые сильные. Враг бьёт по центру, а края смыкаются и побеждают врага)

Скачать весь сборник со сценариями мероприятий >>

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.