развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Праздник "Ирина- рассадница"

Автор: Васькова Ольга Васильевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
КОУ "Петропавловский детский дом для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей", Омской области


Цель: Формирование у детей трудовых навыков, через приобщение к русским народным традициям.

Задачи:
Познакомить детей с традициями русского праздника «Ирина – рассадница»
Научить воспитанников сеять рассаду капусты.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: народный календарь, фартуки – 9 шт., фартук праздничный – 1, клеенки – 9 шт., ящики для рассады, тромбовка, маркеры, семена капусты, блюдце с проращенными семенами, лейки – 8, карточки с алгоритмом посадки рассады капусты, оформление избы: стол, лавки, печка, самовар.

Сценарный план:
1. Организационный момент.
2. Вводная часть.
3. Основная часть
- история праздника;
- способы проверки всхожести семян;
- инвентарь для посева семян;
- последовательность посева семян воспитателем;
4. Самостоятельная работа детей.
5. Чайпитие.
- рассказ воспитателем о празднике: «Орина-
рассадница», «Сергей-капустник».
6. Заключительная часть.

Организационный момент

Вводная часть

Воспитатель: «Ребята, мы с вами собрались на праздник, который в этот день издревле отмечался на Руси. Может мне кто-нибудь подскажет, что это за праздник?»
(Ответы детей).

Воспитатель: «Давайте обратимся к народному календарю. Этот календарь, ребята, создавался на протяжении многих лет. В нем описаны обычаи, обряды, которые сопровождали трудовую жизнь и праздники крестьян на Руси. Сейчас мы заглянем в этот календарь и узнаем, какой сегодня всё-таки праздник?»
(Дети переворачивают лист календаря и читают).

Воспитатель: « В старину говорили: «В Ирину – рассадницу, сей капусту в рассадниках». Сегодня мы познакомимся с традициями этого праздника и научимся сеять рассаду капусты.

Основная часть.

Воспитатель: «Давным-давно в этот день в русских семьях хозяйки занимались посевом капусты. О том, как сеют рассаду капусты, деревенские жители знали с малолетства. Но по традиции сеяли капусту только исключительно женщины, девушки и девочки. Если посеет капусту мужик, то она не даст плода, говорили в народе.
Давай представим, что мы находимся в русской деревне, в русской избе. Я буду Хозяйкой этого дома, а вы моими ученицами. Попробуем действовать по старинной русской традиции.
Итак, детки мои, сейчас я научу вас сеять капусту, но прежде скажите, как вы понимаете пословицу «Что посеешь, то и пожнешь»?

Предполагаемые ответы детей: (Если семена будут испорченными, некачественными, то и урожая не будет).

Воспитатель: А чтобы этого не произошло, вы девочки, как будущие хозяйки, должны запомнить, что семена необходимо проверять на всхожесть.
Как вы думаете, как проверяли семена на всхожесть в крестьянских семьях?
Предполагаемый ответ детей: (прорастить).

Воспитатель:
1 способ проверки семян: семена равномерно разбрасывают по смоченной водой салфетке, лежащей на блюдце. Блюдце накрывают и держат в темном месте, пока семена не начнут прорастать, примерно через 2-3 дня появятся ростки.
2 способ: необходимо набрать в стакан воды, высыпать в него семена, хорошие семена опустятся на дно, плохие останутся на поверхности воды.
Семена, которые вы будете сеять сегодня уже проверенные.

Итак, как проверять семена на всхожесть вы знаете, но прежде, чем приступить к работе, подумайте девочки, какой нам инвентарь понадобится для посева капусты? Я показываю необходимый нам инвентарь, а вы вспомните его название и для чего он предназначен».

Предполагаемые ответы детей:
*посевной ящик – для почвы;
*маркер – для того, чтобы делать бороздки, на этом маркере через 1 сантиметр нанесены яркие цветные полоски. Над каждой полоской, начиная снизу, ставят соответствующую цифру, которая обозначает глубину бороздки;
*трамбовка – нужна для уплотнения почвы;
*лейка – для полива;
* фартук – для того, чтобы не замарать одежду.
В ходе беседы при затруднении ответов воспитанниц о назначении инвентаря, педагог задает наводящие вопросы.

Воспитатель: «А теперь подойдите поближе ко мне и внимательно проследите за последовательностью посева капусты:
1. Уплотнить трамбовкой почву, особенно у краев ящика. Для чего? (чтобы вода после полива равномерно распределилась по поверхности).
2. Отступить от короткой стенки ящика 5 см., наметить линию первого рядка, нажать рукой на маркер так, чтобы он вошел в почву до полосы с цифрой 2 см. – это необходимая глубина для посева капусты.
3. От отметки линии первого рядка отступить 15 см и снова сделать такую же отметку.
4. Разложить в бороздки семена на расстоянии 3-4 см друг от друга.
5. Засыпать бороздки почвой и слегка уплотнить и полить.
По старому обычаю, когда поливали семена, то приговаривали:
«Расти, расти, капустка,
Расти, расти большая».

Вы внимательно посмотрели, как правильно сеять рассаду капусты, а теперь попробуйте это сделать сами.
У каждой из вас, девочки, есть карточки, на которых написана последовательность посева капусты. Ими вы можете воспользоваться при работе. Возле каждого ящика вы найдете необходимый инвентарь. Итак, девчонки, надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, за работу веселей принимайтесь.
А я в это время по избе пройдусь, на вас погляжу, да работой утешусь.

(Воспитатель наблюдает за работой детей, если необходимо, то помогает)

Воспитатель: «По традиции, когда сеяли капусту, приговаривали:
Не будь голенаста, будь пузаста
Не будь пустая, будь тугая,
Не будь мала, будь велика.
При поливе, девочки, не забудьте сказать волшебные слова:
Расти, расти капустка ,
Расти, расти большая.
Капуста, дети, любит воду, да хорошую погоду.

Итак, рассада посеяна – значит пришло время для веселья, труд увенчался всеобщим праздником, и назывался он девичьи вечеринки – капустницы. И мы, следуя этой традиции, сейчас устроим такой капустник. Ведь делу время, а потехе час. После того, как вы помоете руки, я приглашаю вас отведать угощения»
(Педагог накрывает стол).

Воспитатель: «Раскрою вам ещё один секрет этого праздника. В деревенских домах устраивали чаепитие с капустными пирогами, эта традиция предвещала богатый урожай капусты.

18 мая на смену «Ирины – рассадницы» придет её младшая сестра «Арина-рассадница». В этот день необходимо высадить рассаду на гряду. Если у вас нет участка, то можете выращенную рассаду отдать воспитателям или другим работникам детского дома, которые заботятся о вас. И не забудьте им подсказать, что в старину была ещё одна примета: первый высаженный росток, накрывали белым платком для того, чтобы вилки капусты были большие и тугие.

8 октября придет очередь «Сергею – Капустнику». В этот день хозяйки приступали к засолке капусты».

Заключительная часть.

Воспитатель: Пришла очередь дать вам испытания:
В какой день по народному календарю сеют рассаду? (24 апреля)
Какие традиции существовали в этот день? (сеяли капусту только девочки и женщины, пили чай с капустными пирогами)
Как проверить всхожесть семян капусты? (методом проращивания семян, с помощью воды)
Какой инвентарь необходим при посеве капусты? (посевной ящик,
маркер, трамбовка, лейка).

Давайте попробуем вспомнить очередность действий при посеве капусты. (трамбуем землю, делаем бороздки, разложить семена в бороздки, засыпаем бороздки и поливаем)
Какие даты в народном календаре связаны с капустными днями? (24 апреля-«Ирина – рассадница», 18 мая- «Арина- рассадница», 8 октября «Сергей- капустник»)
Сегодня, девочки, вы показали себя настоящими умелицами. Я думаю, эту традицию вы запомните и в жизни будете настоящими хозяйками

На память о нашем занятии я дарю каждой из вас сезонные народные календарики, они будут напоминать вам о народных земледельческих праздниках.

Список использованной литературы:
Волков И.П. Учимся творчеству - М.: «Педагогика», 1982.
Рожнова П.К. Русский народный календарь - М.: ОО «АиФ-Принт», 2001.

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.