Конспект интегрированной образовательной деятельности по восприятию классической музыки в синтезе с другими видами искусств для детей подготовительной группы на тему «Зал оживших образов»

Конспект интегрированной образовательной деятельности
по восприятию классической музыки в синтезе с другими видами искусств для детей подготовительной группы
на тему «Зал оживших образов»

ИЗ СЕРИИ "МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЕ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
"

Автор: Золотарева Надежда Михайловна
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
МОУ прогимназия «Радость», город Серпухов, Московская область, РФ
Электронная почта для связи с автором: [email protected]

Образовательная область: «Музыка»

Программные задачи: Учить детей образному восприятию музыки. Упражнять в определении характера музыкального произведения. Продолжать учить импровизировать несложные мелодии определенного характера на заданный текст. Побу­ждать к передаче в движении характерных особенностей образа. Продолжать учить самостоятельно и творчески отражать свои представления, используя различные изобразительно-выразительные средства. Развивать рече­вую активность и эмоциональное восприятие при слушании музыки, развивать воображение. Воспитывать музыкальную культуру.

Области интеграции:

«Физическая культура»: Развитие физических качеств в ходе музыкально-ритмической деятельности.
«Здоровье»: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
«Безопасность»: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности (танец, двигательные импровизации и др.).
«Социализация»: Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве.
«Познание»: Формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, живописи, художественной литературы.
«Коммуникация»: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Художественное творчество»: Развитие песенного и двигательного творчества, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Предварительная работа. Формирование понятий: музей, образ, скульптура.
Оборудование. Помещение оборудовано под зал музея. На стене висит картина В.Васнецова «Аленушка», на подставке — скульптура малой формы «Бык», де­монстрационная кукла.

Ход ОД.

М.р.: Сегодня у нас необычная встреча. Её мы проведем в музее, в зале образов. Всех нас окружает большой, интересный мир, который мы с вами воспринимаем все по-разному. Мы видим определенных людей, животных, явления природы. А люди в своих произведениях искусства могут рассказать о том, что существует в действительности, через свой образ на картине, в музыке, в литературе, в скульп­туре, в игрушках.
Необычность зала в том, что образы, находящиеся в нем, могут оживать и рассказы­вать о себе. А поможет в этом музыка!

Звучит «Музыкальная табакерка» А.Лядова.

М.р. Как вы думаете, какой образ может ожить под эту музыку? Почему?

Ответы детей.

М.р. Музыка звучит в высоком регистре отрывисто, прозрачно, изящно. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки. Отрывистые, повторяющие­ся звуки создают видимость чего-то ненастоящего, механического, игрушечного.

Повторное слушание «Музыкальной табакерки» А.Лядова... Ребенок подготовительной группы танцует танец куклы.

М.р. Немало разных кукол есть на свете,
Глаза их удивления полны.
И верим мы, что куклы тоже дети,
Но только дети сказочной страны.
А сейчас вновь звучит музыка, и оживает следующий образ.

Ж.Бизе "Увертюра к опере "Кармен "(фрагмент).

М.р. Как вы думаете, какой образ оживет под эту музыку и почему?
Дети.
М.р. Как музыка рассказывает нам об образе быка?

Ответы детей.

М.р. Музыка мужественная, торжественная, грозная, стремительная, воинственная, громкая, как бы рисующая дикого быка, бьющего копытом, раздувающего в гневе ноздри, готового в любой момент преследовать врага.
А сейчас давайте попробуем изобразить грозного, воинственного быка под эту музы­ку. Покажите, как бы мог вести себя этот бык.

Повторное слушание, двигательное творчество детей.

М.р. А сейчас мы попробуем оживить следующий образ с помощью музыки.
М.И.Глинка «Разлука»

М.р. К какому образу больше всего подходит эта музыка?
Дети.
М.р. Давайте подойдем поближе к картине Виктора Васнецова «Аленушка» и рас­-
смотрим ее.
Посмотрите внимательно на позу Аленушки, на ее выражение лица, вспомните музы­ку, которая сейчас прозвучала, и скажите, какие чувства Аленушки передает музыка и картина.
Дети. Грусть, печаль, одиночество, тоска, задумчивость, горе.
М.р. Как вы думаете, чем может быть вызвано такое настроение Аленушки?
Дети. Потерялась в лесу, осталась сиротой, потеряла братца Иванушку...
М.р. Садитесь на свои места. Подумайте и скажите, как музыка рассказывает о состоянии Аленушки, какие интонации слышны в музыке?
Дети. Вздохи, плач, всхлипывания, причитания.

М.р. иллюстрирует ответы детей фрагментами музыкального произведения.

М.р. А сейчас давайте пофантазируем и представим, какую бы песню спела Аленуш­ка, если бы эта картина ожила.
У каждой песни кроме мелодии, напева есть слова. Пусть у нашей песни для Аленушки будут такие слова:
Братец мой далеко,
Жить мне одиноко.
Давайте со мной вместе повторим, выучим их.
А теперь послушайте, какую песню для своей Аленушки сочинила я.

Образец музыкального руководителя.

А сейчас вы попробуйте сочинить свои песни на эти слова.
Я буду начинать песенку, а вы продолжайте.

Песенные импровизации детей.

М.р. А кто сможет сочинить всю песенку для Аленушки?
Какие напевные, протяжные, красивые песни у вас получились. Мы будем надеяться, что такое грустное настроение у Аленушки временное. Она скоро найдет своего братца и вернется домой.
Я вам сейчас открою секрет. В нашем зале остался еще один невидимый образ, который мы попробуем отыскать с помощью волшебницы-музыки и изобразить в словесном рисунке.
Слушание фрагмента из балета С.С.Прокофьева «Золушка» «Кузнечики и стрекозы».
Расскажите нам о том образе, который вы отыскали.

Ответы детей.

М.р. Какие интересные образы вы нашли. Давайте мы их подарим нашему музею. Сейчас я предлагаю вам побывать в роли настоящих художников и с помощью красок изобразить свои рисунки под музыку.

Самостоятельная художественная деятельность детей под музыку С.С.Прокофьева.

М.р. Наш музей благодаря вашим рисункам пополнился замечательными экспонатами. Их мы разместим на стенах выставочного зала.
А наше путешествие по залу образов подошло к концу. Но я думаю, мы еще не раз сюда вернемся. До новых встреч!

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.