Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Обобщение опыта по теме:

«Сюжетно-ролевая игра как средство обучения
детей дошкольного возраста»

Автор: Хазова Наталья Дмитриевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Полтавский д/сад «Родничок». р.п. Полтавка, Омской области

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д. Сюжетно-ролевые игры в старшей группе обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование. Это обеспечивает такое построение педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное формирование нравственных представлений и перенос их в опыт игровой деятельности. В этом процессе используются различные формы занятий: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, лепка, рисование, оформление тематических альбомов. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. В сговоре на игру дети обсуждают замысел, при этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты.

Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности. Воспитатель обязан проникнуться сознанием глубокой ценности игровой деятельности и как средства воспитания и самовоспитания ребенка, и как средства его всестороннего изучения.

Руководство игровой деятельностью детей предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных методов и приемов:
Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение художественной литературы; беседы-рассказы; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра.

Вторая группа — это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли, оказание детям помощи в реализации знаний, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов. Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то, или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.

Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Изучая характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогая детям лучше узнать друг друга, обращаю их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи использую такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. Показываю детям приемы конструирования; пользуюсь фотографиями детских построек, схем, таблиц; даю тематические задания типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра «Строительство города») и т. п.; подбираю вместе с детьми материалы для обыгрывания построек.

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.). Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы — заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.), чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.
Сначала выявили начальный уровень развития и основных проявлений эмоционального, познавательного и коммуникативного уровня. Затем разработали систему конспектов-сценариев сюжетно-ролевых игр, согласно игровым интересам детей и инновационным технологиям ХХI века, осуществляя выполнение программного материала «Детство».
Детям доставляет большое удовольствие совместная деятельность с взрослыми. Однако участие педагога в игре не должно быть длительным, иначе дети могут терять инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра может потерять большую часть своего воспитательного значения.

При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, игры с машинами возникают по несколько раз в день. Как правило, это бывают индивидуальные игры, а совместные отличаются кратковременностью и бедным содержанием. Работу следует начинать с обогащения детского опыта, расширения кругозора, развития игровых интересов, формирования нравственных чувств и навыков самостоятельной деятельности. Для этого составляла тематический план учебно-воспитательной работы, обуславливающий развитие игры в «шоферов». Примерный план отражает связь игры в «шоферов» с различными занятиями, художественной деятельностью, строительными и подвижными играми. В плане предусматривалась работа не только по обогащению детей знаниями для развития сюжета игры, но и их нравственному воспитанию, формированию взаимоотношений. Кроме того, знания, приобретаемые в системе, обеспечивают длительность игр, а, следовательно, и длительность детских взаимоотношений.

Педагогическое руководство данной игрой начинали с прогулки по улице и наблюдений за машинами. В ходе наблюдений внимание детей обращала на разнообразие машин, на то, что перевозят машины, и т. д. После прогулки в беседе с детьми задавала им следующие вопросы: Какие машины они видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу? Сразу же после беседы предлагала поиграть в «шоферов», взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками, тротуарами и проезжей частью. Мальчики-«шоферы» с различными машинами «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки-«мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках. Переходить улицу надо спокойно, не бежать и обязательно вместе с взрослыми.

В последующей работе знакомила детей с тем, что машины заправляются бензином. Экскурсии к бензоколонке и автогаражу обогащают знания детей и расширяют их возможности в организации совместных игр. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним. С целью развития интересных и длительных игр в утренние и вечерние часы читала детям художественную литературу, организуя занятия по конструированию из строительного материала (гараж для машин, грузовой автомобиль) с последующим обыгрыванием построек.
Интересным моментом в развитии этой игровой темы была встреча-беседа с механиком автогаража, который увлекательно рассказал детям о работе в гараже шоферов, механиков, диспетчеров, мойщиков машин, бензозаправщиков, врачей. Если у большинства детей интересы сходны, не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации искали варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре.

Во второй половине дня детей постоянно забирают на разнообразные дополнительные занятия, поэтому часто возникали ситуации, когда в середине игры дошкольники возвращаются в группу и хотят участвовать в ней. Учитывая такие ситуации, заранее при организации игры и продумывала 2-3 дополнительные универсальные роли на этот случай. Таким образом, все дошкольники вовлечены в одно общее дело — игру, сюжет которой, непрерывно обогащался и развивался.

Руководство игрой в этот период имеет свои особенности. Подсказывала логическое завершение игры: корабль стал на ремонт, магазин закрылся на перерыв и т. п. Обязательно отмечала, что детям было интересно играть потому, что Таня была хорошей воспитательницей. Она заботливо относилась к своим детям, была с ними ласковой, доброй. Или Саша оказался настоящим другом. Он был капитаном, но уступил Косте штурвал, когда тот попросил, и т. п.

Смена детской деятельности в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы не должна прерывать игровую ситуацию, поэтому детям подсказывала дальнейший план деятельности, оказывая влияние на ее мотив, отношение к игре.

При взаимодействии с неиграющим дошкольником выясняла причину того, почему ребенок не играет. Тем самым появлялась возможность выяснить интересы ребенка, которые могут помочь в активизации игровой деятельности воспитанника. Если ребенок отвергается коллективом или еще не знаком ему — «новенький в группе», — просила поиграть с ним лидера группы или спокойного, контактного ребенка или сам начинает осуществлять игровые действия с ним. Цель педагогического взаимодействия, вызывать желание у ребенка к совместной с другими детьми деятельности, желание играть, налаживать контакт со сверстниками.

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.

В конце года наблюдали значительные положительные сдвиги в характеристике совместной игровой деятельности детей старшей группы.

Результаты работы:
 — проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении игр, сюжетно-ролевых, в частности.
 — улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками.
 — заинтересованность родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развитий.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.