Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Мы Кузбассовцы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Мы Кузбассовцы»

Автор: Пушкарёва Ольга Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 61 «Рябинка» города Белово»
г.Белово, Кемеровская область, Российская Федерация

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественная литература.

Виды детской деятельности: комукативная, познавательно-иследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели: Познакомить детей с Кемеровской областью – малой родиной. Формировать нравственные и патриотические чувства детей на основе исторических ценностей, развивать чувство гордости за свой край. Познакомить детей с крупными городами области. Познакомить детей с промышленностью Кузбасса, различными видами труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства. Расширить представление об угле, его качествах и свойствах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования.

Планируемые результаты: Имеют представление о Кемеровской области – малой родине, месте, где родились. Знают названия нескольких городов области и умеют показать их на карте. Знакомы с историей родного края. Обсуждают исследовательскую деятельность, умеют сотрудничать, охотно делятся информацией со сверстниками и взрослыми.
Материалы и оборудование: Карта Кемеровской области, фотографии достопримечательностей области, макет разреза, каменный уголь на каждого ребенка, минеральная вода.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель: В Российской нашей необъятной шири
Есть край, где мы живем
Зовут его жемчужиной Сибири,
А мы землей любимою зовем.
Дети, вы хотите отправиться в путешествие по родному Кузбассу?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Как называется наш край?
Дети: Кузбасс, земля Кузнецкая, Кемеровская область, Сибирь.
Воспитатель: Да, названия разные, но обозначают они одно и то же, это наша Родина, место, где вы родились.

Давайте посмотрим на наш край из космоса. (Демонстрация фото со спутника).
Очертания нашей Кемеровской области, на карте страны, имеют форму сердца. (Обвожу территорию Кемеровской области).
Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца,
И бьётся оно,
И отчизна внимает
Рабочему ритму
Кузнецкого края.
И в будни эпохи
И в каждом из нас
Пульсирует гордо имя –
Кузбасс.

Воспитатель: Перед вами карта Кемеровской области. Скажите, какой главный город в Кузбассе.
Дети: Город Кемерово.
Воспитатель: Правильно. (Отмечаем город Кемерово на карте).
Какая река протекает через город Кемерово?
Дети: река Томь.

Воспитатель: Земля наша прекрасная и древняя. Много лет тому назад на берегах реки Томи поселились древние люди. Они охотились, ловили рыбу.
И о тех временах остались наскальные рисунки. Жители нашей области бережно хранят своё прошлое. На месте этих наскальных рисунков создан заповедник «Томская писаница». Кто из вас бывал в Томской писаннице?

Рассказ ребенка: Люди каменного века занимались охотой и рыболовством. Это нашло отражение в рисунках на скалах. Здесь много рисунков лосей, разные способы охоты, а так же животные пораженные стрелой и попавшие в загон. Есть выбитые на камнях изображения птиц и рисунки людей, которые охотятся на зверей.

Второй рассказ ребенка: Для детей создан музей сказки. В котором есть избушка на курьих ножках с бабой Ягой и пещера с Кощеем Бессмертным. Здесь есть зоопарк с дикими животными, которых можно наблюдать.
В Томской писаннице живет сибирский Дед Мороз. Здесь его терем, где он отвечает на письма ребят со всей области.

Воспитатель: На территории нашей области в древние времена жили огромные мамонты. Сейчас добывая уголь в разрезах находят их кости и бивни. Посмотрите – это кусочек бивня мамонта, жившего на Кузнецкой земле миллионы лет назад. Его нам подарили рабочие разреза. (Демонстрация фото мамонта и кусочка бивня).
Суров наш край и богат. Какие полезные ископаемые находятся в нашей области?
(Дети на карте показывают условные обозначения полезных ископаемых и называют их: золото, уголь, гранит, известь, мрамор, руда, алюминий и т.д.)
Воспитатель: А в каком городе мы живем?
Дети: город Белово.

Воспитатель: Покажите на карте области город Белово.
Дети показывают на карте город Белово.
Воспитатель: Какие значки полезных ископаемых указаны рядом с городом Белово?
Дети: Уголь.
Воспитатель: Правильно, в нашем городе много угольных шахт и разрезов, на которых добывают уголь. Уголь называют «черным золотом». Скажите, пожалуйста, для чего нам всем нужно это «черное золото»?

Дети: Углём топят печки, таким образом, он нас согревает; благодаря углю работают фабрики и заводы, электростанции, котельные. Уголь сжигают в доменных печах, чтобы расплавить метал, их которого делают рельсы для железных дорог. Из угля получают краски, лаки, делают удобрения.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах стоят подносы с каменным углём. Возьмите его в руки, рассмотрите его и расскажите о нём; какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый?
Ответы детей.

Воспитатель: Как вы узнали, что он твердый?
Дети: Надо сжать его в руке.
Воспитатель: Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет?
Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим, такой ли прочный камень уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет.
(Ударяю по куску каменного угля молотком, он рассыпается на кусочки).
Каменный уголь твердый, но не настолько прочный, от удара молотком он рассыпается на кусочки. Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь?
Дети: Он пачкается.

Воспитатель: Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть бурым или черным, блестящим или матовым. Возьмите лупу и рассмотрите уголь, что вы там видите?
Дети: ( Он бугристый как дерево).
Воспитатель: Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и лежат много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.
Уголь добывают глубоко под землей. На шахтах и разрезах. Какие разрезы нашего города вы знаете?

Дети: Бачатский, Шестаковский, Караканский, Виноградовский.
Воспитатель: Разрез это огромная яма в земле (показ слайда). Там работают огромные машины. Экскаваторы, которые своими огромными ковшами выбирают уголь из земли. ( Показ слайда). Они грузят добытый уголь в большие, мощные машины БелАЗы. На Бачатском разрезе работает самый большой в мире БелАЗ. Это такая большая машина, что человек, даже самый высокий, ниже его колеса. (Показ фотографии).
У нас есть макет разреза. (Демонстрация макета). Кто работает на экскаваторе?
Дети: Машинист экскаватора.
Воспитатель: Как называется человек управляющий огромным БелАЗом?
Дети: Водитель, шофер.
Воспитатель: Кто работает на бульдозере?
Дети: водитель бульдозера, бульдозерист.
Воспитатель: много людей работает на разрезе. Как их называют, одним словом?
Дети: Горняки.

Воспитатель: Горняки и шахтеры, очень почетные профессии. Люди вкладывают очень много труда, чтобы добыть «черное золото» — уголь. Родина наша всегда отмечала лучших рабочих этой профессии орденами.
Есть специальный орден «Шахтерской Славы» Им награждают самых достойный горняков. (Демонстрация Орденов «Шахтерской Славы»).

ФИЗМИНУТКА.
Дети образуют круг.
Уголь в земле глубоко залегает (делают 2-3 приседания)
В шахтах его горняки добывают. (Поднимают руки вперед, разводят их в
стороны).
На смену в забой шахтерам пора.
Уголек-антрацит поднимать на гора. (Выполняют наклоны вправо, влево).
Шахтеры, шахтеры на смену идут. (Маршируют на месте).
Нелегок, но очень почетен их труд. (Поднимают руки через стороны
вверх).

Воспитатель: Кузбасс богат не только углем. Земля нас согревает и лечит. Очень много подземных источников бьёт из- под земли. Источники эти с лечебной водой. Шумят родники, питают землю Кузнецкую. (Запись шума родника). Хотят помочь людям быть здоровыми. А люди вблизи этих источников строят санатории для оздоровления, и отдыха. Отдыхают здесь шахтеры, люди других профессий и конечно, дети. (Фотография санатория).
А сейчас предлагаю попробовать лечебную Борисовскую воду.
Давайте поиграем в родники. Вы будите дуть через трубочку в воду и у вас получится «родник». А затем каждый выпьет воду из своего « родника».
(Дыхательная гимнастика игра «родник»).
Есть в Кемеровской области огромное богатство – это леса. Здесь растут кедр, пихта, сосна, ель, лиственница. В тайге можно встретить совсем необычное для наших лесов дерево – липу сибирскую. Где используют это «зеленое богатство»?

Дети: Леса это « легкие» нашей области, они очищают воздух. А древесина хвойных деревьев очень красивая и хорошо обрабатывается. Из неё делают мебель, карандаши, изготовляют сувениры. Из смолы и отходов древесины получают хвойный бальзам, витамин С.

Дети: Лиственные леса очень красивые, особенно осенью. Древесина лиственных деревьев используется в строительстве. А древесина липы мягкая, легкая и при высыхании не дает трещин. Из неё делают карандаши и игрушки. Из коры липы получают лыко. Оно идет на изготовление рогожи, веревок, а в старину из лыка плели лапти.

Воспитатель: Сегодня, мы с вами вели разговор о нашем родном Кузбассе. Суров и богат наш край. Мы любим и бережем его.

Кузбасс – земля особенного рода,
Её не спутать ни с какой другой.
И днем и ночью жаркая работа
Кипит и на земле и под землей.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.