Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания

Формирование начальных основ экологической культуры
у дошкольников через систему экологического воспитания

Автор: Хазова Наталья Дмитриевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Полтавский д/сад «Родничок». р.п. Полтавка, Омской области

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которые обеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем.

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место в ней человека. Задачи по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста решаются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим («Следы человека на планете Земля», цикла занятий по физической культуре («Знай свое тело», «Береги свое здоровье») и занятий по ОБЖ, экскурсий по зонам экологических проблем (загрязненное озеро, ближайший лесной массив и т.д.).

Образовательный процесс по экологическому воспитанию включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых к более сложным знаниям (расширение и усложнение). Все блоки связаны между собой и предусматривают многократную повторность содержания на разных уровнях.

Вся работа по экологическому воспитанию детей в группе строится в тесном взаимодействии с семьей. Деятельность родителей с детьми в помощь природе — это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах.

Результат экологического образования: у дошкольников формируются основы экологической грамотности и культуры, ответственное отношение ко всему в природе и к своему здоровью. Дети начинают осознавать себя частью природы, учатся видеть невидимые связи всего со всем в природе, развивается эмоционально-положительное отношение к природе. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Актуальность. Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека и природы неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому на планете, не исключая самого человека.

Потребительские отношение людей к окружающему миру приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных, полезных ископаемых, загрязнению окружающей природной среды. Поэтому необходимо переоценить и осознать все возможные формы взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем окружающим миром, в котором мы живем. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой нашего развития, как физического, так и духовного, интеллектуального.

В целях выживания цивилизации необходимо переосмысление самой сути взаимоотношений общества и природы с учетом новых подходов и, прежде всего, идей устойчивого развития, в основе которых лежит коэволюционная стратегия. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которые обеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем.

Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Основным направлением по формированию основ экологической безопасности у старших дошкольников мы выделили следующие задачи:
 — формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы;
 — формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
 — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпа-тии к объектам природы;
 — формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
 — формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
 — освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
 — формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
 — формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Основные содержательные линии экологического образования дошкольников представлены следующим образом: разнообразие окружающего мира, взаимосвязи в природе, цикличность явлений и процессов. В работе анализируются все содержательные линии и их конкретизация по разным направлениям экологии (Приложение 1).

Для успешного решения поставленных задач, прежде всего, было создано экологическое пространство. В комнате природы широко представлен растительный и животный мир. Дети старшего дошкольного возраста привлекаются к посильной заботе о животных в «Комнате природы».

На территории ДОУ имеются огород, цветник, а так же, в процессе создания и пополнения, экологическая тропа. Кроме этого в групповых комнатах организованы
 — уголки природы (где также имеются комнатные растения в соответствии с программными требованиями);
 — огород на окне (растения, которые выращиваются в нем зимой, ребята с удовольствием, пересаживают их на огород на территории ДОУ, где продолжают наблюдать за их ростом и ухаживать за ними);
 — уголки экспериментальной опытнической деятельности.
Фрагмент адаптации экологических знаний на дошкольный уровень представлен в Приложении 2.

С целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с экологической обстановкой в родном крае и влиянием деятельности человека на окружающую среду организуется эколого-краеведческая работа с детьми, которая проводится не только на базе краеведческого музея, но и в краеведческом музее ДОУ, по следующим циклам занятий на темы:
 — «Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду»;
 — «Здоровье человека и окружающая среда».
Особое место и роль в работе с детьми по второму направлению работы, занимает организация в ДОУ природоохранных акций:
 — «Сухая веточка»,
 — «Поможем деревцу! »,
 — «Капелька»,
 — «Помоги птицам» и т. д.,
цель которых, способствовать формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, осмыслению у дошкольников разных аспектов взаимодействия человека с природой.

В рамках акций проводится трудовой десант (трудовая деятельность детей, с целью привлечения детей к оказанию практической помощи объектам живой природы, это позволяет решать не только воспитательные задачи, но и формировать у детей положительное отношение к природе.

Также проводятся следующие мероприятия:
 — Выпуск газеты «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
 — Создание «Жалобной книги природы»;
 — Игровые задания «Разведка примет природы» /сбор фактов/;
 — Акции «Чистое утро», »Добрая зима», «Не рубите ёлки», «Чтобы дольше жили книжки», «Берёзкины слёзки» и другие;
 — Конкурс рецептов «Вкусно, полезно красиво»;
 — Изготовление книги «Путешествие в город Экоград».

Кроме этого, задачи по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста решаются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим («Следы человека на планете Земля», цикла занятий по физической культуре («Знай свое тело», «Береги свое здоровье») и занятий по ОБЖ, экскурсий по зонам экологических проблем (загрязненное озеро, ближайший лесной массив и т. д.).

Вся работа по экологическому воспитанию детей в группе строится в тесном взаимодействии с семьей, так как для ребенка-дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека. Деятельность родителей с детьми в помощь природе — это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах. Кроме этого для родителей в группе с целью пропаганды действуют экологические газеты: «Елочка», «Прикоснись к природе сердцем» и т. д.

Формирование основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста, прежде всего направлена на то, чтобы сформировать у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время. Результат экологического образования: вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, экологически грамотных, воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Список литературы:
В гости к деревьям (конспект занятия на экологической тропе) // Дошкольное воспитание. — 1995. — №8. — С. 22-27.
В гости к опасным растениям // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 7. — С. 23-24.
Воздух — невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, 1998. — 128 с.
Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, 1997. — 72 с.
Наш дом — природа (тексты для чтения и обсуждения с детьми) // Дошкольное воспитание. — 1998. — №10. -С.38-48.
Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М.: Новая школа, 1993.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб., 2000
Праздник волшебной воды (сценарий) // Дошкольное воспитание. — 1994. — №8. -С. 22-28.
Ребенок и природа // Справочник для родителей будущего первоклассника. — М.: ACT, — 2000. — С.20-28.
Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М.:ИЦ Академия, 2010. – 208с.
Смирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. — М.:СОЮЗ, 2010. – 208 с.
Экологическая тропа // Дошкольное воспитание. — 2000. -№4. — С. 25-36 . Тезисы докладов на научно-методических конференциях, совещаниях.
Экологический паспорт детского сада // Дошкольное воспитание. — 2000. — №2. -С. 30-38.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного образования. /Автор-составитель С.Н.Николаева. – М.: Издательство «АСТ», 1998.

Приложение 1
Основные линии экологического образования дошкольников

Рис. 1. Структура экологического образования «Наш
Первый уровень — ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. Принцип целостности реализуется также через представление «ребенок — часть природы». Сравнивая по специально разработанным рисункам обычный дом человека и «дом-природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце (тепло и свет), которые все тесно связаны друг с другом и с человеком. В этом уровне изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.

Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы: сначала неживой (блоки «Вода», «Воздух», «Камни, песок, глина»), затем — с компонентом, включающем живую и неживую природу («Почва»), и, наконец, — с компонентами живой природы (блоки «Растения», «Животные»). При этом каждый блок начинается с обращения к материалу первого блока «Я и природа».

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес»). Таким образом, на этом уровне природа также рассматривается как целостное образование, однако, теперь уже ребенок получает первые представления о том, как именно обеспечивается эта целостность за счет взаимосвязей и взаимоотношений организмов с окружающей средой.

Четвертый уровень (обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения. На основе сформировавшихся в процессе занятий представлений и эмоционально-положительного отношения к природе ребенок самостоятельно (под руководством взрослого) формулирует правила поведения в природе, оценивает действия человека (в том числе и собственные) с позиции безопасности для природы и для себя лично.

Каждый блок занятий состоит из комплекса взаимосвязанных тем. отражающих на доступном для дошкольника уровне содержание трех основных направлений экологии — биологической, социальной, прикладной, и реализуется через различные виды деятельности ребенка. Например, изучая блок «Вода», дети знакомятся с водой в природе, различными водоемами, свойствами и состояниями воды, водными животными и растениями, необходимостью экономить воду дома, некоторыми причинами и последствиями загрязнения рек, морей, способами их охраны. Все темы связаны друг с другом. Так, тема о свойствах воды связана с темой «Водные животные и растения» и помогает объяснить приспособленность водных организмов к среде обитания (вода прозрачная, значит, живые организмы могут видеть, а растения — получать солнечный свет; в грязной, мутной воде меньше света — ухудшается жизнь различных организмов; вода бывает теплой, холодной — в водоемах с разной температурой обитают разные животные, растения). В свою очередь, объяснение последствий загрязнения рек строится на основе представлений дошкольника о взаимосвязях водных организмов с окружающей средой.

Приложение 2

Адаптация экологических знаний на дошкольный уровень (фрагмент)

Проблема Адаптация на дошкольный уровень
Взаимосвязи в природе Невидимые ниточки природы (наблюдения в природе и в живом уголке, музыкальная, изобразительная деятельность, игры, решение творческих задач, чтение и обсуждение литературы).
Круговорот воды Путешествие капельки (наблюдения в помещении и на улице, опыты в лаборатории, подвижная игра, музыкальная, изобразительная деятельность, чтение и обсуждение литературы).

Круговорот вещества (образование почвы) Волшебные превращения листьев в почву (наблюдения на экологической тропинке за опавшими листьями, упавшими деревьями, пнями, грибами, проект «Листья», подвижная игра, изодеятельность, знакомство с дождевым червяком и его «работой», обсуждение авторской сказки, чтение литературы, акция по спасению дождевых червяков).

Тезисы к опыту работы

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которые обеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем.

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место в ней человека. Задачи по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста решаются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим («Следы человека на планете Земля», цикла занятий по физической культуре («Знай свое тело», «Береги свое здоровье») и занятий по ОБЖ, экскурсий по зонам экологических проблем (загрязненное озеро, ближайший лесной массив и т.д.).

Образовательный процесс по экологическому воспитанию включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых к более сложным знаниям (расширение и усложнение). Все блоки связаны между собой и предусматривают многократную повторность содержания на разных уровнях.

Вся работа по экологическому воспитанию детей в группе строится в тесном взаимодействии с семьей. Деятельность родителей с детьми в помощь природе — это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах.

Результат экологического образования: у дошкольников формируются основы экологической грамотности и культуры, ответственное отношение ко всему в природе и к своему здоровью. Дети начинают осознавать себя частью природы, учатся видеть невидимые связи всего со всем в природе, развивается эмоционально-положительное отношение к природе. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.