Занятие по рисованию в нетрадиционной технике «Белая метелица»
для детей среднего дошкольного возраста
Автор: Украинец Олёна Владимировна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Аленький цветочек», г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
учить передавать в рисунке картину зимы;
упражнять в рисовании деревьев;
продолжать учить пользоваться краской и кистью, промывать кисть;
учить новому методу «набрызг» — разбрызгивание капель краски с помощью зубной щетки и стеки — «Белая метелица»;
привлекать к рассматриванию рисунков, давая им образную характеристику;
развивать воображение, воспитывать любовь к природе.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
зима
белая метелица
набрызг
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
наблюдение за снегопадом, метелью;
рассматривание и беседа по тематическим альбомам «Зима», «Деревья»;
чтение произведения С.Маршака «Сыплет, сыплет снег»;
заучивание наизусть стихотворения А.Барто «Снег».
МАТЕРИАЛ:
иллюстрации с изображением снегопада;
тонированная бумага (голубого цвета) ? альбомного листа;
коричневая и белая гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой;
зубные щетки, стеки на каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ВОСПИТАТЕЛЬ (читает отрывок из стихотворения):
Снег, снег кружится
Белая вся улица.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
ДЕТИ: О зиме.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы догадались?
ДЕТИ: Только зимой много снега во дворе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Но зимой много снега не только во дворе, но и в лесу.
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением снегопада. Спрашивает, что нарисовано на картинках.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, как во время сильного снегопада снег покрывает все предметы вокруг: и крыши домов, и ветки деревьев, и столбики забора, и скамейки и т.д. Снежинки летят повсюду. Мы видим все предметы как бы сквозь летящие снежинки на сером небе, на предметах (темно-зеленых елях, черных стволах деревьев и др.).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня вы будете рисовать картинку «Белая метелица в лесу». Сначала надо нарисовать деревья. А потом вы вместе со мной будете учиться рисовать метель.
Педагог напоминает, что у деревьев есть ствол, который напоминает туловище человека; ветви, которые похожи на руки человека.
Путем вопросов педагог закрепляет представления детей о последовательности выполнения рисунка. Спрашивает нескольких человек, что они нарисуют в своем лесу, и предлагает всем приступить к работе.
В процессе работы надо следить, чтобы дети сначала изображали крупные предметы (деревья), потом предметы меньшего размера (кустики, маленькие елочки). Напомнить, что надо дождаться, пока высохнет одна краска, и только тогда накладывать на нее другую.
Когда рисунки готовы, воспитатель предлагает детям нарисовать метель (снегопад) и вместе с детьми делает это.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на неё. Вот и получилась метель в лесу.
В конце занятия педагог выставляет рисунки на стенд для просмотра. На верхнюю полочку помещает рядом 2-3 рисунка с наиболее удачным изображением метели.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, посмотрите на эти рисунки, они очень подходят к хороводу «Снег, снег кружится, белая вся улица». На рисунках больше всего белого цвета. Все деревья видны сквозь падающий снег. Кто найдет среди других рисунков похожие на эти и поставит их рядом?
Приглашает нескольких детей к доске.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему ты считаешь, что этот рисунок тоже подойдет к хороводу «Снег, снег кружится, белая вся улица»?
В конце занятия все работы рассматриваются. При анализе отмечается разнообразие решений, выразительность образа.
Детям предлагается рассказать о содержании своей работы.
Все рисунки объединяются в одну картину «Белая метелица в лесу».
После занятия — хоровод «Снег, снег кружится…»:
Снег, снег кружится
Белая вся улица.
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок»